Выступление из опыта работы на тему «Реализация системно – деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка в начальных классах»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов
пгт Демьяново Подосиновского района
Кировской области








Выступление из опыта работы на тему

«Реализация системно – деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка в начальных классах»











Подготовила: учитель начальных классов
Белова Марина Александровна









2016г

Сегодня, глядя на современного школьника, мы видим бедность словаря, ограниченность в речи, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа – и этот список можно продолжить. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающегося. Полностью сконцентрированные на игре в компьютере, дети рассеяны и невнимательны на уроках. И вполне естественно, что в такой ситуации традиционный урок по принципу: «Делай как я – и все будет правильно» - неэффективен. И только системно – деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как. Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.
Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что нужно предложить выполнить определенные действия, а в том, что должна присутствовать личная инициатива обучающегося.
Я хочу поделиться опытом работы по использованию системно-деятельностного подхода по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классах. УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
При системно-деятельностном подходе я использую следующие технологии, которые вы видите на слайде:
- проблемно-диалогическая технология;
- технология оценивания;
- технология продуктивного чтения;
- коллективные способы обучения;
- технология развития критического мышления;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проектного обучения
Реализация технологии системно - деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:
- принцип деятельности;
- принцип непрерывности;
- принцип целостности;
- принцип минимакса;
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества.
Из всего перечисленного ведущим является принцип деятельности.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Я пришла к пониманию того, что принцип системно - деятельностного подхода в обучении – это совместная деятельность (учителя и ученика) основана на сотрудничестве и взаимопонимании. Для того чтобы ребенок включился в активную познавательную деятельность я :
- связываю изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планирую урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- оцениваю достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. Принцип деятельности в процессе обучения выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Я на своем примере показываю учащимся, что невозможно узнать все, но можно и должны узнавать, вместе с учителем определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Моя задача, как учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя место для скуки и страха ошибиться.
При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
- восприятие информации;
- анализ полученной информации;
- запоминание (создание образа);
- самооценка.
Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы:
1. Активные.
2. Интерактивные.
3. Исследовательские.
4. Проектные.
На уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка. Понять содержание текста – главная и сложная задача, стоящая перед современным школьником.
Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка.
На уроках я стараюсь организовать работу с художественными текстами небольших объемов, которые использую как для анализа, так и для творческих заданий.
Используя системно-деятельностный подход на уроках русского языка, я предлагаю систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока и проверке домашнего задания.

Задание 1. При изучении темы: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов» провожу актуализацию с элементами проверки домашнего задания.
Мини-опрос.
Есть такое определение в стихах.
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
- Назовите основные понятия прошлого урока.
( Корень, однокоренные слова)
Задание 2. Тема: «Приставка»
Мотивирующее введение в тему урока.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
- Выучим стихотворение.
- Определите, что мы будем делать на уроке?

Это же четверостишие можно вспомнить в конце урока при рефлексии.
- Вспомните четверостишие про приставку, которое изучали в начале урока.
Сколько признаков приставки в нем названо? (3: стоит в начале слова, пишется слитно, образует новые слова).
Использование художественной литературы на уроках русского языка, я считаю, немаловажным элементом урока. Так как русский язык и литературное чтение – это единый компонент в изучении учащимися русского языка в целом.

Задание 1. Тема: «Развитие умения подбирать слова-названия признаков»
Обязательный момент на уроках в младших классах – некоторые задания выполняются в игровой форме. Это повышает активность, работоспособность, внимание и развивает интерес у обучающихся к предмету.
Игра «Кто больше?»
- Имена прилагательные помогают не только ярко описать внешний вид героя, но и рассказать о его характере.
Назовите главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик» (Буратино, Мальвина)
Вспомните и запишите, какие по характеру Буратино и Мальвина. Выиграет тот, кто больше всех подберет слов-признаков, характеризующих героя.
1 вариант: Буратино
2 вариант: Мальвина
Задание 2. Творческая работа. Работа с иллюстрацией.
- На иллюстрации изображены герои еще одной знакомой вам сказки. Кто они? (Кот в сапогах»)
Составьте предложение по картинке, используя слова-признаки. Лучшие предложения мы запишем.

Творческие игры и задания на уроках русского языка.
Творческие игры и задания провожу на основе загадок. Это игра «Найди рифму», игра ролевая, игра-соревнование, игра-путешествие. Они развивают творческую личность, создают условия для развития природных задатков обучающихся, повышают эффективность учебной деятельности через развитие творческих способностей.

Игра «Найди рифму»
Предлагаю загадки с пропущенной рифмой, затем предлагаю выбрать рифму из группы слов.
Сидит у окошка
Серенькая
(чай, лес, поле, кошка, ветер)

Летом, в самый жар,
Больно жалит нас
(корова, песок, комар, дом, песня)
Маленькие кони
Называются
( рак, вода, пони, цветок, ручка)
Ролевая игра.
Нужно отгадать загадки, составить небольшой рассказ и инсценировать его, используя предложения из своего рассказа
Яркий красный гребешок –
Называюсь..

-Какие персонажи еще есть в этой сказке?
Напишите свой рассказ и инсценируйте его.

В норке проживает,
Сыр очень уважает (мышь)
-Какую сказку о мышке вы знаете? Какими чертами характера вы ее наделите?
Напишите о мышке текст и инсценируйте его.

Игра – соревнование
Даются пять загадок. Кто быстрее и правильнее их отгадает, тот и победитель.

Всех пловцов как ветром сдуло,
Рыщет по морю (акула).

Шевелиться ему лень,
На боку лежит(тюлень).

Как зеленый человечек,
Этот маленький (кузнечик).

Приглашает нас в полет
Пассажирский (самолет).

Глубоко зарылся в ил
Зубастый (крокодил).

Дома на основе отгадок напишите рассказ или стихотворение.

Владение устной и письменной речью – обще учебное умение школьника. Его невозможно сформировать только на специально отведенных уроках.
Я предлагаю задания, которые способствуют развитию речи младшего школьника при изучении русского языка.

2. Закончи предложение.

У зайчихи были грачата
У грачихи были галчата
У галки были зайчата

Игра «Кто быстрее?»

Из слов составьте предложение и поставьте в конце предложения нужный знак: точку, восклицательный знак или вопросительный.

покрылся, лес, снегом, зимой
на деревьях, шапки, лежат, снега
дети из снега, снежную, лепят, бабу

Устная коллективная игра «Кто он?»

Живет в лесу симпатичный зверек.

Составьте из слов три предложения.
При составлении предложения задавайте вопросы от слова к слову.

Глазки хвост ушки
блестят, дрожит торчат
круглые короткий длинные
испуганные пушистый


По теме «Имя существительное» предлагаю детям следующие задания:
– Прочитайте предложение, вместо вопросов записывайте слова, обозначающие предмет.
В воде плещется (кто?). Из дупла выскочила (кто?). На лугу пасётся (кто?). Кричит (кто?).
- Когда к словам, обозначающим предмет, ставится вопрос кто?
Запишите предложение.
– Прочитайте, голосом выделите конец предложений.
Петя сел на крыльцо пёс сидел под деревом и смотрел на птицу.
- Найдите слова, обозначающие предмет.
К каким словам нужно поставить вопрос кто? К каким что? Почему?
Запишите предложения. Начало пишите с большой буквы, в конце ставьте точку.
3. – Прочитайте текст. Напишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу существительные. Задайте к ним вопросы кто? Или что? Что объединяет все написанные предложения? Закончите текст восклицательным предложением. Озаглавьте его.
Особую красоту лесу придает рябина. У нее ажурная Осенью созревают ярко-красные.Из них варят кисели, , , готовят квас, уксус, Очень любят рябину свиристели, рябинники ,
Слова для справок: дрозды, пастила, снегири, листва, плоды, варенье, компоты.
По теме «Имя прилагательное».
– Замените слова, обозначающие признак предмета, словами, противоположными по значению.
Трусливый зайка, слабый мороз, старое пальто, темное небо, сладкая ягода.
2.– Подберите к словам, обозначающим предмет, слова, обозначающие признаки этого предмета.
Дуб душистый
Травы глубокая
Ландыш могучий
Озеро сочные
.– Прочитайте пословицы.
Летний день – что зимняя неделя
Хорошее дело два века живет.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Назовите слова, которые обозначают признак предмета. На какие вопросы они отвечают?
Запишите одну из пословиц по памяти.
По теме «Глагол».
1. - Отгадайте загадку.
Ползет, шипит живой канат,
Несет в себе опасный яд.
Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? Запишите отгадку. Выпишите из загадки рифмующиеся слова. Почему одинаковые звуки в конце этих слов обозначаются разными буквами?
2.– Вставьте в предложение одно и то же слово.
Мальчик в школу. Весна
Ребенок за лодочкой. Ручеек по канавкам.
- На какой вопрос отвечают эти слова? Когда они используются в прямом смысле, а когда в переносном?
Запишите предложения, вставляя пропущенные слова.
Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении.


При использовании системно - деятельностного подхода на уроках русского языка, я формирую у учащихся учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжать предметное обучение по любому учебно-методическому комплексу. В дальнейшем планирую продолжить самообразование по теме «Системно–деятельностный подход в обучении русскому языку в начальных классах».





15