Доклад Внеурочная деятельность по английскому языку как способ реализации ФГОС


Внеурочная деятельность по английскому языку как способ реализации ФГОС
Андреевская Ольга Дмитриевна
учитель английского языка,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №13 имени академика М.К. Янгеля»
Актуальность.
Современные психологи Зимняя И.А. и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому "запускным механизмом" всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание. [3]
Как отмечает А.К. Маркова, мотивация учения складывается из многих изменяющихся и вступающихся в новые отношения друг с другом сторон. Важнейшими из них она считает «общественные идеалы, смысл учения для школьника, его цели, желания, эмоции и интересы» [4]. Каждый учитель задачу видит в том, чтобы добиться положительной мотивации при изучении иностранного языка через развитие интереса к нему в школе.
Для всех учителей английского языка, работающих в начальной школе в условиях ФГОС, крайне актуальной становится проблема развития языковой и речевой компетенции младших школьников и подготовки к итоговой аттестации за курс начальной школы.
Если учащийся начальной школы испытывает затруднения в овладении иностранной речью, «причины необходимо искать не в неспособности ребенка, а в технологиях и методах преподавания» [6].
Нам, учителям, приходится менять не только свои формы и методы работы, но и меняться самим. Наша работа подчинена реализации новых государственных образовательных стандартов второго поколения, в основе которых лежат не только предметные умения, но и в большей степени метапредметные и личностные.
Стандарты второго поколения внесли серьёзные коррективы в работу учителя. Для их реализации используются современные образовательные технологии и внеурочная деятельность, являющаяся одним из эффективных методов реализации новых стандартов.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования». [1]
Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
4 года тому назад я начала обучать учащихся начальной школы английскому языку. И первый вопрос, возникший у меня, был: « С чего начать? Как сделать так, чтобы учащиеся, начиная изучать английский язык со 2 класса, не потеряли к нему интерес на протяжении всего школьного курса?» По моим наблюдениям, результатам собеседования, практически 100% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, а уже через год интерес у них пропадает значительно. Другими словами, как сформировать и поддержать мотивацию к изучению английского языка? Как сделать так, чтобы активизировать познавательный интерес к английскому языку у учащихся в условиях массовой школы, когда класс неравномерно делится на подгруппы и учитель вынужден работать с двадцатью и более учащимися?
Уже после первого года обучения я заметила, что интерес к английскому языку у немногих учащихся начал утрачиваться. Ведь приходилось запоминать звуки, учить слова, читать на незнакомом языке и т.д., т.е. много трудиться. Не всем это было под силу и не всегда хватало терпения, хотя на уроках использовались различные активные формы и методы (игровая технология, ИКТ, работа в группах). Тогда у меня возник вопрос, а достаточно ли часов отводится на изучение иностранного языка в начальной школе? Как сохранить интерес к иностранному языку?
Мною был проведен опрос учащихся во втором классе, хотели бы они дополнительно заниматься иностранным языком? Ответ был положительным, т.к занятия во внеурочное время расширяют общий кругозор школьников и носят не только учебную, но и познавательную информацию.
Исходя из актуальности, целью моей работы стало обоснование того, что внеурочная деятельность способствуют формированию и развитию практических навыков владения иностранным языком у младших школьников.
Задачи:
Найти информацию, изучить и проанализировать литературу по внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Создать психолого-педагогические условия формирования и развития УУД младших школьников в условиях внеурочной деятельности по английскому языку.
Разработать и представить программу внеурочных занятий по английскому языку для младших школьников.
База исследования - учащиеся 2-4 классов, вовлеченные во внеурочную деятельность по английскому языку.
Объект исследования – содержание, формы и методы организации внеурочной деятельности по предмету.
Предмет исследования – внеурочные занятия по английскому языку как способ формирования и развития метапредметных результатов.
Гипотеза исследования: если эффективно организовать внеурочную деятельность по английскому языку, то у школьников повысится интерес к изучению предмета и будут развиваться их коммуникативные способности.
Новизна данного подхода состоит в том, что ученикам дается возможность в малых группах за пределами урока в неформальной обстановке изучать английский язык с применением интерактивных методов и форм работы.
Психолого-педагогические условия формирования и развития УУД младших школьников в условиях внеурочной деятельности по английскому языку
В преподавании всех школьных предметов определенное место отводится связи урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность также как и урочная способствует развитию познавательного интереса учащихся, способствует совершенствованию умений и навыков, расширения кругозора.
Внеурочная деятельность – позволяет учащимися приобрести необходимый для жизни в обществе социальный опыт.
В условиях модернизации образования РФ современный педагог заключается должен увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую, научить каждого ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике.
Английский язык всегда носит метапредметный характер, так как предполагается изучение всех сфер жизнедеятельности, связанных с применением речевых средств и возможностью межличностной коммуникации. Поэтому метапредметный и надпредметный аспекты изначально вписываются во внеурочную деятельность с применением языка, будь то игры с применением английской лексики, создание плакатов на заданную тематику, пение иностранных песен, уроки элементарного программировании и т. д.
Вне зависимости от характера внеурочной деятельности учащихся, в условиях изучения английского языка, всегда имеет место метапредметная составляющая.
В нашей школе с углубленным изучением предметов эстетического цикла оценка результативности и эффективности организации внеурочной деятельности осуществляется через участие в совместных проектах, презентациях, образовательных встречах, выставках, ведение учащихся языкового портфолио, интервьюирование и собеседование родителей и педагогов.
Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществляется с учетом материала программы обязательного изучения иностранного языка. Внеурочные занятия ориентированы на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельстного характера обучения в целом. При отборе языкового материала устанавливаются межпредметные связи, углубляются страноведческие знания, развивается творческая деятельность, т.е. формируются УУД школьников.
Цель моей работы - построение такого образовательного пространства, которое позволило бы обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика и вооружить его таким важным умением, как умение учиться.
При создании программы внеурочных занятий по английскому языку мною было изучено много методической литературы. И самым оптимальным по содержанию оказался учебник «Forward» («Форвард») М. В. Вербицкой. Оно тесно перекликается с тематикой учебника, по которому обучаются учащиеся нашей школы «Spotlight» («Спотлайт») Н.И. Быковой.
Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью и осуществляется на основе главного учебно-методического комплекта «Forward» (М.В. Вербицкой, О.В. Орловой, Б. Эббс) и дополнительного УМК «Grammarway» издательства ExpressPublishing (под редакцией О.В. Афанасьевой).
Темы моих занятий тесно перекликаются с темами повседневных уроков, то способствуют большему закреплению материала.
Свою программу внеурочных занятий я назвала «Радуга», как и разноцветная радуга, мои внеурочные занятия очень разнообразны.
В основе – групповая форма работы с индивидуальным и дифференцированным подходом к каждому ребенку.
Занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть я планирую всегда с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся, используя проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игровую технологию, метод проекта, инсценирование, театрализация литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
 В первой части занятия, теоретической, мы с учащаемся, вспоминаем материал, который изучали на уроках по данной теме, знакомимся с новыми лексическими единицами и речевыми оборотами. Закрепление материала занятия отрабатывается в различных в виде игры или в занимательных упражнениях.
Ведь игровой подход является наиболее методически оправданным на занятиях английским языком с младшими школьниками. Обучение иностранному языку для этого возраста имеет свою специфику. Наиболее эффективно осуществляется через игровую деятельность, инсценировки, стихи и песни. Все задания и упражнения основываются на том, что интересно детям, значимо для них.
Например, для развития зрительной памяти и внимания я использую игру «Что исчезло?» тема: Животные. На столе раскладываются картинки с изображениями животных, выбирается ребенок, который будет отгадывать животное, он их рассматривает и отворачивается. Другой ребёнок убирает одно животное. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло, но при этом он должен проговорить название всех животных на английском языке.
На развитие слуховой памяти и внимания, используется игра «Снежный ком». В основном эта игра используется для первого знакомства, но я её использую при закреплении материала. Суть её в следующем: все учащиеся становятся в круг и кто-то первым, например, называет продукт питания. Стоящий за ним называет свой продукт питания и предыдущего, третий называет первые два и своё, и так пока не назовут все.
Внеурочная деятельность также предполагает прикладной характер образовательного процесса, т. е. по окончании таких занятий учащийся получает некий готовый продукт. В случае изучения английского языка, это, конечно же, проектная деятельность.
Например, при знакомстве с празднованием Рождества в Британии дети с помощью родителей собрали и сравнили информацию о праздновании Рождества в России и Великобритании. В итоге учащиеся не только познакомились с традициями празднования, но и различиями празднования. Выучили с ними песенку, которая поётся в Великобритании и является гимном Рождества «We wish you a merry Christmas». Кульминацией этих рядов занятий было проект – создание поздравительных открыток с Рождеством для своих родных людей.
Заключение
Внеурочная деятельность по английскому языку играет важную роль в формировании у учащихся УУД. К концу обучения во втором классе возрос интерес к изучению нового для них предмета. Дети стали свободнее вести себя на уроках, не стесняться задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения; расширился лингвистический кругозор, необходимый для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на начальном уровне. Произошла коммуникативно-психологическая адаптация младших школьников к новому языковому миру. Научились слушать и слышать своих одноклассников, продвинулись в умении работать в группах.
Список литературы
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2010.-204с.- ( Стандарты второго поколения)
3. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку/ И.А Зимняя, Т.Е Сахарова. // Иностр. яз.в шк. – 1991,– № 3. – С. 9-15.
4. Минаева, И.Б. Мотивация – успеха - необходимое условие овладения иностранным языком/. И.Б Минаева// Иностр. яз. шк.-2009,-№2.-С.42-45.
5.http://worldofteacher.com/3376-399.html6. http://www.myshared.ru/slide/259670/