Организация классного коллектива как эффективное условие воспитание личности школьника


Организация классного коллектива
как эффективное условие воспитание
личности школьника

Чуб Лидия Александровна,
МБОУ СОШ №8,
учитель начальных классов



Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.
(Козьма Прутков)


Значительная часть времени школьника, его учебной, трудовой и иной творческой деятельности, его общения и отношения складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогических проблем, которые приходится решать в современной школе, проблема организации классного коллектива занимает одно из ведущих мест.
Создание и сплочение организованного, дружного коллектива - задача учителя начальной школы, за которым последует этап постоянного развития всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого школьника. Ведь класс – ячейка той социальной микросреды, с которой школьник, по словам А. С. Макаренко, входит в «бесконечное множество отношений». Каждое из них «неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка». В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого ученика, и весь коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им.


Воспитательный процесс направляю на:
организацию многообразной и разносторонней индивидуальной и коллективной деятельности учащихся;
использование важнейшей социальной функции – общение со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности;
формирование правильного, основанного на общечеловеческих ценностях, отношения к окружающему миру, природе, людям, науке и культуре, здоровому образу жизни.
Исходя из сформулированных целей определяю практические задачи воспитательного процесса:
Задачи:
оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
выявление и развитие художественно-эстетических способностей;
воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу;
реализация принципа сотрудничества детей, родителей и классного руководителя;
формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения как: стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть организованным, исполнительным, выполнять обещания;
приобщение к здоровому образу жизни.
Основными направлениями реализации воспитательной работы с учащимися считаю:
взаимодействие семьи и школы;
организация внеурочной коллективно – творческой деятельности (КТД);
организация ученического самоуправления;
социальное партнерство;
здоровьесбережение школьников.
Школа и семья – два важнейших воспитательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Родители моих учеников занимают важное место в общей воспитательной системе. Работая с семьей, я ставлю цель – формирование единого воспитательного пространства « семья – школа – социум».
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Интересная, содержательная и познавательная коллективно-творческая деятельность, которая объединяет всех учащихся и родителей, вот, по моему убеждению, основной источник успешности и сплоченности классного коллектива и эффективности системы воспитания классного руководителя. Именно в коллективном деле дети получают возможность раскрыть свои способности, самостоятельно определять цели и задачи совместной работы, осуществлять поиск информации, принимать решения, проигрывать разные социальные роли и приобрести бесценный опыт общения со сверстниками. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретное поручение.
Коллективно-творческая деятельность детей и взрослых способствует созданию и развитию традиций класса.
Многие классные мероприятия стали добрыми традициями:
- интеллектуальные игры: ко дню рождения района – «Мы – калининцы!», по ПДД – «Светофор», ко дню России – «Наш Новосибирск»;
-литературное общество «Золотое перо»: ежегодно издаются книжки детских творческих работ («Наша Родина», стихи о Калининском районе, сказки и рассказы о правилах дорожного движения, «Наши мамы»);
- спортивные совместные праздники: «Снегирек», «Мама, папа, я - спортивная семья!», «Весёлый поезд Здоровья» (игра-путешествие о ЗОЖ).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Школа – это открытая система. Невозможно создать благоприятные условия для развития и воспитания детей без взаимодействия с общественными и государственными организациями, центрами культуры и спорта, учреждениями дополнительного образования, которые выступают социальными партнерами классного руководителя в организации эффективного воспитательного процесса.
Под социальным партнерством понимаю совместную деятельность различных социальных субъектов, отвечающую общему для всех сторон интересов – воспитанию здоровой нравственно и физически личности, патриота своего Отечества.
Многолетнее сотрудничество связывает моих учеников с библиотекой имени братьев Гримм (литературные конкурсы и викторины, участие в конкурсах рисунков); с ДДК «Романтика» (всем классом занимаемся в изостудии, участвуем в праздниках, почти 60% учащихся посещают кружки); занимаемся плаванием в бассейне «Афалина». Вместе с родителями выезжали на экскурсии, в театры.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Мониторинг эффективности системы воспитания:
создана целостная система гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
развиваются и обновляются традиции классного коллектива;
все дети принимают активное участие в общественной жизни школы и класса;
создан дружный единый коллектив детей и родителей, способный оперативно и эффективно решать задачи обучения и воспитания;
класс является многократным победителем школьного конкурса «Класс года» среди 1 – 4 классов;
ученики класса – призеры и победители многих районных и городских конкурсов;
100% детей занимаются в кружках и спортивных секциях;
уровень воспитанности учащихся стабильно высокий. Нет детей «группы риска», состоящих на внутришкольном учете и учете ПДН;
создана система взаимодействия с субъектами воспитания в социуме;
родители – активные участники воспитательного процесса.



Социальное партнерство

Библиотека Бр. Гримм (проведение викторин)

Бассейн «Афалина» (занятия плаванием)

Д.К.Горького (просмотр спектаклей)

ДДК «Романтика» (кружки)




























К Т Д

Спортивный праздник «Мама, папа, я-дружная семья»

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

Новогодний «Огонек».

Праздник «Здравствуй, лето!»

Праздник , посвященный Международному женскому дню.

День здоровья.

Родительский совет класса.

Работа с психологом.

Общешк. род соб-я.

Индивид. беседы.

Род. субботы.

Попечительский совет школы.

Творческие дела.

Праздники, К В Н

музеи, театры.

Игры.-путешествия

Родители-руководители клубов выходного дня.

Родители-руководители спортивной секции

Проведение мероприятий.

Педагогическое просвещение.

Участие в управлении.

Участие в коллективных и творческих делах класса

Организаторская деятельность.


Родители в воспитательной системе класса