Урок русского языка в 7 классе по теме: «Причастный оборот»


Урок русского языка в 7 классе по теме: «Причастный оборот»
Цели:
-повторить падежные окончания причастий;
-дать понятие причастного оборота;
-научить определять границы причастного оборота;
-способствовать совершенствованию навыков правильной речи.
Ход урока.
1. Организационный момент.
«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку.
И здоровым будет много лет.
- Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем здоровья и удачи.
(Дети улыбаются друг другу и говорят «Здравствуйте»).
2. Проверка домашнего задания. Проверка по цепочке.
Детям раздаются оценочные листы. За каждый правильный ответ выставляют себе баллы.
Оценочный лист----------------------------------------

Задания Отметка о выполнении Балл
Орфографическая разминка Самостоятельная работа Теоретический материал Тестирование Сумма баллов Оценка учителя 3. Орфографическая разминка.
Цели: повторение правописания гласных после шипящих.
крыжовник, капюшон, толчёт, снежок, чёрствый, пчёлы, старичок, ожёг руку, ожог руки. шорты, стрижёшь, речонка, воротничок, камышовый.
Учитель: А теперь вспомним, что мы знаем о причастии. Если вы согласны с утверждением, поднимите табличку +, если не согласны, поднимите - .
- Причастие объединяет в себе признаки глагола и имени существительного;
- Причастие обозначает признак предмета по действию;
- Причастие не имеет наклонения;
- Причастия в предложении согласуются с именами существительными и выступают в роли определения;
- Причастия могут быть настоящего и прошедшего времени;
- Слово прилетевший является причастием;
- Причастие заимствует у прилагательного род, число, падеж.
4. Определение темы и целей урока.
Учитель:
Мы продолжаем путь к новому и неизведанному. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вам здесь знакомо? Что вы уже знаете?
На доске:
Причастие, причастный оборот, действительные причастия, страдательные причастия.
- Что такое причастие?
- Что вы знаете о действительных и страдательных причастиях?
- А какого понятия из этого списка вы не знаете, но хотели бы знать?
Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
Учитель: На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы с помощью трёх глаголов:
- познакомиться
- понять
- научиться
Учитель: А какая орфограмма, с которой мы уже встречались, спряталась в этих глаголах? (ться)
На доске записаны предложения:
1). Облака, проплывающие мимо, кажутся ватными.
Сейчас перед вами стоит задача: найти в учебнике ответ на вопрос: Что выделено в этом предложении?
2). Нас окружает покоряющая великолепием красота.
- Где стоят зависимые слова?
Составляются схемы на доске.
Учитель:
Но есть ещё один случай правописания причастного оборота, о котором я не упомянула. У вас на листах записаны слова. Составьте предложение. (Имеющие, вы, в, руках, цветы, можете, совершить, не, плохого). Вы, имеющие цветы в руках, плохого совершить не можете.
Составляется схема предложения, формулируется правило.
5. Этап первичного применения знаний.
1). Упражнение 206 (по вариантам).
2). Индивидуальная работа
1 уровень.
Записать предложение так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова, выделите суффикс у причастия.
Совершенные учёными различных стран путешествия имели большое значение.
(Путешествия, совершённые учёными различных стран, имели большое значение для науки)
2 уровень.
Упражнение 207 (выписать причастные обороты, выделяемые запятыми).
3 уровень.
Упражнение 207 (выписать причастные обороты, не выделяемые запятыми).
Физкультминутка
6. Этап контроля и самоконтроля.
Тестовая работа (у каждого ученика на парте).
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ступени успеха.
Попутно учитель задаёт вопросы учащимся. которые получили низкие отметки.
- Что вам не удалось на уроке? В чём причина неудач.
8. Домашнее задание.