Урок-путешествие Обработка накладного кармана фартука


Урок технологии в 5 классе.
Тема урока: Обработка накладного кармана фартука
Цель: Познакомить учащихся с различными видами накладных карманов, историческими сведениями о кармане, его роли в одежде; с правилами обработки накладных карманов.
Задачи: Обучающая
Ознакомить учащихся с историческими сведениями кармана и его роли в одежде; формировать у учащихся знания, а также умения по правильному выполнению накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и правил техники безопасности;
Развивающая
Развивать самостоятельность, внимательность и аккуратность в работе;
Воспитательная
Воспитывать культуру труда.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Оборудование и материалы.
Для учителя:
- учебник, методические пособия;
- раздаточный материал по теме: «Обработка накладного кармана»;
Для учащихся:
- учебник, тетрадь, письменные принадлежности;
- швейная машина, швейные принадлежности;
- утюг, гладильная доска.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационно-подготовительная часть.
приветствие;
выявление отсутствующих на уроке, заполнение классного журнала;
назначение дежурных;
проверка готовности учащихся к уроку;
деление учащихся на 4 группы по 3 человека. В каждой группе назначается консультант (капитан команды), функция консультанта – представление ответов своей группы перед классом, оказание помощи членам своей группы и контроль по выполнению практической работы.
настрой школьников на работу.
II.Актуализация знаний
Давайте вспомним, что мы с вами изучили уже:
Какое изделие мы с вами шьём? (фартук)
Какова последовательность технологических операций при изготовлении фартука? (подготовить ткань к раскрою; разложить выкройку фартука на ткани; раскроить изделие; обработать срезы фартука, накладные карманы и бретели; сметать детали фартука; стачать детали фартука; выполнить ВТО)
Каким швом мы пользовались при обработке нижней части фартука (шов в подгибку с закрытым срезом)
Какое назначение у фартука? (для работы, на выход)
Вывод: Фартук может быть, как рабочим (Приложение 1), так и праздничным. (Приложение 2)
III. Изучение нового материала
Определение темы урока, целей урока.
Немного с вами вспомнили, а теперь давайте определим тему нашего урока. Дам вам небольшую подсказку, сегодня мы остановимся на одной из деталей фартука. А какая это деталь вам подскажут маленькие голубые конверты, которые лежат у вас на партах, в них находятся загадки, пословицы и поговорки, один конвертик на команду. (девочки открывают конверты и отгадывают загаданное)
1 конверт «Считай деньги в своём …»
«Чего не досмотришь, то в … доложишь»
На рубашке я у Саши
И на платьице у Маши
И на брюках у Степана-
Всем пришили два ….
2 конверт «Считай деньги в своём …»
«У вора  … дырявый»
Потайная кладовая, чего тут только нет.
Здесь и фантики от конфет, здесь и пуговица,
крючок и носовой платок.
«Рано ль, поздно ль, но обман продырявит твой…»
3 конверт «Из чужого …платить легко»
«За словом в … не лезет»
Один пришит для красоты,Другой для дела нужен -В него платок положишь ты,Когда зимой простужен.
4 конверт «Запас … не тянет»
«Спасибо в … не положишь.»
 «Чужой кошелек не клади в свой ...»
 «Беден …, зато сердце богато»
 «За словом в … не полезет»
– Что это за слово? (Это слово – карман). Правильно. Молодцы! – это карман. Как он связан с темой нашего урока? Давайте попытаемся её сформулировать полностью (дети с помощью учителя выводят тему урока).Запишем её на доске и в тетрадях.
Теперь определим, что мы будем делать на сегодняшнем уроке (дети пытаются самостоятельно поставить перед собой задачи на сегодняшний урок, которые они должны выполнить). Итак, задачи, которые стоят перед нами, – это познакомиться с историей возникновения карманов, получить знания по правильному выполнению накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и правил техники безопасности, совершенствовать навыки работы на швейной машине.
А теперь нам предстоит творческая командировка: путешествие в страну «Карманию», где мы познакомимся с историей кармана и с технологией его обработки
Прежде, чем мы отправимся в дорогу, давайте выясним, что же такое карман? (Ответы учащихся) Да, это пришитый к одежде мешочек, для ношения мелких вещей и денег.
Итак, начинаем наше путешествие с открытия большого конверта (Информация для творческой командировки, приложение 3)
Открываем голубую страницу истории. (Приложение 3.1)
В далёком прошлом одежда не имела карманов, рубаха славян подпоясывалась с напуском сверху, так чтобы получалось нечто вроде мешочка (рис. 1). На этой же странице мы видим уже сшитые специально мешочки для разной мелочи и денег, которые называли кошельком, подвешенные к поясу. Но это способствовало росту количества преступлений, создавало нездоровую и нервозную атмосферу на рынках, так как украсть такой кошель в толпе, не представляло особого труда.
Карманы существенно отличались от современного тем, что он нашивался на одежду поверх кошелька. Это конечно доставляло некоторые неудобства. Тогда взяв пустой кошелек, портной пришил его с изнанки одежды, проделав в ней небольшое отверстие для руки. Таким образом, сунув руку в кошелек, человек мог быть уверен, что его достояние в целости и сохранности.
Открываем оранжевую страницу истории. (Приложение 3.2)
Но карман как таковой появился только в последней трети XVII века. Первым предметом гардероба, обладающим карманами, стал камзол Людовика XIV. Позднее карманы стали пришивать к жилетам, а затем и к брюкам. До этого счастливого времени монеты носили в мешочках. У мужчин они висели на поясе, а у женщин - под юбкой.
В девятнадцатом веке карманы широко применяются в мужской одежде, а в женской только к концу века в деловом костюме работающих дам появились карманы, как деталь кроя.
На следующей розовой странице (Приложение 3.3)
20 век – век торжества одежды с карманами. В начале XX века главной любительницей карманов была Коко Шанель. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюма.
Зеленая страница. (Приложение 3.4)
Наш век. Карманы везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.
Ну вот, историю кармана мы узнали, а теперь давайте немного отдохнём.
Физкультминутка
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим…
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Спать нам некогда, друзья,
Надо шить, пора, пора!
IV. Практическая работа
Чтобы правильно обработать накладной карман нужно вспомнить знания, полученные на предыдущих уроках.
Вопросы к учащимся:
Какое назначение имеет накладной карман?
Какие по форме карманы вы знаете?
Где могут располагаться карманы?
Мы разобрались с вами, что накладных карманов существует много: они могут быть разной формы, размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделия.
Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми.
Ну а сейчас нам предстоит подробно узнать об обработке накладного кармана. И в этом нам поможет инструкционная карта. (Приложение 4)
(Разбираем последовательность обработки накладного кармана. По ходу показываю и объясняю поузловую обработку кармана.)Перед началом работы сдадим экзамен по технике безопасности, который принимать буду я, ваш экзаменатор.
-Сели шить мы за машину.Держим ровно корпус, спину.Пальцы – дальше от иголки,Под косынки спрячем чёлки.
Давайте, повторим все вместе:-Хранить булавки в определённом месте.-Чтоб не болели зубы и живот,-Не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницыКольцами к себе.Передаю я ножницыКольцами к тебе.Сомкнутыми ножницы должны лежать всегда.Положишь их разомкнутыми – может быть беда.
Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг, На подставку, на подставку поскорей поставь утюг!Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура.Не оставь утюг включенным в кабинете до утра.
- Ваш экзамен принимаюи к работе допускаю.
(Выделенные фразы произносят дети.)
V. Заключительная часть
Ну, вот и закончилось наше путешествие.
Во время путешествия, что нового вы узнали? (ответы детей)
Удалось ли решить вам поставленные задачи? (ответы детей)
Учитель выставляет оценки за урок, дежурные убирают класс
78917803962403014980501015224155205740 Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3
14604-222885 Приложение 3.1
109855-70486Приложение 3.2
-42545-137160Приложение 3.3

5079-137160Приложение 3.4

Приложение 4