Презентация по русскому языку на тему Причастие как часть речи


Причастие как часть речи. Тема урока : Причастие обозначает признак предмета по действию. Отвечает на вопросы какой?, что делающий?, что делавший?, что сделавший?  Назовите признаки кошки (какая она?). Запишите их. Вопрос: Какую часть речи мы использовали для описания кошки? Итак, раскроем существенные признаки причастия как самостоятельной части речи: Заметьте, это ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ кошки, т.е. кошка всю свою кошачью жизнь усатая, полосатая, рыжая и пушистая. Всё это ПРИЗНАКИ кошки, то есть те черты, по которым мы можемузнать именно эту кошку среди других. Это тоже признаки, только не постоянные, а по действию. Т.е. её постригли, совершили действие, и тогда она стала постриженной. Значит, это не постоянный признак, а временный, признак по действию. Но, если её постричь, кошка будет постриженная, а если её и покрасить, кошка будет покрашенная: Это признаки по действию. Они и есть причастия. Запишем в тетрадь:кошка (какая?) покрашенная (та, которую покрасили);кошка (какая?) постриженная (та, которую подстригли). Причастие Прилагательного Глагола Образовано от глагола Изменяется по: числам падежам родам в единственном числе.  Грамматические признаки: время вид переходность возвратность Возможность образования кратких форм (у страдательных причастий). Согласуется с определяемымсуществительным. Заменяетсяглаголом Определите признаки прилагательного и глагола в данных причастиях:Засеянное поле, увлекающийся человек, груженая баржа, стелющийся туман, крашеный пол, решенная задача. Выделяем суффиксы причастий. Подчеркиваем, что суффиксы помогают увидеть в кавычках причастие. Стрекоза, которая летает….Солнце, которое сияет…Задача, которую решили…Листья, которые пали…Малыш, который засыпает…Ученик, который думает… Распределительный диктант: прилагательное. + сущ.причастие. + сущ. Темная ночь, темнеющий лес, зеленые листья, зеленеющие луга, танцующая девочка, хмурое утро, нахмуренное лицо, теплый платок, связанный шарф, синее море, волнующийся океан. Подведение итогов урока. Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с причастием. Что вы можете рассказать об этой части речи? Составьте связанный рассказ о причастии. Цели урока. Воспитательная Развивающая Образовательная создать условия для ознакомления с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные. составление связанного устного рассказа на лингвистическую тему: обогащение синтаксического строя речи, путём использования причастия. воспитывать речевую культуру учащихся, вызывать интерес к урокам русского языка.