Методическая разработка на тему: Комплексно-целевая программа Здоровье на 2014-2017 гг

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Заларинский агропромышленный техникум»



Согласовано: Утверждаю:
на МК _____________
От «___» ___________20___г.
«___»____________20____г.









КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЬЕ» на 2014-2017гг.











Пгт.

Содержание

Пояснительная записка 3
Цель, задачи программы 4
Формы работы для реализации программы 5
Основные мероприятия комплексно-целевой программы 7
4. Ожидаемые результаты 12
5. Приложение 13































Пояснительная записка.

Самое ценное, что есть у человека - это жизнь, а самое ценное в его жизни - это здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо.
Занятия физическими упражнениями, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, - это наиболее рациональный способ подготовить себя к учебной деятельности, к освоению будущей профессии, к занятиям своим делом.
Особенностью подбора средств на занятиях физическими упражнениями является насыщенность конкретным материалом, который позволяет влиять на системы организма, которые в большой мере ослаблены у обучающихся и студентов. Навыки, приобретенные на занятиях, дают возможность занимающимся самостоятельно подбирать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.
Комплексно-целевая программа «Здоровье» на 2014-2017 гг. (далее программа) в ГАПОУ ИО «ЗАПТ» (далее техникум) объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни обучающихся и студентов, их родителей, опекунов, преподавателей и мастеров профессионального обучения (далее мастера п/о) что выходит за рамки только физического воспитания.
Таким образом, программа «Здоровье» носящая комплексный характер, может и должна консолидировать усилия преподавателей, мастеров п/о, администрации, медицинских работников и психологов, самих обучающихся в деле поддержания здорового образа жизни и их физического развития.
Настоящая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об Образовании», Законом РФ «О физической культуре и спорте в РФ», Уставом техникума.

Цель программы:

Создание условий, способствующих сохранению и укрепление физического здоровья, развитие массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с участниками образовательного процесса.

Программа включает в себя следующие основные направления:
медико-профилактическая работа;
психологическая работа;
физкультурно-спортивная деятельность;
охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
пропаганда здорового образа жизни;
профилактическая работа по предупреждению вредных привычек;
материально-техническая база.
Для реализации направления физкультурно-спортивной деятельности создан физкультурно-спортивный клуб, целью которого является развитие системы мероприятий по сохранению и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи:

В работе с обучающимися, студентами

1. Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации специальных программ для разных категорий студентов:
с ослабленным здоровьем, с отставанием в физическом развитии (группы коррекции);
освобожденных от уроков физической культуры;
специальной медицинской группы.
2. Формировать личность студента, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:
развивать и поддерживать двигательные способности организма (гибкость, сила, скорость, выносливость)
обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта.

В работе с педагогическим коллективом

1. Стимулировать преподавателей, мастеров п/о на физкультурно-оздоровительную работу с обучающимися и организацию своего здорового образа жизни.
2. Организовать в течение учебного года семинары, конференции по теме: «Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры». Привлечь к организации этих занятий специалистов педагогики, психологии, валеологии, а также врачей.
3. Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:
совместные соревнования преподавателей, мастеров п/о и студентов техникума с освещением результатов на информационных стендах, сайте техникума;
занятия в спортивных секциях по волейболу, фитнесу.
4. Систематически проводить консультации для преподавательского состава по вопросам здорового образа жизни. Включить такие консультации в совещания методических объединений.

В работе с родителями и опекунами

Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, студентов и родителей в организации здорового образа жизни через использование возможностей информационных ресурсов, сайта, стендов техникума, написание информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде ЗОЖ, а также разработка индивидуальных заданий (рекомендаций) для родителей, имеющих отклонение в состоянии здоровья.

Формы работы, используемые при реализации программы «Здоровье»

В процессе реализации программы используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
урок физической культуры;
факультативные занятия;
занятия с обучающимися с ОВЗ;
спортивные праздники;
«Дни Здоровья», военно-спортивная игра «Зарница», туристические слеты;
соревнования по различным видам спорта;
теоретические занятия, конференции, семинары, беседы, тренинги, консультации;
тестирование уровня подготовленности студентов;
наглядная агитация (фото лучших спортсменов техникума, «Лучшие спортсмены Приангарья»), стенды, плакаты, таблица рекордов техникума.

Медицинское обеспечение

Медицинское обеспечение включает:
помощь медицинского работника техникума в организации занятий с обучающимися, отнесенные по состоянию здоровья к спец.мед.группам;
составление списка студентов освобожденных от занятий физической культурой;
беседы с обучающимися о личной гигиене и вредных привычках.
профилактические прививки;
диспансеризацию и профосмотр педагогического коллектива.





Психолого - педагогическое и социальное обеспечение


Психолого-педагогическая и социальное обеспечение программы предполагает следующие направления в работе:
психодиагностическое – комплексная диагностика личности обучающихся, студентов с целью выявления подростков «группы риска», контроль эффективности обучения, социального и интеллектуального развития обучающихся;
психокоррекционное – устранение отклонений в развитии личности, познавательной сфере обучающихся;
профилактическое – а) организация профилактической работы с обучающимися, студентами «группы риска» (устранение негативного отношения к обучению, формирование ЗОЖ (здорового образа жизни), профилактика правонарушений комплексной группой специалистов; б) предупреждение возникновения неблагоприятных функциональных состояний у обучающихся, студентов, педагогов, воспитателей;
консультативное – оказание индивидуальной социально-психологической помощи обучающимся, педагогам, воспитателям, родителям, испытывающим трудности в процессе обучения и воспитания;
профориентационное – активизация процесса формирования психологической и социальной готовности обучающихся к профессиональному и социальному самоопределению, выявление профессиональной направленности обучающихся выпускных групп;
методическое – разработка и обоснование психодиагностических и психокоррекционных рекомендаций, методов педагогическому коллективу учебного заведения для успешного ведения социально-психологической работы в условиях техникума.

Материально- техническое обеспечение и источники ее финансирования

Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:
спортивный и спортивное оборудование учебного комплекса техникума и его обновление;
совершенствование медицинского кабинета;
компьютерная база данных;
мультимедийное обеспечение;
эстетическое оформление техникума (газеты, стенды, плакаты).





Основные мероприятия комплексно-целевой программы «Здоровье»


Направление и содержание деятельности
Сроки
Ответственные

Нормативно- правовое обеспечение

1
Изучение действующих федеральных, региональных, муниципальных программ по проблеме ЗОЖ, районной целевой программы «Стратегия развития физической культуры и спорта в Заларинском районе на 2013-2018 гг.»
2014-2015 гг.
Администрация

2
Разработка локальных нормативно- правовых актов необходимых для функционирования программы и ее последующая корректировка:
- положения;
- календарно-тематическое планирования и т.д.
начало очередного учебного года
Администрация

3
Разработка программ и работа по направлениям:
- патриотическое воспитание;
- социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на 2014-2017гг.;
- физкультурно-спортивное (по видам спорта).
ежегодно
Руководитель физвоспитания, педагог-психолог, педагог-организатор ОБЖ

Обеспечение законодательства по охране здоровья обучающихся

1
Выполнение норм СанПина в процессе организации учебно-воспитального процесса
ежегодно
Администрация, медицинский работник

2
Валеологический подход к организации учебных занятий и перемены
2014 г.
2016 г.
Зам по ОД, УВР

3
Выполнение норм Сан Пина при составлении расписания техникума
начало очередного учебного года
Администрация

4
Выполнение предложений ГСЭН и Госпожарнадзора по улучшению санитарно-гигиенического и противопожарного состояния образовательного учреждения.
ежегодно
Администрация, медицинский работник

Разработка и внедрение системы по оздоровления обучающихся в техникуме

1
Разработка и внедрение комплексов коррекционно-развивающих занятий, включая физкультминуток, упражнения для расслабления глаз, позвоночника, с учетом специфики хронических заболеваний обучающихся.
2014 г.
2016 г.
Зам по УВР, руководитель физвоспитания

2
Разработка и внедрение оздоровительной гимнастики для обучающихся коррекционных групп
2014-2016 гг.
Руководитель физвоспитания

3
Проведение утренней гимнастики в общежитиях техникума
в течение года, ежегодно
Преподаватели физвоспитания

Подготовка и переподготовка педагогических и административных кадров по проблеме охраны здоровья

1
Выявление, обобщение и распространение передового опыта работы с обучающимися, имеющие отклонения в здоровье
ежегодно
Зам по ОД, УВР, методист

2
Отбор оптимальных здоровьесберегающих педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, созданию благоприятной психологической атмосферы в образовательном процессе, сохранению и укреплению психического и физического здоровья студентов и мастеров п/о и преподавателей.
2012 г.
2016 г.

Администрация, педагог-психолог, методист

3
Участие в районных, областных научно- практических конференциях и семинарах по проблеме повышения качества обучения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
2014-2017 гг.
Зам по ОД, УВР, методист

4
Организовать семинар на тему: «Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры»
2015-2016 гг.
Методист

Организация воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы

1
Создание условий для самореализации обучающихся и студентов в системе внеурочного времени
ежегодно
Зам по УВР

2
Организация акций, флэш-мобов и др. мероприятий по пропаганде и борьбе с вредными привычками молодежи, профилактики наркомании и алкоголизма.
в течение года, ежегодно
Зам по УВР, руководитель физвоспитания, педагог-психолог, мастера п/о, кл.руководители

3
Вовлечение обучающихся коррекционных групп в систему дополнительного образования.
в течение года, ежегодно
Зам по УВР, руководитель физвоспитания

4
Организация физкультурно-спортивного клуба техникума по видам спорта
2014-2015 гг.
Зам по УВР, руководитель физвоспитания

5
Организация лекций и бесед для обучающихся и студентов с привлечением медицинских работников ЦРБ.
ежегодно
Зам по УВР, медицинский работник

6
Проведение спортивных соревнований между группами техникума (см.приложение)
согласно плану
Руководитель физвоспитания, преподаватели физвоспитания

7
Участие в соревнованиях Заларинского района, в первенствах среди обучающихся образовательных организаций Иркутской области в зачет Спартакиады ИРО ОГФСО «Юность России» (см.приложение)
согласно плану
Руководитель физвоспитания, преподаватели физвоспитания

8
Организация работы спортивных секций
ежегодно
Зам по УВР, руководитель физвоспитания, тренеры- преподаватели

9
Организация работы спортивных секций для обучающихся коррекционных групп
по мере необходимости
Зам по УВР, руководитель физвоспитания

10
Вовлечение обучающихся и студентов в исследовательскую деятельность по вопросам здоровьесбережения.
ежегодно
Преподаватели, методист

11
Проведение «Дня Здоровья», «Зарницы, туристических слетов (см. приложение)
согласно плану
Руководитель физвоспитания, педагог-организатор ОБЖ, преподаватели физвоспитания

Социально-психилогическое сопровождение УВП

1
Изучение личных дел обучающихся и выявление подростков «групп риска»
начало очередного учебного года
Мастера п/о, кл.руководители, педагог-психолог

2
Внедрение в практику работы диагностики социально-психологической адаптации, социализированности личности, по выявлению обучающихся, склонных к суицидальному поведению для обучающихся 1,2,3 курсов.
2014-2015 гг.
Педагог-психолог

3
Психологическая диагностика мастеров п\о, классных руководителей, воспитателей общежития, преподавателей спецдисциплин.
в течение года, ежегодно
Педагог-психолог

4
Проведение комплексных тренинговых занятий с подростками «групп риска».
в течение года, ежегодно
Педагог-психолог

5
Информационно-просветительская работа с обучающимися.
в течение года, ежегодно
Педагог-психолог,
социальный педагог, медицинский работник

6
Массовые мероприятия по профилактике вредных привычек и ведению ЗОЖ.
согласно плану
Зам по УВР, руководитель физвоспитания, педагог-психолог, медицинский работник, специалист ЦПН и ПДН

7
Групповые мероприятия по профориентационной работе.
в течение года для студентов выпускных групп
Педагог-психолог, мастер п/о

8
Проведение теоретических и практических семинаров, круглых столов по вопросам девиантного поведения, по обмену опытом в работе с подростками «групп риска» и т.д.
в течение года, ежегодно
Педагог-психолог

Профилактика травматизма

1
Организация дежурства в техникуме, в столовой, в общежитиях с привлечением классных руководителей, мастеров п/о
в течение года, ежегодно
Ст.мастер. мастера п/о, кл.руководители

2
Инструктажи по технике безопасности с обучающимися во время учебного процесса, во время внеурочных мероприятий
в начале учебного года, ежегодно
Инженер по ТБ, мастера п/о, преподаватели

3
Проведение классных часов и бесед по профилактике травматизма
в начале учебного года
Кл.руководители

Оздоровительная работа с педагогическим коллективом

1
Прохождение медицинского обследования педагогических работников техникума
перед учебным годом
Медицинский работник

2
Организация и работа секции «волейбол», «фитнес», тренажерного зала.
ежегодно
Зам по УВР, руководитель физвоспитания, тренеры-преподаватели по видам

3
Проведение психолого-педагогического семинарского занятия с педагогическим коллективом на тему: «Что должен знать и уметь педагог, работая с подростками «группы риска»
2015-2016 гг.
Педагог-психолог

4
Проведение соревнований по спортивным играм среди студентов и педагогических работников.
согласно плану
Руководитель физвоспитания, преподаватели физвоспитания

Взаимосвязь с родителями, опекунами, общественностью, информационное сопровождение

1
Проведение общего родительского собрания техникума
ежегодно
Администрация

2
Вовлечение родителей, опекунов в совместную деятельность по проведению мероприятий, направленных на укрепление здоровья обучающихся
ежегодно
Зам по УВР, мастера п/о, кл.руководители

Укрепление материально-технической базы техникума

1
Приобретения дополнительного оборудования для медицинского кабинета.
по мере необходимости
Администрация, бухгалтерия

2
Приобретение спортивного оборудования и инвентаря
ежегодно
Администрация, бухгалтерия

3
Текущий ремонт спортивного, борцовского, тренажерных залов, стадиона техникума
по мере необходимости
Администрация, зам по АХД, бухгалтерия












Ожидаемые результаты:

1. Организуя и оценивая работу преподавателей физической культуры, внимание уделить:
эффективности уроков физической культуры и занятий с обучающимися и студентами медицинских групп, коррекционных групп;
приросту физической подготовленности обучающихся (по тестам, нормативам) за учебный год;
охвату студентов массово-оздоровительной, физкультурно-спортивной работой внутри техникума, а также на уровне района, региона, области;
педагогической активности преподавателей (участие в заседаниях педсовета, анализ и обобщение опыта работы и т.д.).
Содействовать укреплению здоровья участников образовательного процесса, созданию безопасных условий жизнедеятельности обучающихся и охране труда работников техникума;
Формировать образовательную среду в техникуме, способствующую сохранению и развитию здоровья физического, психического, социального;
Создать систему комплексного мониторинга состояния здоровья студентов;
Уменьшить количество студентов, склонных к вредным привычкам.
Стимулировать повышение внимания обучающихся и их родителей к вопросам ЗОЖ;
Осознать приоритет здорового жизни, стойкого интереса к познавательной и двигательной активности, устойчивого стремления к регулярным занятиям физическими упражнениями, самоконтроля и личностное развития среди студентов, родителей, преподавателей, мастеров п/о техникума.






















13PAGE 15


13PAGE 14215




15