Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Особенности построения урока по программе Истоки



«Особенности построения урока по программе «Истоки»
Выступление на методическом объединении МБОУ СОШ г. Мамоново.


Главная цель курса «Истоки» - развитие духовности учащихся, приобщение их истокам общечеловеческих ценностей, в результате чего происходит формирование социокультурной основы личности, основы самоопределения и самоутверждения.
Мир духовных ценностей личности – это результат активной деятельности самого ребёнка. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Задача педагога создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую познавательную активность, эффективность общения друг с другом. Необходимы специальные усилия, чтобы процесс освоения социокультурного опыта был не стихийным, а системным и глубоким.
Присоединение в классе.
Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку на занятии, которая настроит учащихся на доброжелательное общение, душевный, открытый разговор, взаимодействие, ведущее к взаимному обогащению. Необходимо выразить детям свои чувства, в которых будет настрой на радостный эффективный совместный труд и творчество. Детям необходимо почувствовать, что учитель верит в их способности и возможности. Очень важно обращаться к ребёнку по имени, это способствует присоединению учителя к учащимся.
Присоединение способствует и предметно-пространственное окружение и расположение учащихся во время занятий. На них важно развивать чувство «Мы».
Активные формы обучения (тренинги).
Тренинг – важная составляющая часть урока. Они скомпонованы в целостную систему. Каждый последующий тренинг логически вытекает из предыдущего, закрепляет и развивает достигнутый уровень. Тренинг - это шаг, ступенька в приобретении опыта путём собственных усилий.
Реализация системы тренингов позволит учащимся:
Освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта;
Освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха;
Научиться управлять своей деятельностью.
Тренинги разработаны в соответствии с тематическим планированием курса «Истоки». Часть тренингов разработана на основе заданий из рабочей тетради.
В течение учебного года учащиеся постепенно осваивают различные активные формы – разновидности ресурсного круга, работу в паре, тройке, четвёрке. В каждом тренинге чёткий алгоритм действий поможет осмыслить итоги каждого шага и выйти на запланированный результат. Это особенно важно на начальном этапе работы.
Тренинг подразделяется на этапы:
подготовительный;
б) основной (индивидуально, в паре, в группе);
в) рефлексия.
Подготовительный этап тренинга необходим для создания атмосферы доверия, взаимоуважения, а также для мотивации учащихся на предстоящую работу. Учитель может использовать различные средства влияния на психологический климат: музыкальное оформление, интерьер, знаки внимания и так далее. Важно, чтобы это было новым, необычным, значимым для учащихся. Важно выразить надежду на успех. На данном этапе более активен учитель. Работа строится в форме беседы, диалога. В речи учителя должны звучать визуальные, аудиальные, кинестетические фразы, что позволит достичь взаимопонимания, вызовет интерес к теме.
Основной этап. Активность передаётся учащимся. Роль учителя – направляющая. Учитель наблюдает за самостоятельной работой учащихся, анализирует успехи и неудачи в общении ребят, должен вовремя придти на помощь, подвести к компромиссу, взаимной обоюдной уступке, призывая к совместному поиску выхода из ситуации. Время работы не более 15-20 минут.
Ресурсный круг (вид тренинга).
Этапы ресурсного круга:
Подготовительный этап.
Учитель и учащиеся сидят в круге. Присоединение, подготовку к предстоящей работе учитель осуществляет через вводное слово. Всё внимание сосредоточено на говорящем.
Основной этап (диалог в круге).
Диалог в круге всегда начинает учитель.
1 круг – учитель просит каждого назвать увиденный образ, начиная фразу со слов: «Я вижу».
2 круг – учитель дополняет ответы и предлагает соединить образы со звуками, прислушаться к звукам, начиная предложение со слов «Я слышу».
3 круг – он начинается со слов «Я чувствую», дети говорят о своих ощущениях, запахах.
Но иногда диалог происходит лишь в одном круге. Такой тренинг целесообразно проводить в заключительной части урока.
Рефлексия.
- Что понравилось вам?
- Что сложнее увидеть, услышать или почувствовать?
- Что мешало общению?
- Кого и за что вы хотели бы поблагодарить?
- В чём вы видите значимость разговора?
В ресурсном круге необходимо предоставить возможность высказаться каждому ученику. Он проводится как в начале урока с целью актуализации имеющихся знаний и опыта у учащихся, так и в его заключительной части, для того, чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствована учениками, и у них появилась мотивация к её применению. Работа в ресурсном круге требует от учителя умения вести беседу, вовремя направлять её в нужное русло, подводить итог того, что было сказано. Необходимо следить за интонацией, темпом речи, тембром голоса, мимикой, жестами.
На уроке по «истоковской» методике от учителя требуется уважение к чувствам и опыту ребёнка, искренний интерес к его личности, желание не только сказать самому, но и услышать ученика, способность спокойно, без назидания разобраться в тех проблемах, которые его волнуют.
На заключительном этапе (рефлексии) учитель и учащиеся анализируют и оценивают результаты работы. При анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Необходимо подчеркнуть важность результатов совместной работы группы.
В «Истоках» представлены 2 вида тренингов – развивающие и оценивающие. Развивающие тренинги преследуют цели и задачи по определённой теме и осваивают навык общения в паре, тройке, четвёрке, группе.
Оценивающих тренингов за год восемь. Мы оцениваем динамику развития каждого ученика (по итогам индивидуального этапа) и группы (в паре, тройке, четвёрке). Оценивание результатов осуществляется по 7-бальной шкале. После оценивающего тренинга следует положительно оценить действия каждого ученика, подчеркнуть его личный вклад в общий результат, огласить достоинства ребёнка.
Оценочная деятельность осуществляется через систему вознаграждения.
Способы вознаграждения:
1.Одобрение и аргументированная похвала.
2.Вознаграждение действием. Все являются активными участниками.
3.Предоставление самостоятельности (особенно на индивидуальном этапе).
4.Делегирование полномочий (исполнение роли лидера).
5.Благодарность.
Тренинги развивают саморегуляцию поведения, основные характеристики познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, речь), помогают детям управлять чувствами.
Активные формы обучения воспитывают целеустремлённость, ответственность, контактность, покладистость, исполнительность, доброту.

Структура тренинга:
Подготовительный этап (присоединение к заданию).
Индивидуальный этап.
Учитель объясняет задание, предлагает самостоятельно найти ответ. Не обращаясь за советом к соседу, чтобы оценить свои знания. Определяется время на обдумывание вопроса (3-5минут). По завершении времени индивидуального этапа учитель просит всех одновременно закончить работу и внимательно послушать следующее задание.
Работа в паре.
Учащимся предлагается сообщить друг другу своё решение и прийти к единому мнению.
Возможна схема общения:
- первый учащийся сообщает партнёру свой выбор,
- второй внимательно слушает и выражает своё согласие или несогласие, знакомит со своим решением.
Далее учащиеся пытаются прийти к единому решению. Если необходимо – объясняют свой выбор.
Время на принятие общего решения - 5минут.
За минуту до окончания данного времени, необходимо предупредить учащихся о своевременном завершении диалога.
Учитель просит учащихся одновременно завершить работу в паре и приступить к обсуждению принятых решений.
Данный этап может быть структурирован на микроэтапы, которые учащиеся проходят под руководством учителя.
Обсуждение вопроса в классе. Экспертная оценка учителя.
Возможен следующий вариант обсуждения:
Заслушивают мнение любой пары и выявляют тех, кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание учащихся на начальную фразу выступления: «Мы решили», так как это общее решение.
Заслушав объяснения учащихся, имеющих иной выбор.
Оценивается результат совместной работы в паре.
Рефлексия.
Необходимо выяснить мнение учащихся о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению.
Учитель подводит итоги работы, отмечает учащихся, которые внимательно слушали, тактично доказывали свою точку зрения, вовремя справились с заданием, просит поблагодарить друг друга за общение.
На каждом уроке ведётся работа в тетрадях.
Структурные единицы тетради.
В основе положен принцип преемственности. За доверие и открытость оценки выставлять безнравственно. Всегда найдите то, за что можно похвалить. Если работу не сделал: скажите спасибо за то, что ребёнок размышлял над этим предметом и зашёл пока в тупик. В следующий раз он сможет свои мысли оформить.
Две логические части:
учебные задания
задания тренингов
Есть задания, которые ребёнок делает самостоятельно, с помощью учителя (в школе), с родителями дома.
Ученик рисунки выполняет сам, но не важно как, важно как думал, какие чувства вложил.
Деятельность учащихся оценивается с целью поощрения и указания путей для саморазвития. Оценка должна как бы поднять ребёнка в собственных глазах, укрепить его положительную репутацию в коллективе одноклассников. Особенно поощряются социально-ценностные достижения детей.
Оценка выставляется один раз в полугодие. Она складывается из оценивания работы в тетради и работы на уроке (чьё высказывание вам понравилось). Оценивается также активность учащихся на уроке. В конце года ребёнку можно вручить открытку, в которой отмечены успехи и тактично указано на то, над чем ещё надо поработать.
На уроке важно достигнуть целостности восприятия, мышления, чувствования, впечатления ради духовного и нравственного развития учащихся.










15