Опыт работы. Мастер-класс для воспитателей детского сада по теме Здоровьес берегающие технологии на занятиях и в досуговой деятельности


ГБОУ школа 72 (дошкольное отделение)
Муз. рук. Грачева В.С.
2016 г.
Образовательная область «Музыка».
Здоровьесберегающие технологии на занятиях и
в досуговой деятельности.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека – так гласит Устав ВОЗ.
Всё просто и понятно, но достижимо ли это? И если с физическим здоровьем всё более или менее понятно, то душевное и социальное благополучие – понятия в большей мере субъективные, не всегда понятные, а поэтому не очень популярные у большинства родителей.
И если родители нечасто задаются этими проблемами, то для нас, для педагогов разностороннее развитие и эмоциональное благополучие воспитанника является реальной целью воспитания, то есть – целью нашей работы.
Но без желания самих дошкольников участвовать в этом процессе достичь этой цели невозможно. Поэтому в процессе развития ребёнка педагогу необходимо стать его партнёром и помощником.
И, порой, именно музыкальное воспитание и развитие является главным помощником в воспитании эмоциональной сферы ребёнка. Музыкально-педагогические технологии являются мощным средством воздействия на эмоциональное состояние и на его здоровье в целом. Музыка может изменить настроение человека и даже создаёт его, и это чудесное её свойство делает музыкально-оздоровительную работу неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.
Теперь я продемонстрирую некоторые приёмы и методы работы с детьми по здоровьесбережению, которые я применяю на занятиях и в досуговой деятельности.
Если вы помните, то в средних и старших группах мы начинаем занятия с песенки-приветствия, которая не только создаёт положительное и приподнятое настроение, но и разогревает некоторые части нашего тела, способствует улучшению кровообращения, а, значит, усиливает поток энергии, так необходимой для последующей нашей деятельности.
Пример.
Ладошки просыпайтесь – похлопайте скорей,
Ножки просыпайтесь – танцуйте веселей.
Ушки мы разбудим, лобик разотрём.
Носиком пошмыгаем - (Три раза втягиваем воздух носом громко),
И песенку споём:
Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро! –
Всем! Всем! Всем!
Доброе утро – улыбнись скорее,
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в саду цветочки.
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем смелее, смелее.
Ушки тоже мы потрём,
Мы здоровье сбережём,
Улыбнёмся снова,
Будем все здоровы!
Обе эти песенки сопровождаются движениями по тексту. Что-то я меняла сама, что-то придумывали сами ребята. Но каждый раз они выполняют это небольшое упражнение-зачин с большим удовольствием и желанием.
Самое пристальное внимание на занятиях мы уделяем дыханию. Многие педагоги, особенно педагоги-вокалисты убеждены, что правильному дыханию нужно учить.
На мой взгляд, дыхание у дошкольников в большей степени должно быть непроизвольным, спонтанным. Конечно, мы должны укреплять дыхательные мышцы и дыхательный аппарат в целом. И в этом неоценимую помощь оказывает гимнастика Стрельниковой. Некоторые упражнения из комплекса этой гимнастики мы используем вначале занятия.
Принцип гимнастики – короткий и резкий вдох в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма и обеспечивает широкий спектр позитивного воздействия. В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем – нюхаем; кланяемся – нюхаем; поворачиваемся – нюхаем.
«Насос».
«Обними себя».
Упражнения на развитие правильного дыхания можно использовать на занятиях перед распевками, а в досуговой деятельности как сюрпризный момент.
Примеры.
1.Муз. рук.
Дети, когда ветер дует, то листочки на деревьях шелестят: «Ш-ш-ш». Давайте в месте с листочками пошелестим: сначала потихоньку – Ш-ш-ш, а потом сильнее – Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
2.Другой пример – Дыхательное упражнение «Ветерок» на развитие длительного выдоха. В центр зала ставят макет берёзы с прикреплёнными на ниточках листочками. Дети подходят к дереву и дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами.
3. В старших группах мы использовали упражнение на дыхание со снежинками. Детям на ладошку клали снежинку, вырезанную из тонкой бумаги. Сначала они её нюхали, делая шумный вдох через нос, а длинный выдох получался непроизвольно, благодаря произносимому слову «аромат». При этом слово «аромат» произносился с эмоцией восхищения, удовольствия. Дальше мы закрепляли длинный выдох на упражнении «Ветерок», когда дети легко и нежно дули на снежинку и она улетала. При этом мы нацеливали внимание детей на лёгкий и продолжительный выдох, так как только в этом случае снежинки у детей не просто улетали, они как будто танцевали в воздухе. Дети повторяли попытки, чтобы добиться результата.
4. Муз. рук.
Наступила весна, многие звери меняют свои шубки, только медведь остаётся в своей тёплой лохматой шубе. Жарко ему, давайте подуем на мишку, сделаем ему прохладу.
Носиком вдыхаем,
Громко выдыхаем.
При разучивании песен на музыкальных занятиях педагогом часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это связано с неполным развитием мышц речевого аппарата. Здесь ребёнку может помочь специальная артикуляционная гимнастика.
Пример.
Жаба Квака. (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки).
Жаба Квака с солнцем встала, Дети зевают.
Сладко-сладко позевала.
Травку сочную жевала, Имитируют жевательныеДа водички поглотала. Движения, глотание.
На кувшинку села,
Песенку запела:
«Ква-а-а-а! Произносят звуки
Квэ-э-э! отрывисто и громко.
Ква-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
С детьми подг. гр. мы произносим гласные звуки громко, протягивая звуки и беззвучно, хорошо артикулируя, работая мышцами губ.
Выразительность речи, мимику и жесты можно отрабатывать на таком упражнении – «Снеговички и Сосульки».
Детей делят на две подгруппы – одни из них Снеговички, другие Сосульки.
Муз. рук.
Встретились однажды во дворе Тостячки-Снеговички и Сосульки – Худышки.
Удивились Сосульки: Дети смотрят, подняв брови и
«Ах, какие вы толстые!» широко открыв глаза.
Рассердились Снеговички: Хмурят брови, морщат губы,
«Не такие уж мы и толстые!» смотрят сердито.
Ещё больше удивились Сосульки: Округляют губы (как буква «о»),
«Ой, да вы ещё и сердитые!» поднимают брови.
Ещё больше рассердились Снеговички: Вытягивают губы трубочкой,
«У-у-у! Мы действительно сердитые!» сводят брови.
Сморщили нос Сосульки: Морщат нос, произносят слова
с недовольством в голосе.
«Фу! Не хотим с вами разговаривать!»
Скривили губы Снеговички: Изображают на лице возмущение,
«Пф! Ну и не надо!» опускают уголки рта.
Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения.
Разработки В.Емельяновой, М.Картушиной развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют работу гортанно-глоточного аппарата и деятельность головного мозга.
Упражнение «Капризка».
Я не буду убираться!
Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!
Дети кричат: «А-а!», затем воют: «У-у!» и ещё визжат: «И-и!»
Упражнение «Мой весёленький Петух…»
Мой весёленький Пету-у-у-у-ух,
Развивает утром слу-у-у-у-ух.
Песню слышно далеко-о-о-о-о,
Ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко-о-о-о-о.
Переход от грудного в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных.
С малышами цокаем язычком, как лошадки с различной динамикой и скоростью.
Хочу обратить внимание на значимость речевых игр. Речевые игры – это одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
В дальнейшем речевые упражнения стали сочетаться с элементарным музицированием, что способствовало развитию музыкальных и творческих способностей детей.
Речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению.
«Осенняя сказка». – речевая игра с музыкальными инструментами.
Тихо бродит по дорожке Тихо бьют барабанными палочками поОсень в золотой одёжке. барабану.
Где листочком зашуршит, Звучат маракасы.
Где дождинкой зазвенит. Звенят колокольчики.
Раздаётся громкий стук: Стучит кастаньета.
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло – Играет ксилофон (глиссандо).
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, Звучат «шуршалки» (коробочки)
По деревьям пошумел,
Громче завывает, Звенит бубен (тремоло).
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! Металлофон или треугольник.
Капель бойкий перезвон.
Всё звенит, стучит, поёт – Все инструменты одновременно.
Осень яркая идёт!
.
Игра «Тутти-фрутти» (модель Т.Тютюнниковой)
Текст речевой игра
(размер 4/4)Телесные жесты и действия с шумовыми инструментами
Груши, яблоки и сливы,Так вкусны и так красивы.
Варим мы компот!
Тутти – фрутти, тутти – фрутти.
Абрикосы, персики,Алыча, ча – ча – ча.
Варим мы компот!
Тутти – фрутти, тутти – фрутти.
Виноград и гранат,Рад вас видеть детский сад.
Варим мы компот!
Тутти – фрутти, тутти – фрутти.
Буль – буль, буль – буль, буль - буль – буль!
Тутти – фрутти, ча – ча – ча!
дети ритмично играют на деревянныхложках четвертными длительностями
дети выполняют круговые движенияправой рукой, как бы помешиваясодержимое кастрюли
дети ритмично играют на маракасах восьмыми длительностями
дети выполняют движение «стряхивание» кистей рук
дети выполняют круговые движениялевой рукой, как бы «помешивая»содержимое кастрюли
дети ритмично играют на маракасахвосьмыми длительностями
дети играют на курских трещотках
четвертными длительностями
дети выполняют круговые движенияправой рукой, как бы помешиваясодержимое кастрюли
дети ритмично играют на маракасахвосьмыми длительностями
(дети говорят постепенно увеличивая силу звука)
(дети ритмично играют на маракасахвосьмыми длительностями)
Музыкальный руководитель (или ребенок, родитель) завершает:Вместе погладим животики и скажем: «Очень вкусно».
Речевая игра с движениями «Сторож»
Дети проговаривают текст с различной динамикой.
Тихо - Тише, тише, не шумите!
Сторожа не разбудите!
Громко - Только зайчики не спят,
Прыгать зайчики хотят!
Тихо - Спит слонёнок, спят волчата,
и лисята.
Громко - Только мишка спать не хочет,
Мишка ножками топочет!
Тихо - Мы тихонько подойдём
И тихонько позовём:
Громко - «Сторож, сторож, ты не спи,
Нас скорее догони!»
Особое место в применении здоровьесберегающих технологий занимают пальчиковые игры. Доказано, что существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладошках людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим пальчиковые игры представляют особый интерес – они позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы
Пальчиковая игра «Медведь».
Мишка по лесу ходил, Стучат кулачками по коленочкамЗвонки песни выводил:
- Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! Изображают игру на дудочке.
Всем я лапотки сплету. Кисти рук в «замочке».
Себе – большие, Раскрывают пальчики по очереди – большие,
Жене – меньшие, Указательные,
Сыну – с носочком, Средние,
Дочка – с цветочком, Безымянные,
А соседу-заиньке Мизинчики.
Сплету лапти маленькие.
Пальчиковая игра-шепталка «Мышка Маша»
Мышка Маша тихо встала, Дети соединяют ладошки-«мышка».
По горшочкам пошуршала. Трут ладошкой о ладошку.
Мышка Маша любит кашу, «Мешают кашу ложкой»,
Целый ковшик варит Маша. Показывают, сколько каши…
Наша каша горяча! Сжимают и разжимают пальчики рук.
Шу-шу-шу, Поворачивают голову вправо.
Ша-ша-ша. Поворачивают голову влево.
Кушай кашу не спеша. Грозят указательным пальцем.
Шу-шу-шу, Поворачивают голову вправо.
Ша-ша-ша. Поворачивают голову влево.
Как же каша хороша! Хлопают в ладоши.
И ещё на одну форму работы по здоровьесбережению мне хотелось бы обратить внимание – это игровой массаж. Он очень нравится ребятам и это не случайно. Почему нам приятно ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? «Погладь мне спинку!» - это произносит каждый ребёнок. Всё дело в том, что массируя определённые точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, лёгким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.
«Массаж»
Шлёпа-шлёпа, шлёпа-шлёпа-шлёп. Вытягивают вперёд правую и
хлопают левой ладошкой по
тыльной стороне от ладони до
плеча.
Наизнанку – шлёпа, шлёпа, шлёп. Поворачивают руку и также

И другую – шлёпа, шлёпа, шлёп, Всё повторяют с другой рукой.
Наизнанку – шлёпа, шлёпа, шлёп.
Сильно плечи, сильно плечи, сильно плечи – «Толкают» попеременно
правое и левое плечо,
Еле-еле нос. попеременно
дотрагиваются
кончиками пальцев до кончика носа.
Сильно плечи, сильно плечи, сильно плечи – Повторяют.
Еле-еле нос.
Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»
Лепим, лепим ушки – Щипают пальцами раковины ушей.
Нарисуем глазки – Мягко поглаживают брови, закрытые глаза.
Видим далеко!
Носик мы погладим, Большими пальцами гладят крылья носа.
Усики расправим. «Рисуют» указательными пальцами усы.
Теперь мы не ребята, Кружатся.
А весёлые зверята! Хлопают в ладоши.
Комплекс игрового массажа – «Дождь».
Дети стоят парами по всему залу, один делает массаж, другой повёрнут к нему спиной. Можно встать «паровозиком», друг за другом.
Дождь! Дождь! Надо нам Хлопают ладонями по спине.
Расходится по домам.
Гром! Гром, как из пушек. Поколачивают кулачками.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град! Постукивают пальчиками.
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже Поглаживают спину ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
Все поворачиваются в другую сторону и массаж повторяется.
Игровой массаж «Кошкин дом».
Тили – бом! Тили - бом! Стучат кулачками по спине.
Загорелся кошкин дом! Хлопают в ладоши.
Загорелся кошкин дом,
Идёт дым столбом! «Рисуют» на спине спирали – «дым».
Кошка выскочила! Шлёпают ладошками по спине.
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром, «Бегают» по спине пальцами.
Заливает кошкин дом, Гладят по спине сверху вниз.
А лошадка - с фонарём, Стучат кулачками.
А собачка – с помелом, Гладят по спине вправо-влево.
Серый заюшка с листом. Стучат ребром ладони.
Раз! Раз! Хлопают в ладоши.
Раз! Раз!
И огонь погас! Гладят по спине сверху вниз.
Комплекс игрового массажа «Дружок»
Дети стоят парами по всему залу.
У меня такие ручки! Стоят спиной к друг другу,
По-смо-три! Гладят руки.
Звонко хлопают в ладоши. Хлопают.
Раз, два, три!
Твои ручки тоже Поворачиваются лицом друг к другу,
На мои похожи. гладят по ручкам друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».
Покружись со мной разок.
У меня такие щёчки! Стоят спиной к друг другу,
По-смо-три! гладят свои щёчки.
Я пощиплю их немножко. Легко щиплют щёчки.
Раз, два, три!
Твои щёчки тоже Поворачиваются, растирают щёчки друг
На мои похожи. друга.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».
Покружись со мной разок.
У меня такие ушки! Стоят спиной друг к другу,
По-смо-три! массируют мочки ушей.
Разотру их потихоньку. Растирают уши.
Раз, два, три!
Твои ушки тоже Поворачиваются лицом друг к другу,
На мои похожи. теребят ушки друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».
Покружись со мной разок.
У меня такая спинка! Стоят спиной друг к другу,
По-смо-три! гладят себя по спине.
Я похлопаю по спинке. Шлёпают ладошками по спине.
Раз, два, три!
Твоя спинка тоже Поворачиваются лицом друг к другу,
На мою похожа. шлёпают по спине друг друга.
Хорошо с тобой, дружок, Кружатся «лодочкой».
Покружись со мной разок.
Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий может обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром.