Технологическая карта урока по технологии на тему обработка накладного кармана (5 класс)


Технология 5 класс
Тема: «Обработка накладного кармана»
Технологическая карта урока.
Тема урока  «Обработка накладного кармана»
Тип урока  Комбинированный
Дата урока  05.04.2016
Цели урока    1. Ознакомление с историей возникновения кармана, его видами и формами.
2. Обучение правильной технологической обработке накладного кармана.
Задачи урока Образовательные:
- сформировать у учащихся знания и умения выполнять поузловую обработку фартука;
- сформировать умение пользоваться инструкционными картами и приемами выполнения карманов.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, требовательность к себе.
Методы обучения объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы фронтальная, индивидуальная и групповая форма.
Ресурсы - учебник 5 класс под редакцией В.Д.Симоненко- компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран;
- раздаточный материал: инструкционные карты; карточки - задания, карманы;
- швейные машины, утюг, гладильная доска, швейные принадлежности, ножницы, деталь кроя – карман.Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- развивать умение в воспроизведении, анализе и оценке своей работы;
- выполнять обработку кармана с использованием инструкционной карты ;- развивать умения распознавать геометрические фигуры.
Личностные:
- формировать мотивации изучения темы;
- развивать готовность к самостоятельным действиям;
- создать основы для формирования позитивной самооценки, потребности в творческом самовыражении.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- научить планировать и оценивать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- научить ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания и незнания;
- развивать умение осуществлять пошаговый контроль по результату;
- научить осуществлять анализ ситуации и моделирование.
Коммуникативные:
- научить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- развивать умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- научить учебному сотрудничеству.
Познавательные:
- развивать умения осуществлять поиск информации;
- развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта.
Этап урока  Деятельность учителя  Деятельность учащихся  Формы организации взаимодействия на уроке  УУД 
Организационный момент   
Приветствие, проверка присутствия учащихся, организация рабочего места, наличия необходимого на занятии (учебники, раздаточные материалы, приспособления)
Мастерская приветливо встречает
Вас на новый свой урок,
И снова школьниц приглашает
Веселый и заливистый звонок!
Проверяем порядок на рабочем месте.
Приветствие учащихся. Проверка рабочего места, наличие необходимого материала. Коммуникативные: умение слушать
Личностные: самоорганизация
Регулятивные: способность регулировать свои действия
Актуализация знаний
Выход на тему
Выделить тему урока нам помогут три задания, которые будут опираться на ранее изученный материал.
Задание 1.
Выберите правильный ответ и запомните его.
Что происходит с деталями после раскроя:
1. Отделка.
2. Обработка.
3. Отбеливание.
Запомните правильный ответ.
Задание 2. Кроссворд
1.Как называются основные размеры фигуры человека, полученные путём её измерения.
2.Какая мерка записывается полностью?
3.Как называется повторяющийся ряд стежков на ткани?
4.Как называется узкая полоска по долевому краю ткани, отличающаяся выработкой.
5.Что значит соединить две детали и более строчкой временного назначения.
6.Что значит проложить строчку при наложении одной детали на другую для их дальнейшего соединения.
Итак ключевым словом является слово Карман. Запомните его.

Задание 3. Разгадайте ребус.

Это слово Накладной. Запомните слово.
Учащиеся отвечают на вопросы.
- Обработка
- Карман
Репродуктивные, игровые Познавательные:
умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание
Регулятивные:
умение регулировать свои действия, взаимодействовать с учителем и со сверстниками Общеучебные - извлекают необходимую информацию из беседы с учителем
Целеполагание Вопрос: Какие слова вы выделили при работе с заданиями. Учащиеся называют слова и они выведены на слайд презентации.
Сформулируйте тему урока.
Тема: “Обработка накладного кармана”. Работа с технологической картой. (Запись числа и темы урока в технологическую карту). Приложение 1. Вчитайтесь внимательно в тему урока.
Вопрос: Поставьте пожалуйста цель?
Цель: Обработать накладной карман.
А так же скажите, что мы будем делать сегодня на уроке?
1. Познакомимся с историей кармана.
2. Узнаем какие бывают виды и формы карманов.
3. Научимся обрабатывать карман.
4. Обработаем карман.
Учащиеся дополняют и расширяют имеющиеся знания по изучаемой теме.
Предлагают варианты ответа.
Проводят обсуждение.
Проявляют организаторские способности, работают в группе
Учащиеся называют тему урока, ставят цель и задачи.
Анализ конкретной ситуации,  работа в группе  Познавательные: выделяют необходимую информацию
Коммуникативные: умение работать в группах, прислушиваться к мнению других, осознавать то, что уже усвоено и еще предстоит усвоить
Регулятивные:
способность ставить новые цели и задачи, определять последовательность действий
Личностные:
вступать в речевое общение,
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать друг друга
Первичное усвоение новых знаний. Вопрос: Что такое карман?
Задание: Путешествуя к нам на урок по дороге понятие рассыпалось. Ваша задача найти каждому компоненту место в понятии. Для этого на столах лежат компоненты. Ваша задача соединить их и сформулировать понятие.
Ответ: Карман - это пришитый к одежде мешочек для ношения при себе мелких вещей, денег. (Запись понятия в технологическую карту)
А сейчас узнаем исторические факты возникновения кармана. Четыре человека рассказывают о карманах.
Эпоха первая. Безкарманная, или золотой век.
Люди в начале общества вели жизнь пастушескую, звероловную или рыболовную, думали более о настоящем, и потому не имели нужды в карманах для хранения масла, сыра, мяса, рыбы, плодов.
Эпоха вторая: Мешковая, или серебряный век.
Одежда древних состояла из хитона и хламиды или плаща, их медные и стальные латы таким образом были устроены, что нельзя было приделать к ним карманов. Мелкие деньги хранили в кожаных мешочках, которые прятали за пазухой или подвязывали к поясу.
Эпоха третья: Малокарманная, или век медный.
Исчезли хитоны и тоги, и место них заступили полукафтанья. Были изобретены карманы. Каждый хотел носить с собою свою драгоценность, каждый желал прятать приобретенное, и потому кроме мешков, которые превратились в кошельки, к платью пришили мешочки и назвали их – карманами. Носили карманы снаружи. По обеим сторонам груди, на полукафтанье пришиты были по два кармана, как у нынешних черкесов, которые также поставляют себе в честь древний разбой. На нижнем платье также было спереди по два кармана снаружи - и того четыре во всем уборе.
Эпоха четвертая: Многокарманная, или век железный.
Первые полные кафтаны введены во Франции и вообще в Западной Европе в конце 16-го века. Хотя они отличались кроем от нынешних, но уже имели по два кармана в полах платья. Первым предметом гардероба, обладающим карманами, стал камзол Людовика XIV, до этого момента монеты и необходимые мелочи носили в подвесных карманах – мешочках. Они не вшивались в одежду, а носились в основном попарно на тонком пояске у женщин под юбкой, а у мужчин поверх штанов. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. При бургундском дворе такие мешочки являлись частью придворного туалета и назывались “омоньерами”.
В начале XIX века карманы повсеместно начали вшивать в одежду. Навесные карманы сохранились в обиходе как деталь детского или рабочего платья. Также навесными карманами продолжили пользоваться дамы почтенного возраста, предпочитающие не менять свои привычки.
В начале XX века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюма. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары.
Сегодня карманы являются настолько повседневным предметом гардероба, что кажется – они были всегда.
Воспринимают на слух информацию, смотрят на экран, где представлена информация, анализируют, сравнивают, обобщают материал
Наглядные, словесные, репродуктивные Познавательные: выделять необходимую информацию, анализировать, синтезировать, обобщать
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий
Физкультминутка а) Исходное положение – сидя на стуле.
1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
б) Исходное положение – сидя на стуле.
-Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
-Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3,4 раза.
- Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд.
- Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза. Выполняют упражнения, расслабляющие плечевой пояс и глаза. Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
Первичное осмысление и закрепление  В настоящее время существует множество разнообразных карманов. Они отличаются по внешнему виду, и формам. Применение карманов различных видов позволяет разнообразить модели одежды.
Давайте познакомимся с классификацией карманов.
Виды карманов: прорезные, боковые, внутренние и накладные.
Рассмотрев виды карманов определяем, что при изготовлении фартука мы будем использовать накладной карман. Учащиеся заполняют схему в технологической карте Анализ конкретной ситуации, обучение по алгоритму   Познавательные: умение анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы
Коммуникативные:
формулировать и аргументировать свое мнение,
учитывать разные мнения
Существуют не менее десятка различных вариантов накладных карманов.
Задание 1.
1. Посмотрите на формы накладных карманов и дайте им название.
2. Скажите, от чего будет зависеть форма накладного кармана?
Правильно! От модели, формы основного изделия – фартука. Местоположение и размеры кармана также определяют по фасону и уточняют на фигуре во время примерки изделия. Различают три формы накладных карманов: прямоугольные, овальные, фигурные.
Задание 2. Подберите карманы, сочетающиеся с нижней частью фартука.
Ответ: 1-3;2-4;3-5;4-2;5-1.
Проверка задания на доске. Учащиеся выходят и пишут ответ на доске. Проверяем и делаем вывод.
Подведем итог. Вывод: мы познакомились с историей кармана и узнали на какие виды и формы и они делятся. Работают индивидуально.
Заполняют схему в технологической карте.
Соблюдают последовательность действий.
Анализ ситуации, выработка правильного решения, практическая работа Личностные: потребность в творческом самовыражении, умение владеть правилами научной организации трудаРегулятивные:
умение составлять последовательность действий, построение логической цепочки
Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию, оценивать технологические свойства материала
 Применение теоретических знаний на практике Приступаем к следующему этапу.
Цель: Научиться обрабатывать накладной карман.
Вопрос. Какие виды работ выполняем при обработке изделия?
Ответ: ручные, машинные и ВТО.
Используя инструкционную карту, выделим основные действия при обработке накладного кармана. Заполним схему. Вспоминаем определения понятий. Приложение 2.В результате работы у нас получился план, придерживаясь которого, все успешно справитесь с работой, а прежде чем приступить к работе повторим технику безопасности. Изучают инструкционную карту и определяют последовательность обработки накладного кармана. Выработка правильного решения Регулятивные: уметь давать оценку результатов работы, осуществлять контроль в форме сличения результата с заданным эталонам, с целью обнаружения отклонений, проводить коррекцию в случае расхождения с эталоном.
Личностные:
уметь провести самооценку, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в деятельности, объяснить смысл своих оценок Коммуникативные: оценка результатов работы своих сверстников.
Практическая работа Приступаем к следующему этапу. Выполняем практическую работу.
Цель: Обработать накладной карман.
Задание. Самостоятельная практическая работа по инструкционным картам. Обработка накладного кармана. Инструкционная карта лежит у каждого учащегося на рабочем столе.
Вывод: Обработали накладной карман.
Кто хотел бы продемонстрировать свою работу. Прикрепляем на доску. Учащиеся повторяют технику безопасности при работе с тканью, на машине, с утюгом.
Выполняют практическую работу с помощью учителя. Познавательные:
уметь организовать творческое пространство, подготовить рабочее место
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий.
Личностные:
сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке.Рефлексия (подведение итогов занятия)   Вспомним тему нашего урока.
Достигли ли мы цели урока?
Подведем итог урока.
Зеленый цвет — все сделала правильно, научилась применять новые знания на практике.
Желтый цвет — встретились трудности, затрудняюсь применить новые знания на практике.
Красный цвет — много ошибок, испытываю затруднения.  Высказывают мнения, анализируют свою работу.   Осмысления подведение итогов    Познавательные: рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка результатов деятельности,
Познавательные
давать оценку своей деятельности в решении учебной задачи
Личностные:
осознание своих возможностей.
Информация о домашнем задании. Что нам предстоит выполнить на следующем занятии?
Настрочить карман на нижнюю часть фартука.
Повторение пройденного материала, швейные принадлежности. Выполняют трудовые действия по уборке рабочих мест в соответствии с общепринятыми правилами поведения в мастерских.      Познавательные
структурирование знаний.