Программа по гражданско-правовому воспитанию


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Тыарасинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида МР «Таттинский улус» РС(Я)
Утвержден зам. дир. по ВР:
_________________/Павлова Т.В./
«____»____________2014г
Утвержден зам. дир. по ВР:
_________________/Павлова Т.В./
«____»____________2013г

ПЛАН-ПРОЕКТ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Составитель: воспитатель
Сунхалыров Д.М.
с.Кыйы, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная (коррекционная) школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с интеллектуальной недостаточностью должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам
Изучение в специальной (коррекционной) школе-интернате вопросов по гражданско-патриотическому воспитанию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника, адаптации и интеграции его в обществе, воспитание в нем качеств гражданина.
В содержание гражданско-патриотического воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
Воспитанники как граждане России должны знать законодательные акты, которые им адресованы. Это Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Цель программы: – Развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи программы:
Формирование и развитие патриотических чувств.
Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Воспитание уважения к труду, человеку труда.
Формирование активной жизненной позиции школьников, ориентирование ее на здоровый образ жизни.
Познакомить детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности, Родине, государственной символике России
Осваивать и корректировать правила поведения школьников, навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Способствовать формированию личностных качеств учащихся: любознательности, ответственности, патриотизма, правовой грамотности, терпимости.
Развивать ответственность за свои поступки;
Уважительно относиться к укладу жизни, обычаям и традициям других народов;
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 40 – 45 мин.
Содержание программы
Данная программа гражданско-патриотического воспитания включает в себя 6 направлений. Программа носит ознакомительный характер, дает общее представление об основных правах и свободах граждан России, государственной символике,
Тематическое содержание программы:

Разделы Тема Задачи
Правила поведения
(5 часов) Устав школы.
Правила поведения и общения в школе, дома, в общественных местах. Саморегуляция поведения. Закон. Беззаконие.
Проступок. Преступление. Наказание. Ответственность.
Познакомить с Уставом школы. Воспитание уважения к родной школе Научить детей защищать свои права в школе, используя для этого Устав школы и органы школьного самоуправления
Познакомить детей с основными нормами и правилами поведения человека соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;
Знакомство с правовыми нормами и процедурами;
Формировать правовую культуру учащихся, содействовать воспитанию убеждения, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки;
корректировать поведения на основе соблюдения правил и норм общественной жизни.
Мои права
(6 часов) Права детей (на жизнь, на семью, на имя, на образование, на отдых, на охрану здоровья, на неприкосновенность личности)
Обязанности и права неразлучные друзья
Уважай права тех кто рядом
Конвенция ООН о правах ребенка
Объяснить смысл выделения прав ребенка в особую группу прав.
Познакомить с правами детей, записанными в Конвенции о правах ребенка, в Семейном Кодексе РФ, в Законе об образовании.
Развивать понимание многообразия и индивидуальности всех граждан нашего государства, т.е. сходств и различий между людьми нашей страны.
Способствовать воспитанию гражданственности и гражданского долга.
Я и моя Родина
(7 часов) Мой любимый дом.
Наша Республика.
г.Якутск- столица нашей Республики.
Символы Республики Саха.
Государственные символы страны: флаг, герб, гимн. 
Основной  закон страны – Конституция РФ.
Права человека и права гражданина. Познакомить учащихся с государственными символами страны: флаг, герб, гимн, основным законом страны – Конституция РФ.
Познакомить с составляющими понятия «гражданин».
Способствовать становлению чувства патриотизма.
Формировать правовую культуру учащихся, содействовать воспитанию убеждения, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки.
Семья маленькое государство
(4 часа) Семейный кодекс РФ.
Обязанности членов семьи
Моя родословная
Что значит быть хорошим сыном, дочерью Познакомить с Семейным кодексом РФ, с обязанностями членов семьи.
Дать элементарные представления о бюджете семьи.
Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.
Я и здоровый образ жизни
(4) Внешний вид человека.
Учись быть здоровым.
Вредным привычкам скажем «Нет».
Веселые старты. Привитие санитарно-гигиенических навыков.
Воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья.
Формирование у детей представления о здоровье, физиологии и гигиене.
Воспитание потребности в регулярных занятиях спортом.
Формирование умения вести здоровый образ жизни.
Я и друзья
(6 часов) Знакомство. Что такое настоящий друг. Правила общения. Вежливость. Правда и ложь. Доброта. Формировать у детей понятие о дружбе. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми.
Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе.
Воспитание у детей уважения к людям, достигшим успеха в жизни трудом.
Развитие активности во всех сферах жизни.
Ожидаемые результаты:
К концу изучения программы учащиеся должны:
знать: название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;
понимать: назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья, триколор;уметь: применять закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживаться жизненной позиции, принятой в обществе; делать положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменять жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдать дисциплину; активно предлагать и принимать помощь от других участников общения.
Литература1.Аронов А. А. «Воспитать патриотов» Москва, Просвещение, 1989 год2.Журнал «Классный руководитель» М. 2000№4 стр.21-32 )3.Журнал «Классный руководитель» М. 2002№8 стр.8-124.Конвенция ООН о правах ребенка. 5.Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 222с.