План к интегрированному уроку (математика+экология) Лес-величайшее творение природы


Интегрированный урок (математика + экология) по теме
"Лес – величайшее творение природы"
Авторы: Попова Людмила Алексеевна ,учитель2 категории
Матиюк Светлана Алексеевна, учитель 1 категории
МОУ СОШ№17 г.Йошкар-Олы Республики Марий Эл
Цели: математика: научить применять знания на практике и действовать в нестандартной ситуации.
экология: видение и понимание экологических проблем местности, и нахождение путей решения этих проблем.
Задачи:
образовательные:
повторить все действия с десятичными и обыкновенными дробями, единицы измерения площади и объёма;
применить знания при решении задач экологического содержания;
познакомить учащихся с экологическими проблемами местности.
познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.
развивающие:
продолжить формирование навыков работы с компьютером, умения анализировать, размышлять, делать выводы;
развить умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
воспитательные:
воспитывать новое экологическое мышление, экологическую культуру;
прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.
Метод обучения:
беседа,
рассказ (словесный),
решение примеров и задач (практический),
проблемный метод,
исследовательский метод.
Форма обучения:
фронтальная работа;
индивидуальная (самостоятельная) работа.
Средства обучения:
презентация,
выставка стенгазет , плакатов и высказываний о лесе,
выставка информационных листов о здоровом образе жизни.
Подготовительный этап: за месяц учащиеся получают задания исследовательской работы, остальные учащиеся оформляют стенгазеты и плакаты о лесе и его защите. Учитель готовит презентацию к уроку.
На перемене перед уроком : под руководством учителя учащиеся сидя за партами, выполняют точечный массаж для профилактики простудных заболеваний и укрепления иммунитета:

Точка 1 На середине грудины. Связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2 В центре яремной впадинки грудины. Связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, регулирующим иммунные функции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость инфекционным болезням.
Точка 6 На середине расстояния между носогубной складкой и серединой крыла носа. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 9 На тыльной стороне кисти, на вершине мышечного валика, образующегося при приведении большого пальца к указательному. Нормализует многие функции организма, так как руки человека через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий головного мозга связаны со всеми точками, о которых было рассказано. Точки 9 симметричные. Они массируются поочередно справа и слева. Массировать точки нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца вращательными движениями по часовой стрелке и против, по 9 движений в каждую сторону примерно в течение 4–5 секунд. Начинать массаж с легкого нажима, постепенно усиливая интенсивность воздействия.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
Мы сегодня собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний о лесе и посмотреть на учебные предметы : алгебру и экологию с иной точки зрения, чтобы пообщаться друг с другом.
3.Лес - наше богатство.
Учитель экологии: Тема нашего урока: " Лес – величайшее творение природы ". Лес — часть поверхности Земного шара, покрытая древесными растениями. В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвёртая часть расположена в северном полушарии. Леса в России составляют 45% ее территории. Основные запасы лесов России концентрируются в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на Европейском севере. Общая площадь земель лесного фонда, находящегося в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл, составляет 1272,4 тыс.га. Доля хвойных насаждений составляет 49,9%, лиственных - 49,2% от общего состава.
Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, “Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы .4. Значение леса.
Стихотворение С. Никулиной “Русский лес”
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить -
То мне лесовичокСредь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода- водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Учитель экологии: Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Так же велико его значение в поглощении углекислого газа, выделении кислорода , лес препятствует проявлению парникового эффекта и очищает загрязнённые воды, так как они впитываются лесной подстилкой и отфильтровываются, лес очищает атмосферу от загрязнения, в лесу растут лекарственные травы, грибы, ягоды , лес – это местообитание животных и место отдыха людей.
Исследование №1
Учитель математики: Сегодня мы поговорим о производстве бумаги. Учащиеся нашей школы провели маленькое исследование: вычислили, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один задачник “Математика 6 класс ” авт. И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович, М: “Мнемозина”, 2009, и сколько, чтобы издать тираж учебника. Определить какое количество учебников можно было бы изготовить из леса ,который сгорел в РМЭ в 2010 году.
Этапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы учебника
2. Умножить результат на количество листов учебника (посмотреть количество страниц и вычислить количество листов)
3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)
3. Выразить результат в квадратных метрах.
4. Найти в Интернете какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется 0,25 га леса)
5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?
6.Опеределить какое количество учебников можно было бы изготовить из леса ,
который сгорел в РМЭ в 2010 году.
Решение:
Размеры одной страницы учебника 16,5 см на 21,5 см, т.е. площадь равна 16,5 см х 21,5 см = 354,75 см 2
В учебнике 264страницы или 132 листа, значит площадь всех листов учебника : 354,75 х 132 = 46 827 см2 = 4,6827 м2 . На 1000 м2 нужно вырубить деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется 4,6827 м2 х 2,5 =11,70675 м2
На весь тираж в 75 000 экземпляров требуется 75 000 х 11,70675 м2 = 878006,25м2 леса ≈ 87,8 га
В 2010 году на территории РМЭ сгорело около 55500 га леса, значит количество учебников , которое можно было бы изготовить из этого леса : 55500 : 4 ,6827 = 632, 11845 тиражей или ≈ 47 408 883 учебника.
Учитель экологии: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)
5. Лес и здоровье человека.
Учитель экологии: Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.
Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Веточка пихты, внесённая в комнату, в 10 раз снижает содержание микробов в воздухе, особенно коклюша и дифтерии. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.. Наибольшей фитонцидной активностью обладают: клюква, зверобой, тысячелистник, мята, подорожник, можжевельник, сосна. Фитонциды березы и тополя убивают бактерии через 20-25 минут; сосны, кедра и ели - вдвое быстрее, через 10-15 минут, а фитонциды пихты - всего за 5 минут.
Исследование №2
Летом 2010 года в РМЭ бушевали страшные пожары, в результате которых сгорело много леса. Мы решили провести исследование и вычислить объём кислорода, который мог бы выделиться этими деревьями и узнать количество людей, которые могли бы дышать этим кислородом.
Этапы работы над задачей:
Определить площадь сгоревшего леса в РМЭ за лето 2010 года.
Вычислить объём кислорода, выделяемого одним деревом в сутки.
Найти среднюю плотность деревьев по РМЭ.
Вычислить количество людей, которые могли бы дышать кислородом деревьев , которые сгорели.
Решение:
Площадь сгоревшего леса 55 500 га или 555 км2Узнали , что 1 дерево выделяет около 180 литров кислорода в сутки. Этот объём кислорода необходим для дыхания 3 человек, значит для одного человека -60 литров в сутки.
Средняя плотность деревьев по РМЭ 7 000 деревьев на м2 . Вычислим объём кислорода с 1 км2 площади : 180 х 7000 = 1 260 000 л в сутки.
Вычислим объём кислорода со всей площади сгоревшего леса: 1 260 000 х 555 км2 = 699 300 000 л в сутки.
Вычислим количество людей, которые могли бы дышать сутки кислородом сгоревших деревьев :
699 300 000 : 60 = 1 165 500 человек.
Сравним эту цифру с количеством жителе РМЭ . Население РМЭ на 2010 год - 698 176 человек.
6.Физкультминутка
- Ребята, давайте отдохнем.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Упражнения для мышц глаза:
1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, затем открыть глаза на 3—5 секунд;
2. Смотреть перед собой вдаль в течение 2—3 секунд, затем поставить указательный палец вытянутой правой руки перед лицом, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд, опустить руку. Повторить 5—6 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз, круговые движения Повторить 4–5 раз.
4. Быстро поморгать глазами, закрыть их и спокойно сосчитать до пяти.
7. Охрана леса
Учитель экологии: Основная задача охраны лесов - их рациональное использование и восстановление, защита от пожаров и вредителей. Самое страшное для наших лесов - это пожары. Пожары в Марий Эл, бушевавшие в лесах республики в июле и августе 2010 года признаны самыми разрушительными за последние 30 лет.Стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар”
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.
В пожароопасный сезон в лесу запрещается:
- бросать горящие спички и окурки;
- оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки;
- заправлять горючим топливные баки работающих двигателей автомашин;
- оставлять бутылки или осколки стекла;
- разводить костры в местах с сухой травой;
- выжигать траву под деревьями и на полянах.
Как мы можем помочь лесу?
Не рубить молодые деревья.
На месте срубленного дерева посадить новое деревце.
Запрещать вырубку леса в природоохранных зонах.
Проводить экологические рейды в лес, чтобы очищать его от мусора.
Собирать макулатуру.
Не заниматься браконьерством.
Не разрушать муравейники.
Не рвать растения, которые стали редкими и охраняются законом.
8.Самостоятельная работа
9. Итог урока
Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения к ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого российского человека . Итак, мы считаем, что сегодняшний урок стал поучительным и полезным.
Выставление оценок за работу на уроке и за выполненные творческие задания.
Домашнее задание: в выходные дни сходить с родителями на экскурсию в лес.
Исследование №1
Учитель математики: Сегодня мы поговорим о производстве бумаги. Учащиеся нашей школы провели маленькое исследование: вычислили, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один задачник “Математика 6 класс ” авт. И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович, М: “Мнемозина”, 2009, и сколько, чтобы издать тираж учебника. Определить какое количество учебников можно было бы изготовить из леса ,который сгорел в РМЭ в 2010 году.
Этапы работы над задачей:
1. Вычислить площадь одной страницы учебника
2. Умножить результат на количество листов учебника (посмотреть количество страниц и вычислить количество листов)
3. Умножить на тираж учебника (посмотреть тираж)
3. Выразить результат в квадратных метрах.
4. Найти в Интернете какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется 0,25 га леса)
5. Сколько вырубили леса, чтобы создать тираж учебника?
6.Опеределить какое количество учебников можно было бы изготовить из леса ,
который сгорел в РМЭ в 2010 году.
Решение:
Размеры одной страницы учебника 16,5 см на 21,5 см, т.е. площадь равна 16,5 см х 21,5 см = 354,75 см 2
В учебнике 264страницы или 132 листа, значит площадь всех листов учебника : 354,75 х 132 = 46 827 см2 = 4,6827 м2 . На 1000 м2 нужно вырубить деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется 4,6827 м2 х 2,5 =11,70675 м2
На весь тираж в 75 000 экземпляров требуется 75 000 х 11,70675 м2 = 878006,25м2 леса ≈ 87,8 га
В 2010 году на территории РМЭ сгорело около 55500 га леса, значит количество учебников , которое можно было бы изготовить из этого леса : 55500 : 4 ,6827 = 632, 11845 тиражей или ≈ 47 408 883 учебника.
Учитель экологии: Какой вывод для себя вы сделали, решая эту задачу? (прежде чем портить учебник, подумай, сколько погибнет деревьев для издательства нового)
Исследование №2
Летом 2010 года в РМЭ бушевали страшные пожары, в результате которых сгорело много леса. Мы решили провести исследование и вычислить объём кислорода, который мог бы выделиться этими деревьями и узнать количество людей, которые могли бы дышать этим кислородом.
Этапы работы над задачей:
Определить площадь сгоревшего леса в РМЭ за лето 2010 года.
Вычислить объём кислорода, выделяемого одним деревом в сутки.
Найти среднюю плотность деревьев по РМЭ.
Вычислить количество людей, которые могли бы дышать кислородом деревьев , которые сгорели.
Решение:
Площадь сгоревшего леса 55 500 га или 555 км2Узнали , что 1 дерево выделяет около 180 литров кислорода в сутки. Этот объём кислорода необходим для дыхания 3 человек, значит для одного человека -60 литров в сутки.
Средняя плотность деревьев по РМЭ 7 000 деревьев на м2 . Вычислим объём кислорода с 1 км2 площади : 180 х 7000 = 1 260 000 л в сутки.
Вычислим объём кислорода со всей площади сгоревшего леса: 1 260 000 х 555 км2 = 699 300 000 л в сутки.
Вычислим количество людей, которые могли бы дышать сутки кислородом сгоревших деревьев :
699 300 000 : 60 = 1 165 500 человек.
Сравним эту цифру с количеством жителе РМЭ . Население РМЭ на 2010 год - 698 176 человек.