ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Лаврищева Татьяна Валерьяновна,
преподаватель иностранного языка,
ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж»,
г. Лебедянь, Липецкая область

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Во все времена люди понимали значение иностранных языков в жизни культурного человека. С началом нового тысячелетия ЮНЕСКО провозгласило 21 век веком полиглотов, на весь мир прозвучал девиз «Изучаем языки на протяжении всей жизни». 2001 год был объявлен Всемирным годом языков, появился новый праздник – 26 сентября – Европейский день иностранных языков. Существует множество факторов, определяющих важность знания иностранных языков в современном обществе. Остановимся на некоторых из них.
Наше время отмечено глобализацией экономики, интеграцией политической, культурной и хозяйственной жизни. Чтобы быть востребованным, конкурентоспособным специалистом, кроме профессиональных компетенций, необходимо владеть иностранными языками. Без этого непросто в наше время претендовать на более высокий служебный статус, устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу.
Современный специалист должен регулярно читать литературу по интересующей его тематике не только на родном, но и на иностранных языках, чтобы быть в курсе последних достижений. Он должен владеть как навыками чтения и перевода, так и коммуникативными умениями, чтобы общаться и обмениваться опытом с зарубежными коллегами.
Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Изучение языка другой страны помогает понять ее культуру. Человек, знающий иностранные языки, может служить неким мостом между различными культурами, и таким образом содействовать миру во всем мире. Всемирное взаимное понимание в сочетании с глобализацией действительно может сплачивать людей во всем мире.
Изучение иностранных языков благотворно воздействует на понимание собственной культуры, на культуру общения, на речевую деятельность на родном языке.
Таким образом, иностранный язык является общественной ценностью, а его изучение в рамках профессиональных образовательных программ – социальным заказом общества.
Однако качество знаний по иностранному языку среди студентов первого курса профессиональных образовательных организаций является достаточно низким и практически отсутствует мотивация, поскольку слабые школьные знания препятствуют овладению языком.
Решить эту проблему помогает метод проектов, который широко применяется при обучении иностранному языку в ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж». При использовании метода проектов дидактические цели достигаются через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным практическим результатом, оформленным определенным образом.
Метод проектов предполагает использование различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на практический результат, значимый для каждого обучающегося, участвовавшего в разработке проекта, а также разработку проблемы целостно с учетом разных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
Для повышения мотивации студентов первого курса к изучению английского языка был использован исследовательский проект. Исследовательские проекты характеризуются продуманной структурой, обозначением целей, обоснованной актуальностью предмета исследования для всех участников. Они приближены к настоящему научному исследованию.
Так, студенты 1 курса провели исследование с целью выяснения значимости иностранных языков в жизни людей. Для этого было проведено анкетирование среди студентов первого и выпускного курсов педагогического колледжа и их родителей.
Студенты обработали анкеты и получили следующие результаты. Практически все опрошенные (96%) считают знание иностранных языков необходимым в жизни человека. Анализ ответов разных категорий показывает, что с возрастом осознание значимости иностранных языков возрастает.
84% участников анкетирования знают людей, которым знание иностранных языков помогло в жизни.
Ответы на вопрос «Где можно использовать знание иностранных языков?» распределились следующим образом:
при устройстве на перспективную работу – 76%;
в зарубежной поездке – 70%;
для карьерного роста – 55%;
для поступления в университет – 50%;
для общения по Интернету – 46%.
Таким образом, большинство участников опроса считают, что знание иностранного языка поможет добиться профессиональных успехов. При этом анализ разных категорий опрошенных показывает, что студенты выпускных групп являются самыми активными сторонниками знания иностранных языков, поскольку результаты их ответов превышают результаты первокурсников и родителей, кроме категорий «Работа» и «Карьера». Это не удивительно, поскольку они стоят на пороге самостоятельной жизни и перед ними открываются разные перспективы.
25% считают, что достаточно знать один иностранный язык, отдавая предпочтение английскому, 24% полагают, что надо знать два языка, а самое большое количество ответов получил вариант «Чем больше, тем лучше» - 58%. Только один человек считает, что ни один иностранный язык знать не нужно.
В ходе исследования участникам предлагалось оценить свой уровень владения иностранным языком. Результаты показывают, что большинство опрошенных – 52% читают и переводят со словарем. С трудом читают и понимают отдельные слова 30%. Не владеют иностранным языком 9%. И только 8% дали ответ – «Владею свободно», хотя именно этот уровень необходим современному человеку, что подтверждается желанием участников улучшить свое знание иностранного языка. 72% хотели бы этого, 42% готовы потратить на этот свое свободное время, а 18% отметили, что уже занимаются этим.
Какие же способы изучения иностранных языков люди считают оптимальными? На первом месте – индивидуальная работа с преподавателем – 49%. На втором месте вариант – посещение курсов обучения иностранному языку – 38%. Проживание в стране изучаемого языка назвали 37% участников. Изучение иностранного языка в общеобразовательной школе считают оптимальным 36%. И меньше всего участников – 22% верят в свои силы, думая, что можно изучить иностранный язык самостоятельно по учебникам или компьютерным программам.
Последний вопрос анкеты был адресован только родителям – «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети знали иностранные языки?». 98% родителей дали положительный ответ.
Проанализировав результаты, студенты пришли к следующим выводам.
Знание нескольких иностранных языков является необходимостью для современного человека, поскольку позволяет получить перспективную работу, обеспечивает карьерный рост, помогает в путешествиях в зарубежные страны.
Уровень владения иностранным языком является недостаточным для осуществления указанных целей.
Для овладения иностранным языком требуется свободное время и профессиональная помощь преподавателя.
Результаты исследования были оформлены и представлены различным образом. Одна группа студентов подготовила доклад и представила его на конференции, проходившей в колледже в рамках Дней науки. Другая группа выступила на родительском собрании. Третья группа оформила результаты исследования в виде статьи, опубликованной в местной газете и на сайте колледжа.
Таким образом, проектная деятельность позволила повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка и сформировать навыки исследовательской деятельности.

Список литературы:
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. – 1991- №3
Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. Мн., ТетраСистемз, 2003. 176 с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. №2, №3

15