Влияние предмета «Окружающий мир» на социализацию младшего школьника»


Влияние предмета «Окружающий мир»
на социализацию младшего школьника»
Матушкина Елена Васильевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 11 города Лабинска, учитель высшей категории
«Окружающий мир» - предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии и истории, обществознания и биологии, анатомии и валеологии. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь
во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, сравнивать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы - в общем, всё то, что делает ребёнка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.
Реальная жизнь ребёнка не складывается механически из отдельных видов деятельности, а образует их в системы, различные на отдельных возрастных ступенях. Психологи говорят о зависимости развития психики ребёнка от ведущей деятельности, которая на данном этапе встречается чаще всего и которой ребёнок уделяет больше всего времени. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, то есть социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Кроме того, этот период социального становления связан у детей с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением творческого отношения к действительности.И предмет «Окружающий мир», по моему мнению, играет в этом первостепенную роль. Задачами педагога становятся на этом этапе:
осознание ценности жизни на земле, умения оценивать и чувствовать красоту природы и окружающего мира;
соблюдения правил поведения на природе и в природной среде;
осознанного отношения к собственному здоровью.
Исходя из этого, вся классная и внеклассная деятельность выделена мною в один модуль «Я и окружающий мир». Это, во – первых, темы и формы специальных занятий:
философские размышления о живом;
диалог «жестокость человека - агрессия животного», «Как и за что нам мстит природа»;
встреча с работниками лесхозов, национальных парков и
заповедников в Краснодарском крае. Экскурсии в дендросад;
тренинг « Я и природа»;
беседа « Опасность экологических катастроф»;
занятия по программе Лазарева «Как стать здоровым» (обучение приёмам самомассажа, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз медитации, фитолечения).
консультация «Что такое вредные привычки»;
прогулка- тренинг «На защите моей улице».
Проводимая мною работа в этом направлении направлена на осознание ценности жизни на Земле, умения оценивать и чувствовать красоту природы и окружающего мира, соблюдать правила поведения на природе и в природной среде, диагностику осознанности отношения к собственному здоровью. Во-вторых, разработка пакета дидактических материалов: карты, таблицы, наглядный материал, тесты. В – третьих, апробация нового комплекта программ в рамках проекта «Начальная школа ХХI века», разработанный Н. Ф.Виноградовой и Г. С. Калиновой. А, в - четвёртых, это создание серии мультимедийных уроков:
Происхождение жизни на Земле.
Многообразие и красота живой природы (жизнь леса, рек и морей, гор, полей, степей).
Связь человека с окружающей средой. Поведение человека по отношению к живым организмам.
Движения в защиту животных (заповедники, зоопарки и ботанические сады).
Опасность вредных привычек. Осторожность, опасная для жизни.
Счастья жить на Земле.
Живая природа города.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.
Практика показывает что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
На смену наглядным пособиям могут прийти анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Часто в практической деятельности учителя встречается необходимость некоторые наглядные пособия показать не сразу, а в необходимый момент.
И, конечно, досуговая деятельность, без которой модуль не был бы логически завершённым:
К Т Д «По следам Капитана Немо».
Сюжетно-ролевая игра «Тропики».
День здоровой семьи.
К Т Д «Мой город на карте Вселенной».
К Т Д «Мы дети планеты и эту планету мы сохраним».
Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка и, прежде всего, на его умственное развитие. «Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…», писал философ Л. Сенеки.
В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир – источник чувств, который позволяет достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
(Е. Евтушенко).
Литература:
Аствацатуров Г.О.-Армавир:АФККИДППО,2007.-
«Технология современного урока».
Виноградова Н. Ф.- Москва:Вентана -Граф, 2006.
«Методика обучения».
Дьячкова Г. Т.- Волгоград: Учитель, 2007.- «Окружающий мир».
Лизинский В.М. –Научно-практический журнал
«Завуч», №4, 2006.
Лизинский В.М.- Научно-практический журнал
«Классный руководитель», №2, 2001
-21272548259
-212725152400
Определение уровня
нравственной воспитанности личности
и коллектива класса
Класс Низкий
уровень Средний уровень
Хороший уровень Высокий
уровень
2 «Б» 2 чел. 3 чел. 12 чел. 3 чел.
Оценка уровня воспитанности ученика
Отношение к природе Эстетический вкус Отношение к себе Я оцениваю себя 5 бал. 4.5 бал. 4.6 бал. Меня оценивают родители 4,6 бал. 4.6 бал. 4.1 бал. Оценка классного руководителя 4.5 бал. 4.5 бал.


Разработка урока по предмету
«Окружающий мир» во 2 - ом классе
на тему: «Звери и птицы зимой»
Цели урока: расширить знания учащихся о диких животных, о зимних изменениях в жизни птиц; повторить основные правилами охраны природы; воспитывать экологическую культуру.
1.Организация класса.
Учитель: Дети, сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в зимний лес и познакомимся с животными и птицами, которые живут в нём.
2.Вступительная беседа.
Учитель: Давайте повторим народные приметы, расскажем, какая сегодня погода.
Дети:
Синичка с утра начинает пищать - жди мороза.
Лебедь летит - к снегу. Гусь - к дождю.
Курица на одной ноге стоит – к стуже.
Дым от костра идёт вверх – к хорошей погоде.
Учитель: Рано утром на вокзале
Мы билеты в кассе взяли.
Электричка, как стрела,
Нас по рельсам понесла.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Вот мы подъехали к лесу. Нас встречает зимний лес.
Дети:
Он стоит, как белый терем,
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки,
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.
Заяц, заяц, трус лесной,
Ты куда бежишь, постой!
Ровно двадцать пять ребят
Поиграть с тобой хотят.
Хочешь - в прятки, хочешь – в салки,
Хочешь, заяц, - прыгнешь в санки.
От полянки до реки
Побежим вперегонки.
Но боится заяц нас.
Раз-два-три
И скрылся с глаз.
Эвристическая беседа
Учитель: Ребята, а почему он белый? Что вы о нём знаете? Запасает ли он корм на зиму?
Отгадайте загадки.
Не мышь, не птица в лесу резвится,
На деревьях живёт и орешки грызёт.
-Это беличьи следы. (Сообщение о белке).
- А это чьи следы? Да это же волчьи следы!
Почему его называют санитаром леса? Почему очень часто говорят о волке: «Волка ноги кормят»?
- Почему волки воют?
Ответ детей: ( Средство общения друг с другом.)
Учитель: Жёлтая хозяюшка из леса пришла,
Кур пересчитала и с собой унесла?
Чей- то пушистый хвост мелькнул среди деревьев.
Ответ детей: Это лиса.
Учитель: Что вы расскажите о лисе? ( Сообщения учащихся).
Всех зверей мы видели. А вот кого-то пропустили. Посмотрите, а это что за зверь идёт?
Кто меня потревожил?
Кто мешает сладко спать?
Лапку вкусную сосать.
Есть пироги пудовые,
Смотреть сны медовые.
Кто не знает, что зимой
Ложится мишка на покой.
Под сосну кривую,
Спать на боковую.
Ученики рассказывают всё, что знают о медведе.
Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
( руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода,
Неподвижна и тверда.
(Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками)
Учитель: А на следующей поляне целые стайки птиц!
- Сколько здесь птиц? Перечислите их.
А теперь послушайте загадки.
Живёт в лесу,
Ухает, как разбойник,
Люди его боятся,
А он людей боится. (Филин)
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач)
Шапочка серенькая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком. ( Ворона)
Уличный мальчишка
В сером ярмячишкеБегает, шныряет,
Крошки собирает. ( Воробей)

Вот к нам прилетела синица. Она круглый год отыскивает на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно им, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не могут они найти в это время насекомых. Как помочь этим птицам зимой? (Птичьи столовые).
Что это такое? (Выставка кормушек).
Учитель: На уроках труда мы с вами будем изготавливать кормушки.
Учитель: Не только мы, но и птицы помогают природе.
Посмотрите – это сова. Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна совиная семья уничтожила за год 10 000 мышей и таким образом спасла 20 тонн зерна.
Итог урока
4. Викторина.
Рассели животных: белку, медведя, лису, волка, зайца
Домик 1-животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2- животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3- животные, которые зимой ищут корм в природе.
- Кто из птиц помогает природе?

5. Домашнее задание.
Знатокам птиц собрать материал о зимующих птицах, знатокам животных - о животных.
6. Рефлексия.
Разработка урока по предмету
«Окружающий мир» во 2-ом классе
на тему: «Путешествие в космос»
Цели урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
Задачи урока: дать ученикам представление о том, что такое «космос»; познакомить детей с первым космонавтом Ю.Гагариным; познакомить с устройством космического корабля; дать представление о звёздах и созвездиях; развивать любознательность, воображение; воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
1.Организация класса.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло - голубое,
Солнце светит золотое,
Звёзды яркие блестят,
В космос пригласить хотят.
2.Введение в тему.
Учитель: Ребята, кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: о планете, звёздах, солнце, спутниках, космосе.
Учитель: Сегодня мы поговорим о путешествиях в космос. Как вы думаете, что такое «космос»?
Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечное большое пространство. Это космос. В нём находятся небесные тела: Солнце, звёзды, планеты, Луна. Звёзды светятся сами и освещают планеты. Это очень большие небесные тела. Они занимают в небе определённое положение. Для удобства люди условно делят небо на области - созвездия. Каждому созвездию они дали своё, часто сказочное, легендарное наименование. Так появились созвездия Большой медведицы, Кассиопеи, Ориона, Лебедя, Волопаса и другие.
Учитель: А какие вы созвездия наблюдали на небе?
3.Работа по учебнику (чтение материала учебника).
Учитель: Солнце- это тоже звезда. Она светит и освещает планеты. Планеты сами не светятся, а освещаются Солнцем. Земля - планета. Она освещается Солнцем. Когда на освещённой стороне Земли день, на другой стороне – ночь. Луна – спутник Земли и движется вокруг неё.
Раньше люди считали, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг неё. Но шло время, учёные доказали, что Земля обращается вокруг Солнца. А затем космонавты увидели это собственными глазами из космоса.
4.Ю. Гагарин- первый космонавт.
Учитель:
- Кто такие космонавты?
- Когда первый человек полетел в космос? ( 12 апреля 1961 г.)
- Как зовут первого космонавта? Что вы о нём знаете?
Ученик: Юрий Гагарин крестьянский паренёк. Был он подвижен и любознателен. Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оренбурге. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. Гагарин готовился к полёту в космос. И 12 апреля 1961 года совершил этот полёт.
Физкультминутка.
5. Как устроен космический корабль
Учитель: На чём космонавты летают в космос?
Дети: На космическом корабле.
Учитель:Ч то вы знаете о космическом корабле?
Космический корабль – это и дом, и научная лаборатория. В нём живут и работают космонавты. Юрий Гагарин поднялся в космос на одноместном корабле «Восток». Затем были созданы корабли «Восход» и «Союз».
Учитель: Как вы думаете, что такое орбита?
6 . Закрепление изученного.
- Предлагаю всем загадки.
Но подумайте, ребятки!
И подайте мне ответ
На космический секрет:
Космические загадки.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост-
И поднимется до звёзд. (Ракета)
Искры небо прожигают,
А до нас не долетают. (Метеорит)
- Что такое « метеорит»?
Метеорит - металлическое или каменное тело, падающее на Землю из межпланетного пространства.
Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь
Ту дорогу.
Днём она – не видна. (Млечный Путь)
Учитель: Млечный Путь – звёздное скопление в виде неяркой полосы, пересекающей звёздное небо.
7. Групповая работа.
Первая группа: «космодром»
Вторая группа: «скафандр»
Третья группа: «невесомость»
-Вы должны обсудить значение этих слов.
- А теперь, посмотрим, умеете ли вы сочинять космические рассказы.
Слова для справок: космодром, иллюминатор, ракета-носитель, аппарат, невесомость, Млечный Путь, созвездия8. Итог урока.
Кроссворд
- Пришло время разгадать «Космический кроссворд».
Вопросы к кроссворду:
1.Небесное тело, которое само светится.
2.Звезда, вокруг которой вращается Земля.
3.Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.
4.Планета Солнечной системы, следующая после Земли.
5.Самая удалённая от Солнца планета.
6.Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли.
7.Пространство, окружающее Землю, звёзды и планеты.

1з 3п в л 5п е а л зн4м у 6л де а т у 7к а 2с т ро но м
о а с на с л м но цс е 9.Рефлексия.
Творческая мастерская на тему:
Влияние предмета «Окружающий мир» на социализацию младшего школьника