Проект по естествознанию Почва-удивительное творение природы


Введение
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна- а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него- оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит -глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что не обхватишь.[1]
Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? Это почва. Почему только в почве могут вырасти растения? И почему сейчас так много говорят о том, что ее нужно сберечь?
Мы поставили перед собой цель исследований:
Изучить происхождение, состав и свойства почвы.
Доказать необходимость её охраны.
Задачи:1.Изучить теорию вопроса в литературных источниках.
2.Провести эксперименты, доказывающие происхождение, состав и свойства почвы.
3.Изучить особенности почв Казахстана.
4.Рассмотреть вопросы охраны почв. Предложить меры по восстановлению почв.
5.Сформулировать выводы. Оформить презентацию проекта.
Методы: 1. Анализ литературы
2. Эксперименты
3. Наблюдения
Объект исследований: почва
Предмет исследований: состав и свойства почвы.
Гипотеза: Почва- уникальное природное богатство, необходимое всем живым организмам. Она обладает множеством удивительных свойств.

1
Глава 1
«Рождение почвы»
Учёные утверждают, что горные породы постоянно разрушаются. Этот процесс называется выветриванием или эрозией. При разрушении горных пород образуются более мелкие: щебень, песок, глина. Почему камни разрушаются? Ведь они такие крепкие?[2]
Чтобы понять этот процесс проведём несколько экспериментов.
Эксперимент №1 «Изменчивая монета»
Возьмём монету. Проведём её через самодельные ворота, размер которых равен её диаметру. Монета свободно движется. А теперь её нагреем в пламени и снова пропустим через ворота. Не проходит! (рис. 1)

Рис.1 Опыт с монетой
Вывод: твёрдые тела при нагревании расширяются.
Далее наблюдаем- монета остыла и снова стала проходить между гвоздиками.
Вывод: при охлаждении твёрдые тела сжимаются. Вот так и в природе.
Камни- это твёрдые тела. В природе в тёплые солнечные дни камни, скалы нагреваются, а по ночам остывают. При этом они то расширяются, то остывают. При этом они то расширяются, то сжимаются. Причём в одних местах они нагреваются больше, а в других- меньше. Значит, расширяются и сжимаются камни неравномерно. Поэтому постепенно в них образуются трещины.[3]
Убедимся в этом!

2
Эксперимент №2 «Разрушение гранита»
Нагреем горную породу «Гранит» над огнём и охладим её. Проделаем это несколько раз. Наблюдаем: твёрдый камень раскрошился на мелкие кусочки (рис.2)

Рис. 2 Разрушение гранита
Вывод: Тепло солнца, неодинаковый нагрев- причина процесса выветривания.
Возникли трещины. А дальше? В трещины попадает вода. Что с ней происходит зимой? Она замерзает и расширяется. [5]
Чтобы в этом убедиться,мы наполнили стеклянную бутылку водой и поместили в морозилку. Вода замерзла и разломила стекло, ей стало тесно.(рис.3)

Рис.3 Сильная вода
3
Значит и в природе лёд с огромной силой давит на стенки трещин, ещё больше раздвигает их.
Посмотрим на горы. Что мы видим? На них растут растения. А как они там оказались? В трещины скал ветер заносит семена растений. В результате среди камней вырастают пучки трав, кусты и даже деревья. Корни их, разрастаясь ещё больше расширяют трещины, тем самым разрушают камни. Сильный ветер тоже помогает разрушать камни.
Потоки воды после дождя, при таянии снега подхватывают камни и камешки, перекатывают их, переносят их с одного места на другое, перетирают друг о друга, измельчают. И постепенно превращаются в песок и глину.[6]
В пойме реки Громотуха таким образом появились огромные валуны (крупные округлые камни), галька, песок и глина.(рис.4)

Рис.4 Река ГромотухаИзмельченная горная порода – это начало образования почвы. А дальше?
Ученые говорят, что основная роль в образовании почв принадлежит растениям. Отмершие части растений под действием микроорганизмов превращаются в перегной –гумус.Немалую роль играет и животный мир: дождевыечерви, личинки, насекомые, кроты и другие… Они рыхлят почву и тем самым создают возможность для проникновения воздуха, воды.[8]
Итак, мы выяснили, что почва состоит из минеральных частиц, воды, воздуха и перегноя(гумуса).
4
Глава 2
«Состав и свойства почв»
Мы провели ряд экспериментов для изучения состава и свойств почв.
Результаты наших исследований:
Содержание опыта Наблюдение фото вывод
Опыт 1 Вода + комочек почвы Из почвы выходят пузырьки В почве есть воздух
Опыт 2 Почва между 2-мя листами фильтровальнойбумаги На бумаге осталось влажное пятно В почве есть вода
Опыт 3 В стакан с водой разбавим почву и размешаем На дне осадок-песок и глина, на поверхности-остатки растений и животных В почве есть песок и глина, остатки растений и животных
Опыт 4 Из стакана с водой, где долго находилась почва возьмем воду и нагреем На стекле-осадок В почве есть соли. Они образуются под действием микробов.
Мы заинтересовались, как много может находиться соли в почве? Не вредит ли это растениям? Есть ли такая проблема в Казахстане?
6
Глава 3
«Плодородие и солевой состав почв в Казахстане»
Из литературных источников мы узнали, что в Казахстане почвы разные: чернозёмные, каштановые, бурые, серо-бурые, серые лесные.[9]
Самыми плодородными почвами являются черноземные, в них много гумуса.
Но есть большая проблема: почти половина почв непригодны для использования. В почвах пустынь мало перегноя и много солей. Такие почвы безжизненны, и только некоторые виды растений приспособлены к обитанию на засоленных почвах. Это растения – галофиты. (Рис.4)[5]

Ежовник членистыйШведка (сведа) египетская 

Cолянкадеревцевидная (боялычдеревцевидный)  Солерос
Рис.4 Растения-галофиты
Они способны регулировать содержание солей и выделять соль через листья и стебли.

7
Ученые уверены, что выращивание таких растений спасет почвы от засоления. А на смену им придут другие виды, которые улучшат состояние почв.
Возможен ли сад на засоленном участке почвы?
Мы предлагаем свое маленькое решение проблемы.
Эксперимент №7 «Сад в пустыне»
Мы создали «Модель» сада в пустыне. В первой ёмкости почва соленая. В другой сняли верхний слой, заменили его благоприятной почвой. Наблюдаем. Во второй ёмкости растения чувствуют себя достаточно хорошо, а в солёной почве растение чахнет, на листьях видна соль. (рис.5)

Рис. 5 «Модель сада в пустыне»
Вывод: подобная технология: верхний плодородный слой, надёжный дренаж и обильный полив помогут вырастить сад в пустыне.
8
Глава 4
«Какие силы могут разрушить почву?»
Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мёртвой. Даже вы не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры. Тревожные факты: за год в наших лесах нарастает слой почвы всего в 2-3 мм. А сгорает он за несколько минут. Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу- за 226 тысяч лет, а там, где нет растений – за 15лет. Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до тысячи лет.[11]
Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден заботится о ней. Что делают люди?
Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает её, вносит удобрения, поливает ( а где необходимо – осушает). Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.
9
Заключение
Итак, мы экспериментально изучили образование, состав и свойства почвы. Доказали, что в почве есть разрушенные горные породы, вода, воздух и перегной. Рассмотрели причины разрушения почв: строительство, радиоактивные отходы, костры, мусор и другие. Поняли, что почва – основа жизни на нашей планете, она необходима всем живым организмам. Почву нужно беречь и проводить различные мероприятия по ее восстановлению.
10
Список литературы
Большая детская энциклопедия :HYPERLINK "http://www.pandia.ru/262125/"Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество . 2000.
В.М. Пакулова, Н.В. Иванова «Природоведение» 5 класс
Безуглова О.С. Почва вашего участка. Серия «Подворье». Ростов-на-Дону – М.: Феникс – АСТ, 1999.
Сайты в Интернете:
4. http://www. priroda-rb. info/pochva. html5. http://festival.1september. ru/articles/525495/
6. http://www. openclass. ru/lessons/1412887. http://greenplaneta.3dn. ru/index/chuvashskie_pogovorki_i_poslovicy_o_zemle/0-88. http://www. playroom. ru/content/view/1596/18/
9. http://urozhayna-gryadka.narod.ru10. sovet-sovetov.ru11.HYPERLINK "http://sovetiogorodnikam.ru/" \t "_blank"sovetiogorodnikam.ru
11
Министерство Образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанская область
Коммунальное Государственное учреждение «Средняя школа № 16»
Секция :естествознание
Тема: «Почва – удивительное творение природы»
Автор: Слугина Валерия
2 «В» кл., КГУ «СШ № 16» г.РиддерРуководитель: Черникова С.С.
учитель начальной школы
2016 год