Урок по географии тема: Внутренние воды Северной Америки 8 класс


Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида№11. Г. Гуково.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Урок географии в 8 классе
Учитель: Руденко С.А.
2013
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ.
Цели и задачи урока: 
1) сформировать у учащихся представление о    
                              внутренних водах Северной Америки; выяснить  
                              особенности их распределения по материку, характер
                              течения, питания, режима. Познакомить учащихся с                              крупнейшими реками, озёрами и водопадами.
                              2) коррегировать умение учащихся работать с атласом и  
                              контурной картой.
                             3) воспитывать географическую культуру учащихся и
                              способствовать эстетическому восприятию объектов  
                              природы.  
развивать умение работы с картами атласа, дополнительными источниками географических знаний.
Тип урока : изучение нового материала.
Оборудование: физическая и климатическая карты Северной Америки, атласы, учебники, презентация «Внутренние воды Северной Америки».
Опорные и базовые понятия: озерная впадина, речная долина, водопад, наводнение, паводок, межень, бессточный бассейн, озерная система — Великие озера; ледники горные и покровные, Канадский Арктический архипелаг, айсберги, снежная линия, водопад, Ниагара, каньон.Географическая номенклатура:
реки: Миссисипи, Миссури, Огайо, Колумбия, Маккензи, Юкон, Колорадо;
водопад: Ниагарский;
озера: Великие (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио), Большое Соленое, Никарагуа, Большое Медвежье, Виннипег.СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Географическая минутка. Прием «Аукцион»
Ученики называют, одним предложением характеризуют и показывают на карте объекты географической номенклатуры темы «Северная Америка».
II. Актуализация опорных знаний и умений учеников
Прием «Интеллектуальная разминка»
Что относится к водам суходола?
От чего зависит богатство материка на водные ресурсы?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учеников
Учитель. На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с интересной информацией о внутренних воды Северной Америки, самыми главными системами рек и озер материка. Для изучения нового материала мы должны вспомнить опорные знания из предыдущих уроков.
Прием «Географическая волна»
Ученики по очереди отвечают на поставленные вопросы.
Какие типы питания могут иметь реки?
Как различают реки по характеру течения?
Какие бывают озера по происхождению их впадин?
Как рельеф влияет на характер течения рек?
Зависит ли режим работы реки от климата?
Как используются реки и озера в хозяйстве?
Какие экологические проблемы связаны с реками?
IV. Изучение нового материала
Работа с презентации «Внутренние воды Северной Америки».
Слайды №№ 1 – 13.
Прием «Мозговой штурм»
Объясните, почему в юго-западной части Северной Америки выпадает мало осадков. Как это влияет на речную систему материка?
Работа с презентации «Внутренние воды Северной Америки».
Слайды №№ 14 – 20.
V. Закрепления новых знаний и умений учеников
Прием «Географическая лаборатория» (работа в группах)
Задание. С помощью учебника, карт атласа охарактеризуйте:
I группа — реки бассейна Атлантического океана;
II группа — реки бассейна Северного Ледовитого и Тихого океанов;
III группа — Великие озера.
Прием «Экспресс-тест»
1. У рек бассейна Северного Ледовитого океана преобладает питание:
а) снежное; б) дождевое; в) ледниковое; г) подземное.
2. Глубокие речные долины с очень крутыми склонами характерны, в основном, для рек бассейна... океана.
а) Тихого; б) Индийского; в) Атлантического; г) Северного Ледовитого.
3. Река Миссисипи:
а) замерзает в верхнем течении; б) замерзает в нижнем течении; в) замерзает на всем протяжении течения; г) не замерзает.
4. В Северной Америке расположены такие уникальные естественные объекты, как:
а) река Амазонка и залив Фанди; б) каньон Колорадо и вулкан Орисаба; в) долина Смерти, пустыня Сахара и каньон Колорадо; г) река Конго и залив Фанди.
VI. Итог урока
Прием «Продолжи предложение».
Северная Америка богата на внутренние воды, которые...
Реки континента принадлежат к бассейнам...
Озера сосредоточены преимущественно на...
Большинство озерных впадин возникли в результате...
VII. Домашнее задание
Проработать соответствующий материал в учебнике ( § … ).
Подготовить сообщение о растительном и животном мире материка.
Нарисовать представителей растительного и животного мира материка.
Нанести на контурную карту наибольшие реки и озера материка.
Дополнительный материал к уроку
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ.
Йеллоустон — «река желтых камней», Колорадо — «красная река», Колумбия — за названием корабля «Колумбия»; Миссисипи — «большая река»; Миссури — «илистая», «грязнуля»; Юкон — «большая река»; Ниагарский водопад — «гром потоков»; Виннипег — «грязная вода», Гурон — названо по названию племени индейцев гуронов — свиньи, потому что их прически были похожи на голову дикой свиньи; Мичиган — «большое озеро»; Онтарио — «прекрасное озеро»; Эри — по названию племени, которое проживало здесь.
Наибольшее озеро в озере — это Манниту (площадь водной поверхности — 106 км²). Оно располагается на наибольшем озерном острове Манитулин в канадской части озера Гурон. В свою очередь на Манниту есть ряд своих островов.
Водопады Северной Америки, которые относятся к наибольшим водопадам мира:
Йосемитский — каскад водопадов на г. Йосемит (штат Калифорния, США), общая высота 739 м, наивысший Верхний Йосемитский водопад — 436 м;
Риббон на г. Мерсед (штат Калифорния, США), высота 491 м;
Силвер-Странд на г. Медоу (штат Калифорния, США), высота 357 м;
Брайдлвейл на г. Мерсед (Йосемитский национальный парк, штат Калифорния, США); высота 189 м;
• Йеллоустонские Верхний и Нижний на г. Йеллоустон (Йеллоустонский национальный парк, штат Вайоминг, США), высота соответственно 33 и 94 м;
• Ниагарский на одноименной реке (на границе США и Канады). Водопад разделяется на две основных части: канадскую — высотой 51 м и американскую — высотой 49 м. Водопад знаменитый своим большим расходом воды — около 426 000 м³/мин.