Конспект урока по географии на тему Рельеф Северной Америки


Ход работы

1.Организационный момент
Здравствуйте ребята, садитесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, атласы, контурные карты, тетради.
2. Проверка домашнего задания
Ребята на прошлом уроке мы с вами начали изучение географического положения и истории открытия СА.
Сейчас я раздам несколько индивидуальных карточек а с остальными мы поработаем устно.
Я задаю вопросы а вы поднимаете руки и отвечаете.
- Дайте характеристику географического положения материка Северной Америки?
(Материк Северная Америка располагается выше экватора, лежит в северном полушарии.- Относительно нулевого меридиана лежит на западе, значит в западном полушарии.
- Через материк проходит северный тропик, который делит на 2 части, большая часть лежит севернее.
- Также по территории проходит северный полярный круг, который условно делит на 2 части, большая часть лежит южнее. Значит, материк будет лежать между тропиком и полярным кругом, в результате чего будут происходить изменения в природе материка.
Северную Америку с севера омывают моря и воды Северного Ледовитого океана, с востока и юго-востока – воды Атлантического океана, а с запада воды Тихого океана.
- Материк лежит во всех климатических поясах, кроме экваториального пояса.)- Покажите и назовите крайнее точки материка?
(Северная точка – мыс МерчисонЮжная точка – мыс Марьято.;
Западная точка – мыс Принца Уэльского
Восточная точка – мыс Сент – Чарльз.)
-Расскажите об истории открытия Северной Америки, а также исследованиях этого материка?
(Х.Колумб, Э. Рыжий, У.Баффин, В.И.Беринг, А.И.Чириков, Г.И.Шелехов).
3.Изучение новой темы
Америка.
На нашей планете нелегко встретить место, где было бы собрано вместе столько поразительных чудес природы, который индейцы поэтично назвали «страной льда, огня, воды, смолы и вертящегося дыма».
Так ли это мы постараемся выяснить с вами на сегодняшнем уроке.
Записываем число, и тему урока «Рельеф и полезные ископаемые»
Давайте сформулируем цель нашего урока?
(Изучить особенности рельефа СА и находящиеся там полезные ископаемые.)
Сегодня мы должны познакомиться с особенностями рельефа материка, как формировался и какие изменения произошли после оледенения, какие полезные ископаемые будут распространены по территории.
А что же такое рельеф? (совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм.)Откройте в атласах физическую карту Северной Америки и внимательно посмотрите на особенности рельефа материка Из чего же состоит рельеф? (горы,равнины)
И что же будет преобладать в рельефе горы или равнины? (равнины)
У какого материка мы уже встречали сходный рельеф? (ЮА)
В чем же причина такого типа рельефа? Какую карту надо открыть чтобы это понять? (тектоническую)
Что лежит в основе материка? (Североамериканская плита)
Так значит равнины расположены у нас на Североамериканской платформе, а как же сформировались горы? (область складчатости).
Кордильеры очень высокие горы, почему как вы думаете? (молодые, сформировались в мезозое)
Давайте еще раз закрепим, и так рельеф СА является простым, представлен равнинами и горами, преобладают? Чему они соответствуют?(платформе)
Все верно,большую часть материка как мы уже говорили занимают равнины, которые претерпивали долгие процессы преображения под действием ледника,давайте откроем страницу 208 в вашем учебнике,посмотрите на картику ,мы видим границы ледника.
За свою длительную историю наша Земля пережила несколько ледниковых эпох. Остатки древнего оледенения видим в Антарктиде, Арктике, многих горах в виде современных ледников. Наиболее мощные ледники образовались в горах – центрах оледенения северного полушария: Скандинавских горах, Кордильерах, на полуострове Лабрадор. Отдельные ледники сливались друг с другом, а потом начинали очень медленное, длившееся столетия движение на юг, на равнины. Гигантский ледник сползал по неровной поверхности, отламывал, захватывая и мелкие обломки, и целые глыбы горных пород, песок, щебень, глину, и уносил их с собой.. Продвинувшись далеко на юг (в северном полушарии почти до долин Миссури и Огайо) , ледник остановился. Под действием талых вод образовались песчаные наносы, протянулись напоминающие железнодорожные насыпи узкие продольные холмы, как ступени отступающего ледника образовались гряды, перпендикулярные его движению талые воды заполнили вспаханные ледником понижения и создали многочисленные озера, по всей территории оказались растащены огромные валуны и образовался характерный ландшафт областей древнего оледенения. Отложениями ледника - моренами сложена холмистая поверхность Центральных равнин. Здесь им оставлены многочисленные валуны, выпаханы котловины, нынче занятые озерами. К югу от Лаврентийской возвышенности расположены Центральные равнины (высота 200-500 м) .Давайте найдем на картах в атласе равнины?
Великие равнины, Центральные равнины,
Примексиканская низменность. Дома вам нужно будет нанести их на кон.карту.
Самая низкая точка в СА это Долина смерти,она находится на 86 метров ниже уровня моря, Своё современное название долина получила в 1849 году во время калифорнийской золотой лихорадки. В 1850-е годы в долине осуществлялась добыча золота и серебра.
Ее мы тоже наносим на карту.
И так подведем итог по этой части урока, особенность рельефа восточной части СА том что ее представляют в большенстве своем равнины, берега сильно изрезаны ,все это сформировалось под действием ледника спускающегося с севера на юг, пропахивая на своей пути как бульдозером ровную поверхность которая находится на Североамериканской плите. Поэтому на этой территории очень много озер ледникового происхождения.
Давайте теперь посмотрим на западную часть материка,что мы видим?(Горы Кардильеры)Это самая протяженная горная цепь которая протянулась вдоль западных окраин Северной и Южной Америки, (Аляска). (Огненная Земля).
Вся система Кордильер делится на 2 части — Кордильеры Северной Америки и Кордильеры Южной Америки, или Анды.
Длина — более 18 тыс. км, ширина — до 1600 км
Как мы уже с вами сказали в начале урока кардильеры очень высокие горы,почему?(новая складчатость)
Назовите и покажите, какие горные страны есть на западе?
(Скалистые горы, Кордильеры, Каскадные, Береговой хребет, Береговые хребты, Аляскинский хребет (показывают по карте).Ребята, назовите самую высокую точку Северной Америки?
(Самая высокая точка материка это гора Мак – Кинли на Аляскинском хребте, её высота 6193 метра.)
На материке так же находится и Большой каньон – огромное ущелье глубиной до 1800 метров, прорытое рекой Колорадо. По разным оценкам, на прокладку этого гигантского ущелья реке понадобилось от 2 до 9 миллионов лет.
Еще Северной Америке находится Мамонтова пещера – самая длинная пещера в мире. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда-то населявшей эти пещеры.
Скажите мне, пожалуйста, вот мы увидели с вами по тектонической карте, что в западной части материка есть область новой складчатости, что это означает?
(Это означает, что в данном месте происходят тектонические подвижки, вызванные тем, что идет соприкосновение двух литосферных плит, в результате чего происходит горообразование, извержение вулканов, землетрясение)
Вулканы и землятресения приносят людям очень много неудобств, вот например извержение вулкана Катмай на Аляске в 1912 году, считается одним из сильнейших землятресений , густая куча черного дыма окутала остров Кадьяк (что это за остров и где он) который расположен от вулкана 170 км, дыма и пепла было так много что людям было трудно дышать и постоянно хотелось пить, но все водоемы были занесены пеплом, и лишь на 4 день дым начал рассеиваться! толчки которые были при взрыве были слышны на расстоянии 1000 км, а пепел падал прямо на о. Ванкувер. Целый год по воздуху носилась вулканическая пыль.
А для древней складчатой области, какая форма рельефа будет соответствовать?
(Для древней складчатой области соответствует горный рельеф. На востоке древние горы Аппалачи.) А раз складчатость древняя значит и горы соответственно будут более низкие и округлые.
И так мы рассмотрели две формы рельефа горы и равнины,(запад восток) В чем особенность кардильер как горной системы? как образовались равнины?
Дальше мы переходем к изучению полезных ископаемых,какими бывают по происхождению?(магматические ,осадочные)
А теперь давайте подумая исходя из особенностей рельефа как будут распологаться полезные ископаемые?
(в западной части, где горный рельеф будут рудные полезные ископаемые: железные, урановые, медные, никелевые руды, серебро, золото. Низменности материка богаты нефтью, газом, фосфоритами. Аппалачи богаты каменным углем)4.Закрепление материала
1. К горам древней складчатости относятся:
а) Скалистые горы б) Береговые хребты в) Каскадные горы г) Аппалачи
2. В какой части материка находится его высшая точка?
а) северо-запад б) северо-восток в) юго-запад г) юго-восток
3. Стык двух литосферных плит находится на ... материка
а) востоке б) юге в) западе г) севере
4. Высота высшей точки материка превышает:
а) 5000 м б) 4000 м в) 3000 м г) 6000 м
5. Какая из этих форм рельефа находится в пределах древней платформы?
а) Кордильеры б) Аппалачи в) Центральные равнины г) Скалистые горы 
Молодцы ребята! Сегодня мы с вами проделали большую работу, а для того, чтобы вы усвоили данную тему «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки»
Домашнее задание -
прочитать §52,
нанести на контурную карту Северной Америки формы и объекты рельефа, и полезные ископаемые.
Деятельность учеников
1 мин
Приветствуют учителя, готовят рабочее место.
10 мин
Индивидуальная работа по карточкам.
Фронтальный опрос.
Отвечают о Северной Америке.
20-25мин
(Слайд 1)
Открывают тетради и записывают тему урока
Формулируют цель урока
(Слайд 2)
Отвечают на вопросы о рельефе и формах рельефа.
(Слайд 3)
Проводят сравнительный анализ рельефа Северной и Южной Америки.
Анализируют карту и отвечают на вопросы об особенностях образования равнин и гор.
Смотрят схему границы ледника в учебнике.
(Слайд 4)
Работают с картой атласа, и показывают найденные обьекты у доски.Смотрят видеоматериал
Закрепляем часть урока посвященную равнинам.
Смотрят на карту и называют горные системы расположенные в западной части СА.
(Слайд 5)
Отвечают на вопрос об образовании складчатостей и их возрасте.
(Слайд 6)
Смотрят видеоматериал о наивысшей точке материка –горе Мак КинлиСлушают учителя и смотрят видеоматериал о Большом Каньоне.
(Слайд 7)
Повторяют материал о новых складчатостях и выявляют зависимость их возраста и вулканической активности.
(Слайд 8)
Слушают рассказ о вулкане Катмай и ищут его на карте в атласе.
(Слайд 9)
Находят горы Аппалачи на карте в атласе и отвечают на вопрос о возрасте восточной складчатости.
Анализируем изученный материал и закрепляем закономерность размещения гор и равнин на западной и восточной части материка.
(Слайд 10,11,12)
Работаем с картой и вспоминаем какими бывают полезные ископаемые.
(Слайд 13)
Закрепляем новый материал и отвечаем на вопросы по изученной теме.

Записывают в дневник домашнее задание.