Методическая разработка урока мировой художественной культуры в 10 классе Волшебный край, очей отрада! по теме: Крым в произведениях искусства..


МБОУ "Родниковская школа-гимназия"
Симферопольского района Республики Крым
Методическая разработка урока
мировой художественной культуры в 10 классе"Волшебный край, очей отрада!" по теме:" Крым в произведениях искусства.". Учитель мировой художественной культуры Чиглазова Татьяна Николаевна
2015 годСимферопольский район
Тема раздела: "Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.) "
Тема урока: "Крым в произведениях искусства".
Художественное название: "Волшебный край, очей отрада!" Цель урока: посредством основных видов искусства обратить учащихся к культурному наследию Крыма.Задачи урока:
Образовательная: повторить понятия, произведения и фамилии авторов.Развивающая: развивать творческие способности учащихся, навыки устной речи, выразительного чтения.
Воспитательная: способствовать развитию чувства гражданственности, ответственности, гордости за свою Родину, национальной сознательности, толерантности, культуры межличностных отношений, познавательного интереса к жизни своей страны, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к культурному наследию Крыма.
Форма проведения: урок-экскурсия.
Тип урока: комбинированный медиаурок с применением интерактивных технологий.
Оснащение: телевизор, компьютер, полноэкранная слайдовая презентация, созданная в программе Microsoft Office Power Point, которая дополнена информацией, полученной с помощью образовательных и энциклопедических ресурсов Интернет. Презентация может использоваться как с проектором – демонстрация для большой аудитории, так и отдельными пользователями на ПК.
Используемые учебники и учебные пособия: 
Учебник мировой художественной культуры Рапацкой Л.А., 11 класс, 1 часть. 
Ход урока:
Ролик о Крыме.
Учитель:
...Волшебный край! очей отрада! Всё живо там: холмы, леса, Янтарь и яхонт винограда, Долин приютная краса, И струй и тополей прохлада... Всё чувство путника манит, Когда, в час утра безмятежный, В горах, дорогою прибрежной Привычный конь его бежит, И зеленеющая влага Пред ним и блещет и шумит Вокруг утесов Аю-дага... 
А.С.Пушкин
Ребята, сегодня у нас очень особенный, я бы даже сказала родной каждому из нас урок, на котором посредством основных видов искусств мы обратимся к культурному наследию Крыма.
Как вы думаете, как звучит тема урока?
Я придумала для урока и художественное название.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ:
Ребята! Закройте на несколько секунд глаза и попытайтесь вызвать в своей памяти как можно больше образов, связанных с Крымом. Учитель медленно считает до 20, и после этого начинается игра. 
 Разминочное упражнение. Тот, у кого в руках ракушка, говорит слово-ассоциацию к слову Крым.
Учитель: Я долго не могла определиться с эпиграфом к нашему уроку, поэтому прошу вашей помощи, какой из представленных эпиграфов теснее всего перекликается с темой и целью нашего урока.
Конкурс эпиграфов
Для многих людей - Крым - неизведанный край, путешественники из различных стран к сожалению поверхностно знают наш полуостров. И поэтому я предлагаю вам побывать в роли турагентов.
Я именно для этого с добрым умыслом разделила вас на 2 группы.
Подумайте, как вы назовете свое туристическое агентство?
Ну и в конце урока присутствующие гости оценят работу агентства, его активность, стремление к труду и находчивость.
Мы с уверенностью можем начать.
Первая страничка нашего рекламного буклета о Крыме оказалась музыкальной.
Предлагаю позаботиться о наших будущих отдыхающих, чтобы летом в Крыму они не скучали...
Алемдар Караманов родился в Симферополе 10 сентября 1934 г. Его отец - Сабит Темель Кагырман (руссифицированная версия фамилии - Караманов), турок по национальности, был репрессирован в 1944 г. и сослан в Сибирь, откуда не вернулся.
Караманов рано проявил способности к музыкальной композиции, начав сочинять в возрасте пяти лет и написав первую оперу в девять лет. Он учился в детской музыкальной школе по классу фортепиано, затем окончил Симферопольское музыкальное училище.
В 1953 году он поступил в Московскую консерваторию
С раннего возраста симфонический жанр определился в его творчестве как лидирующий. За десять лет учебы в Московской консерватории Караманов успел написать свои первые десять
   Караманов, примкнув к группе авангардных композиторов, подставил себя под аттаку властей, проводивших идеологическую кампанию против новых течений в музыке. Уже в последний год аспирантуры, на выпускном экзамене, у Караманова оказались неприятности за свою Девятую симфонию. После окончания аспирантуры для него закрылись возможности исполнения и напечатания его музыки в Москве. Не имея места где жить и работать в Москве, Караманов решил бросить столичную жизнь и вернуться домой в Симферополь.    В то же самое время, в последний год жизни в Москве, Караманов обращается к вере, становится христианином. По возвращению в Симферополь он принимает крещение и посвящает свое музыкальное творчество религиозной тематике.
   Вернувшись в Симферополь, Караманов стал вести затворническую жизнь монаха, почти ни с кем не общаяась и не распространяя свою музыку.
   Только с конца 80-х годов его музыка опять зазвучала в концертных залах.
В 1992 году он написал гимн Республики Крым, который в том же году стал официальным гимном Крыма.
Сам композитор продолжает жить уединенной жизнью в Симферополе и писать музыку. У вас на столах лежат таблицы анализа музыкального произведения и словари настроений и чувств. Используя словарь, заполните табличку во время прослушивания.
Алемдар Караманов "Аве Мария"
Алемдар Караманов "Гимн Крыма"
Ученики анализируют прослушанную музыку.
После торжественного гимна очень хочется тишины, покоя и умиротворения.
Все это дарит нам живопись. Следующая страничка рекламного буклета - живописная.
Биография Айвазовского
 
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя, позднее разорившегося.
Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств.
Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью.
Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами.
В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство.
По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.
Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой".
Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году.
Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.
Ученик знакомит с биографией художника во время просмотра фильма.
Анализ картины "9 вал.
3. Физминутка "Звуки моря".
4. Порадовать наш взор и взбодриться поможет страничка архитектурная.
Предлагаю вам посетить побережье Черного моря, где у подножия горы Ай-Петри расположился великолепный архитектурный ансамбль.
Ученик читает информацию во время показа фильма.
Воронцовский дворец.
Воронцо́вский дворе́ц расположен в г. Алупка (Крым) у подножия горы  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8" \o "Ай-Петри" Ай-Петри. Построен из диабаза, который добывался неподалёку. Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семеновича  Воронцова.
Автором проекта дворца был придворный архитектор английской королевы Виктории Эдвард Блор (1789—1879 гг.). При участии Э.Блора возводился знаменитый Букингемский дворец в Лондоне и замок Вальтера Скотта в Шотландии. Всегда считалось, что Э.Блор не был в Алупке, поэтому идеальную вписанность Алупкинского дворца в окружающий пейзаж называли удачей, «озарением зодчего».
Южный фасад дворца, обращенный к морю, выполнен в мавританском стиле. На фризе глубокой ниши фасада шестикратно повторяется стилизованная арабская надпись, девиз гренадских халифов: «Нет победителя кроме Аллаха!». Перед фасадом дворца устроена «Львиная терраса», от которой спускается монументальная лестница с тремя парами львов белого мрамора.
Задний фасад дворца и его западная часть — романтическая архитектурная вариация на тему «стиля Тюдоров» XVI - начала XVII веков. Архитекторы называют его «неоготическим». При взгляде со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые загородные замки английских аристократов. Кинематографисты часто снимают здесь исторические и сказочные фильмы.
Входящие в комплекс дворца здания насчитывают, включая подсобные помещения, около 150 комнат. Вестибюль, передняя, большая столовая, бильярдная и библиотека отделаны деревом в готическом стиле. Панели, двери и потолки в них сделаны из мореного дуба. Столярными работами руководил англичанин Чарлз Уильямс. В готическом стиле выполнены камины из полированного диабаза.
Убранство парадных комнат дополняет мебель из ореха, дуба, красного дерева, специально для дворца сделанная русскими мастерами. На русских заводах были изготовлены бронзовые канделябры, вазы, изделия из хрусталя, фарфора, малахита.
При Воронцовском дворце находится парк — памятник садово-паркового искусства. С декабря 1824 года по апрель 1851-гоВоронцовский парк в Алупке создавал талантливый немецкий садовод-ботаник, главный садовник Южного берега Крыма — Карл Антонович Кебах.
Воронцовский дворец всегда привлекает внимание туристов, его знают многие за пределами нашей Родины, а вот молодого кузнеца, реконструтора исторического оружия Дмитрия Левина мало кто знает...
5. Следующая страничка нашего буклета - это искусство изготовления изделий из металла.
Дмитрий Левин, по прозвищу Белый – кузнец, реконструктор исторического оружия и древнего фехтования, славянский богатырь…
Дмитрий сделал немалый вклад в дело развития исторической реконструкции старинного оружия,  воссоздания доспехов,  древних обрядов народов населявших некогда Тавриду.
Ныне проживает и работает в г.Симферополе.
В свои полные тридцать лет – он уже умелый кузнец оружейник,  член союза кузнецов России.
Дмитрий изготавливает не только оружие и доспехи,  но и талантливо выкованные самые  различные вещи.
Например розы из метала!!!
Не так давно он изготовил и установил в Симферополе в парке кованных фигур имени Дыбенко: две кованные скамьи, метлу из железа, несколько кованных урн, и…. байк!
Такой очередной подарок сделали столичные кузнецы к юбилею Симферополя.
Хотелось бы упомянуть о необыкновенно, поистине мастерски выкованном байке, это настоящий сюрприз, для тех, кто интересуется кузнечным делом.
Мотоцикл выглядит живым, кованная резина блестит и кажется, что пахнет новым гудроном… действительно, хочется сесть в седло, ударить по газам и умчаться за горизонт…
Автор  мотоцикла из железа - Дмитрий Левин, говорит - в душе он байкер.
Дмитрий ежегодно участвует  в фестивале исторической реконструкции «Генуэзский шлем» который проходит каждое лето в Судаке.
За время ваших ответов жюри голосовало за вас, сейчас посмотрим, какое туристическое агентство обретет новых клиентов.
Рефлексия. Ребята пишут на листе пожелания туристам.
Ребята, мне бы очень хотелось предложить вам пригласить туристов со всего мира посетить наш Крым.
Прием «Микрофон»
Сегодня на уроке мы не могли не вспомнить песню поэтессы нашего села Черкасовой Ларисы Валерьевны о Крыме.
Домашнее задание - создать рекламный проект.