Урок 10 класс Основные положения молекулярно-кинетической теории



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Ангарский педагогический колледж»
Отделение учебно-консультационных пунктов




учитель:
Цыренова Любовь Петровна

предмет:
физика
класс: 10
дата:

тема урока:
Основные положения молекулярно-кинетической теории

цели урока:
предметная:
Формирование умений описывать тепловые явления с помощью статического метода, основанного на молекулярно-кинетических представлениях о строении вещества


метапредметная:

Ставить учебные цели и задачи; формирование умений объяснять результаты физических опытов


личностная:

Формирование научного мировоззрения

формируемые универсальные учебные действия:
познавательные:
Описывать действия, Делать выводы.


регулятивные:
Применять различные способы самоконтроля.


коммуникативные:
Взаимодействовать в различных формах учебного диалога


личностные:
Формирование познавательных интересов

межпредметные понятия
Химия, биология, информатика

оборудование:
ПК, Мензурка, марганцовка, стеклянные пластинки, вода, колба.

образовательная технология
Личностно-ориентированное

методы и приемы:
Различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый)

компоненты ИКТ:
Мультимедийная презентация

тип урока:
Урок объяснения нового материала

структура урока и регламент:

название этапа (элемента) урока
мин.


1.
Орг.момент
3


2.
Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели
5


3.
Объяснение нового материала
10


4.
Закрепление
10


5.
Обобщение и проверка качества усвоения знаний
7


6.
Подведение итогов. Рефлексия.
5

информационные источники:
1. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни /Г.Я Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский; - М.: Просвещение, 2009.
2. Физика. Тесты. 10-11 классы: учебно-методическое пособие / Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский и др. – М.: Дрофа, 2005.




Ход урока

Элемент урока и его содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели.
Приветствие. Настрой на работу.
На уроках физики мы изучали механические, электрические, оптические явления.
Кроме этих явлений в окружающем нас мире существуют тепловые явления. Все это время мы изучали физику «макроскопических» тел. Теперь мы с вами будем рассматривать то, что происходит внутри тел.

Слайд№1.
Историческая справка.
Еще в 5 веке до новой эры древнегреческий ученый Демокрит утверждал: «Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства. Все прочее есть мнение Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме».
В 4 веке появилось учение Аристотеля «Любое тело может делиться до бесконечности».
Лукреций Кар, который жил в 99-55гг. до н.э. утверждал: «Ибо все вещи, как мы замечаем, становятся меньше и, как бы тают в течение долгого века»
Что хотел сказать ученый в своем утверждении?




На основании чего мы можем это утверждать?
М.В.Ломоносов на основе корпускулярной теории объяснил явление испарения, плавления, теплопроводности. В 19 веке эта теория была доказана экспериментально.

О чем сегодня на уроке пойдет речь? Что будем изучать на уроке?



Ответы: механические , оптические, электрические


Учащиеся слушают учителя.
















Предполагаемый ответ: Все тела состоят из атомов и молекул. Их количество изменяется по разным причинам.





Наблюдение, опыт, эксперимент.





Учащиеся высказывают свою точку зрения
Называют тему урока (слайд №2)
Предполагают цели урока (слайд №5)

Объяснение нового материала

Сегодня на уроке выясним на каких основных утверждениях основан раздел физики под названием «Молекулярная физика»

Слайд №6-12
Запишите определения в тетрадь
Макроскопические тела – это большие тела, состоящие из огромного числа молекул.
Тепловые явления –это явления, связанные с нагреванием или охлаждением.
Тепловое движение молекул – это беспорядочное и хаотическое движение молекул.
Ответьте на вопрос. В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества?
Приведите примеры.
Из чего состоит вещество?
Вот мы и сформулировали 1 положение МКТ:
Все вещества состоят из частиц
Мы сформулировали 1 положение, но все предположения должны быть доказаны.







Опыт №1. Возьмите стаканчик с водой и долейте в нее несколько капель раствора перманганата калия. Что наблюдаем? Почему вода окрасилась?

Опыт №2. Вата смоченная одеколоном. Что чувствуем? Как называется это явление?





В каких телах возникает диффузия?
Опыт №3. На месте надреза картофеля добавить гранулы перманганата калия. Что наблюдаем?
Однажды в 1827 г, английский ученый-ботаник Роберт Броун рассматривал в микроскоп взвешенные в воде споры плауна и обнаружил необычное явление: споры плауна без видимых на то причин скачкообразно двигались. Броун наблюдал это движение несколько дней, однако так и не смог дождаться его прекращения. Впоследствии это движение было названо броуновским.
Как вы думаете, в чем причина движения этих частичек?







Запишите определение: Броуновское движение –тепловое движение взвешенных в жидкости или в газе частиц.






Опыт №4. Возьмем две стеклянные пластинки. Смочим одну пластинку водой. Что произойдет , если наложить одну пластинку на другую,
Сделайте выводы.














В твердом, жидком , газообразном.

Вещество состоит из частиц.



возможность механического дробления веществ, растворение вещества в воде, диффузия, сжатие и расширение газов, электронные и ионные микроскопы.
Вода постепенно окрашивается.
Частицы хаотично движутся.

Запах.
Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества.
В твердых, жидких, газообразных.












Молекулы воды находятся в постоянном движении, они сталкиваются друг с другом. Когда наталкиваются на споры, молекулы вызывают скачкообразные перемещения.
Поэтому спора будет перескакивать с места на место.









3. Частицы взаимодействуют друг с другом: одновременно проявляя силы взаимного притяжения и отталкивания. (Для разрыва твердого тела необходимо некоторое усилие, в то же время твердые и жидкие тела трудно сжимаемы. Капли жидкости, помещенные в непосредственной близости друг от друга сливаются)




Закрепление
Беседа с учащимися
Какие основные положения МКТ вы сегодня узнали?
Назовите их опытные обоснования.
Что означает МКТ?
Что называется диффузией? Какое движение называется Броуновским?

Учащиеся отвечают на вопросы

Обобщение и проверка качества усвоения знаний, умений и навыков
Ответить на вопросы:
1вариант
1. Кто является основоположником МКТ?
2. Сформулируйте 1 положение МКТ и что его доказывает?
3. Что называют диффузией?
4. Как можно объяснить исчезновение дыма в воздухе?
2 вариант.
1. Расшифруйте запись МКТ?
2. Сформулируйте 2 положение МКТ и какое явление его доказывает?
3. Какое движение называют броуновским?
4. Почему сахар нельзя хранить вблизи пахучих веществ?
Учащиеся работают письменно на карточках.

Подведение итогов.
Американский физик Рейман считал, что если человечество и плоды его трудов исчезнут и для будущих поколений разрешено будет оставить одну фразу, то это будет следующее:
Вещество состоит из частиц.2. Частицы движутся. 3. Частицы взаимодействуют друг с другом.
Назовите тему нашего урока.
Что нового узнали на уроке?
Какие вопросы у вас возникли в ходе урока? И на какие не получили ответ? Насколько данный материал пригодится в вашей жизни?
Учащиеся отвечают на вопросы.


15