Конспект урока по литературе на тему « Фауст» — величайшее творение Гете. Проблема поиска истины и смысла жизни. «Вечные образы» в произведении.


« Фауст» - величайшее творение Гете. Проблема поиска истины и смысла жизни. «Вечные образы» в произведении.
ЦЕЛЬ: раскрыть понимание автором признания величия человека; развивать мыслительную деятельность учащихся; учить делать выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Гете, текст «Фауста», опорная таблица, репродукция картины Малевича «Черный квадрат», музыка из оперы Шарля Гуно, написанная на сюжет первой части трагедии «Фауст» в исполнении учеников музыкальной школы п. Партенит.
ХОД УРОКА
1.Звучит музыка. Учитель читает отрывок «В начале было слово…» на немецком языке, а ученица – на русском.
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Иоганна Вольфганга Гете называют королем поэзии. Над произведением «Фауст», которое принесло автору мировую славу, Гете работал 57 лет. После завершения работы над трагедией Гете записал в своем дневнике: «Я закончил работу над произведением всей своей жизни».
Целью нашего урока является раскрытие понимания автором признания величия человека. Герой Гете ищет истину, которая поможет понять смысл жизни.
Если сегодняшний урок приблизит вас к пониманию «вечных образов» и идейной концепции трагедии, вы можете с гордостью сказать, что прочитали произведение великого Гете.
В конце урока каждый из вас найдет свое определение «истины».
Работа с опорной таблицей
ИСТИНА – РАЗУМ, ДВИЖЕНИЕ? («Деяние – начало бытия»)
ИСТИНА – УВОДИТ В ПУСТОТУ, В САМОРОЗРУШЕНИЕ…
ИСТИНА-...
3. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА
1.Произведение создано в эпоху Просвещения.
-Какие основные принципы эпохи Просвещения? (Культ разума, критическое отношение к действительности).
Гете в своем произведении ставит философский вопрос: «Какое место занимает человек в новой эпохе, смысл его жизни?», решает проблему пассивного и активного разума. (Работа с опорной таблицей).
2. Чтобы понять, как Гете отвечает на поставленные вопросы, обратимся к композиции произведения. Она своеобразна, состоит из внешней и внутренней.
Внешняя: два пролога и две части (Пролог возможен в эпическом произведении, а не в драматическом, но использовался в древнегреческой трагедии).
Внутренняя: основана на резком контрасте «верхов» и «низов».
Первая часть не разбита на действия, а есть только сцены, вторая часть – 5 действий делает произведение громоздким, т. е. Гете написал несценическую пьесу (в театре ставилась только первая часть).
Учитывая все сказанное, давайте определим жанр произведения. (Сообщение ученика).
На доске - ТРАГЕДИЯ
ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОЭМА
ФИЛОСОФСКАЯ ТРАГЕДИЯ
- Один из исследователей творчества Гете Аникст писал: «Фауст» сочетает элементы трех главных родов литературы – лирики, драмы, эпоса.»
3.Драматическое произведение решает конфликт.
-Кокой конфликт в трагедии? ( Конфликт не на бытовом уровне, а конфликт мировоззрений)
Работа с таблицей (цитаты).
4. Анализ пролога на небесах.
5. Образ Фауста (Сообщения учеников)
- Что вызывает недовольство Фауста?
-Как он намерен жить, закончив пари с Мефистофелем?(Монологи)
Оказавшись бессильным познать тайну мироздания и место в нем человека с помощью науки, Фауст решает умереть. Услышав пасхальный звон, он опускает чашу: ни религия, ни вера останавливает его, а воспоминания о детстве. «Не имею веры», «могу ли верить». Науки, которые изучал Фауст, не приблизили его к познанию истины.
«ДЕЯНИЕ – ОСНОВА БЫТИЯ» - одна из основных мыслей произведения, и важную роль в развитии этой основной идеи играет Мефистофель.
ОБРАЗ МЕФИСТОФИЛЯ (сообщения ученика)
-Какую роль отвел Бог Мефистофелю, какую роль он вызвался исполнять сам, и какова была его истинная роль в судьбе Фауста?
-Мефистофель стремится сбить Фауста с намеченного пути, вселить в него сомнение (кухня ведьм, винный погребок, устраивает встречу с Маргаритой, чтобы волнение страсти заставило ученого забыть о долге перед истиной).
ПАРИ. Мефистофель потопить высокие стремления Фауста в потоке низменных удовольствий, чтобы, наконец, захотелось остановить мгновение. Это и будет победой Мефистофеля – он тем самым докажет, что ничтожен.
«Мгновенье, ты прекрасно, остановись!» Эти слова означали бы, что Фаусту ничего не надо.
Мефистофель – не отрицательней герой, а сложный и многозначительный. Гете однажды заметил, что Фауст и Мефистофель воплощают разные грани его собственного Я (душа и сомнения).
Своими сомнениям, насмешками, грубым, циничным отношением к жизни Мефистофель заставляет Фауста спорить, бороться, отстаивать свои взгляды и тем самым идти вперед. Своим отрицанием Мефистофель все разрушает и тем самым заставляет разум Фауста стремиться к созиданию, искать положительную истину.
- Что оказывается сильнее зла? (сильнее зла - добро, разрушения – созидание, смерти – жизнь)
СУХА, МОЙ ДРУГ, ТЕОРИЯ,
А ДРЕВО ЖИЗНИ ПЫШНО ЗЕЛЕНЕТ.
Т.о. Гете устами Мефистофеля еще раз высказывает о вечности жизни. Он противопоставляет двух активно умных людей. Фауст ищет истину, созидая, и стремится принести добро людям. Мефистофель зло и разрушение.
6.История Фауста и Маргариты.
В своей трагедии Гете уделяет много места теме любви, как источнику нравственного перевоспитания своего героя. Именно через любовь автор дорисовывает образ Фауста.
(Чтение учеником стихотворения Гете о любви)
Совращение девушки продумано чертом.
-Какова Маргарита по первому впечатлению?
( Фауст называет ее ангелом, прекрасной. Говорит, что ценит в ней невинность, простоту, смиренье, скромность. Фауст говорит Маргарите о своей любви, но в это момент заблуждается, не находит счастья в любви
Умирая, Валентин говорит Марго о ее трагической участи, грешницу ждет всеобщее презрение. Сначала она говорит: « О Боже! Брат мой, брат!» Согласно средневековому поверью: праведники обращаются за помощью к силам небесным, а грешники – к силам ада. Так Марго признала перед людьми свой грех.
-Виновен ли Фауст в трагедии Марго?
( Виновен, потому что, любя Маргариту, хотел быть счастливым, прежде всего сам, думая только о себе)
- Как вы понимаете чувство ответственности, долга за тех, кого вы любите?
-Что значит выражение «любовь не дает крыльев»? (Сравнение с тургеневской Асей «Крылья у меня выросли, только лететь некуда»)
- Кто из писателей и в каких произведениях исследовал тему любви, не освященной узами брака? ( Шевченко «Катерина»)
Эпизод с Марго важен был для Гете потому, что он смог показать, что и любовь к женщине не помогла Фаусту найти смысла в жизни, и он не сказал своих «вещих слов».
7. 2 ЧАСТЬ ТРАГЕДИИ. СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.
Во второй части, написанной в последнее десятилетие жизни, нет бытовых сцен, а преобладают символические образы.
Фауст состарившийся, ослепший, но внутренне прозревший, восклицает: «Лишь тот достоин жизни свободы, кто каждый день идет за них на бой».
Фауст осуществляет смелый проект преобразования природы. Осушается часть моря, и на отвоеванной части строится город (цитаты).
Фауст умирает, так и не сказав слов, которых ждал Мефистофель. Он проиграл пари. Мефистофелю не удалось доказать ничтожество человека.
Совершая ошибки, страдая и мучаясь, Фауст достиг цели, понял, в чем заключается смысл человеческой жизни на земле. Бог- творец, человек – создает, трудясь.
8 .ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В 1913, или в 1914, или в 1915 году, в какой именно день – неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 см., закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом.
Проделав эту простейшую операцию,
Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете – « Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непроходимую черту. Обозначил пропасть между новым и старым искусством, между человеком и тенью, между жизнью и смертью. Между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Ноль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие – одно из самых странных событий в искусстве за всю историю его существования
В конце 1915 года на выставке футуристов Малевич развесил свои картины обычным образом. Но «Черному квадрату» предназначил особое место в углу, под потолком, о там, где принято вешать икону. Малевич назвал свою картину «иконой нашего времени». Вместо окна в вечную жизнь – окно во мрак.
Может и трагедию Гете можно считать светлой иконой всех времен…
(Определение, что такое истина, ребята определяют поднятием черного или белого квадратов- карточек, обращаясь к таблице, или дают свое определение ИСТИНЫ)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Ответить на вопрос «Если я Фауст, то в чем я буду искать смысл своей жизни?»

.