Внеклассное мероприятие для школьников группы продленного дня (1-4 )«Летят перелетные птицы».


Внеклассное мероприятие для школьников группы продленного дня (1-4 ) «Летят перелетные птицы».

Цель мероприятия: учить обучающихся бережному отношению к природе родного края, углубить знания о птицах; создать условия для ребенка самостоятельно и творчески осваивать и перестраивать полученную информацию, иметь собственное суждение, делать свои выводы.
Оборудование: мультимедийная презентация «Перелеты птиц», записи с голосами птиц.
Оформление: фото птиц, рисунки учащихся с изображением птиц, выставка книг посвященная птицам.
(Книги детских писателей, поэтов, которые писали о летунах: Михаил Пришвин,
Корней Чуковский, Виталий Бианки, Дмитрий Кедрин, Апполон Майков, Борис Пастернак, Иван Тургенев и др.) Ход мероприятия.
1.Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Звучат голоса птиц.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить? ( О птицах).
На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях. Птицы – удивительные создания природы, наделенные даром свободного полета. За их совершенство, красоту, неутомимость и скорость птиц именуют властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури. Часами может парить над равниной орел, ни разу не взмахнув крыльями, для которых
воздух и опора, и несущая сила, а взмахи зимородка неуловимы для взора. Полет лебедя слышен за сотню шагов, а огромный филин летает беззвучно, словно сам он и не птица, а сгусток темноты. Среди птиц немало неутомимых ходоков и бегунов, есть древолазы, пловцы, ныряльщики, для которых вода – более близкая стихия, нежели беспредельное небо. Птицы везде. Они – наши ближайшие соседи в городах и села. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? [1,4,7].
(Птицы - вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов, украшение наших лесов, лугов, полей и парков).
Воспитатель: предлагаю вам сегодня поговорить о перелётах птиц.
Слайд 1, 2.
Воспитатель: С наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в наших лесах и на полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых летом мы не видели. А весной исчезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и почему вернулись к нам? Разве они не могли остаться там, куда улетали на зиму? Что же такое перелёты птиц?
Слайд 3.
Воспитатель: В категорию перелётных входят те птицы, которые после размножения покидают гнездовую территорию и на зиму перелетают в другие районы. Для перелётных птиц характерна наличие определённых направлений, сроков перелёта и достаточно чётко очерченной области зимовок, в которой птицы живут оседло, но иногда кочуют в поисках корма.
К перелётным относятся большинство птиц России: дрозды, соловьи, утки, цапли, гуси, зяблик, полевой жаворонок, кулики, пеночки, славки, и многие другие. Все эти птицы не могут в зимнее время найти обычный для себя корм в местах своего летнего обитания [2].
Скажите, дети, а что помогает птицам совершать перелёты? (крылья, обтекаемая форма тела, легкий скелет, воздушные мешки, хвост выполняет роль руля при полёте).
Слайд 4.
Воспитатель: как птицы узнают дорогу на юг, а как находят путь домой?
Слайд 5.(выслушиваются и анализируются версии детей)
Воспитатель: все ли птицы летят стаей?
Слайды 6, 7, 8.
Воспитатель: куда же летят перелётные птицы?
Слайд 9.
Воспитатель: какие же особенности имеют перелёты разных птиц?
Слайды 10-13.
Воспитатель: много было догадок и предположений, почему птицы улетают на зиму и как они находят при перелетах дорогу. У некоторых птиц сначала отлетают молодые, а затем старые птицы. Следовательно, молодым никто не показывает дорогу на зимовку. Несомненно, в перелетах большое значение имеет инстинкт, т. е. врожденная,передающаяся по наследству .
способность к определенному поведению [7].
Как же птицы при перелётах в стае не теряют друг друга?
Слайд 14.
Воспитатель: какова же скорость перелёта у разных птиц?
Слайды 15-17.
Воспитатель: а какие ещё есть особенности при перелёте у птиц? Все ли птицы улетают в одно и тоже время ?
Слайды 18-21.
Воспитатель:представим себе, что птицы вдруг не прилетели с теплых стран, что может произойти?
Слайды 22-24. (Ответы детей)
Воспитатель: за время, перелётов и на зимовках гибнет очень много птиц. Так, например, на Каспийском море и в Закавказье погибают каждую зиму десятки тысяч уток. Они гибнут от бескормицы, сильных морозов, глубокого снега и в особенности от бурь на море. Водоплавающие птицы часто гибнут от нефти, разливаемой судами в море. Нефть пачкает перья, на них налипает песок, и птицы уже не могут летать. На юге Украины смена дождей и похолодания губит много дроф. Под дождем их перья намокают и замерзают из-за наступившего похолодания. [1].
В одинаковое ли время совершают перелёты зерноядные и насекомоядные птицы?
Оказывается, нет.
Слайд 25.
Воспитатель: итак, подведём итоги.
Слайд 26.
Воспитатель: рассмотрим подробнее волны прилёта перелётных птиц.
Слайды 27- 33.
Воспитатель: ученые изучают перелеты птиц. Прежде всего науке помогают в этом непосредственные наблюдения. Например, устроив несколько наблюдательных пунктов на морском побережье, где пролетают стаи птиц, можно установить скорость перелета стаи, количество птиц в них.
Наблюдением устанавливаются также сроки прилета птиц весной и отлета осенью, а эти сроки повторяются из года в год с большой точностью. Кроме того, замечательные результаты дает кольцевание птиц [7].
Слайды 34,35.
Воспитатель: ребята предлагаем вам отгадать загадки о птицах. Те, кто ответит верно первым, получат жетоны.
1. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица).
2. Желанный гость из далёкого края под окном живёт (Перелётные птицы).
3. На шесте - дворец, на дворе- певец.( Скворец).
4. Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей. (Грач).
5. Прилетает к нам с теплом путь, проделав длинный,
лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка)
6. На ветке сидит, своё имя кричит. (Кукушка)
7. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
8.  Стали братья на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли – им с ходулей не сойти. (Журавли.)
9. Серенькая птичка, птичка-невеличка,
10. Шеей вертишь ты всегда, разве в этом есть нужда? (Вертишейка)
11. Прилетел к нам, наконец, в мире лучший наш певец. (Соловей) [5].
Воспитатель: назовите известные вам пословицы о птицах? Знатоки получают жетоны.
1.    Годы не птица, улетят - не поймаешь.2.    Старого воробья на мякине не проведешь.3.    Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.4.    Всяк кулик своё болото хвалит.5.    Птицу узнают в полете, человека в работе.6.    Человек без Родины, что соловей без песни.7.    Цыплят по осени считают.8.    Счастье вольная птица, где захотела там и села.9.    Соловья за песни кормят.
10. Одна ласточка весны не делает.
11. Журавль летит высоко, видит далеко.
12. Каждая птица своё гнездо защищает.
13. Кабы куст не был мил, соловей гнезда б не вил.
14. На обед пичужке довольно и мушки.
15. Птичка невеличка, да коготок остёр.
16. Соловья баснями не кормят [5].
3. Заключительная часть.
Воспитатель: не все птицы являются перелетными, в наших краях зимуют немало оседлых и кочующих птиц, не забывайте, ребята, подкармливать их! О птицах мы продолжим ещё разговор . Спасибо за внимание! Звучат голоса птиц.