Итоговое занятие ФЦКМ средняя группа « Путешествие с мудрым сомиком»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад « Росинка»










Конспект итогового занятия по ФЦКМ с детьми средней группы
компенсирующей направленности №14 « Солнышко»


Тема: « Путешествие с мудрым сомиком».














Подготовила : воспитатель
Т.Н. Никитина










П. Пионерский 2014г.

Тема: « Путешествие с мудрым сомиком».

Задачи:

1.Образовательные задачи: Расширение и уточнение естественнонаучных представлений. Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме « Аквариумные рыбки» ( рыбка, туловище, голова , плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый). Употребление простых предлогов.

2.Коррекционно развивающие задачи: Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики.

3.Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование : аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки»

Ход организованной образовательной деятельности:

Организационный момент
Сюрпризный момент ( Развитие мыслительной деятельности. Создание положительного эмоционального фона.)
Я приготовила для Вас сюрприз. Хотите узнать , что это? Но чтобы узнать что за сюрприз я вам приготовила Вы должны мне помочь. Поможете мне?
(Дети: Поможем)
- Скажите а какое сейчас время года . ( Дети: сейчас весна).
- Правильно. А как мы узнаем что пришла весна?
( Дети на улице появляются лужи, снег тает, солнышко ярко светит.)
- Молодцы. Д/И « Узнай время года» ( развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи).
- Найдите на доске картины где художник изобразил весну.
- Молодцы. А какие времена года еще изображены на кртинах. Как Вы догодались?
- Молодцы. Ну раз вы справились с моим заданием и ответили на мои вопрос, смотрите, что за сюрприз я приготовила ( Показывает сомика в аквариуме). Ребята это мудрый сомик. Он пришёл к нам с вами в гости .

Наблюдение за сомиком. Беседа . ( Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.)
- Ребята посмотрите на него какой он?
( Дети большой, черный, красивый и.тд.)
- Ребята, а для того чтобы узнать где живет рыбка , послушайте загадку:
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нем.
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы-
Знаменитые пловцы.
- Что это ? ( Дети : Аквариум);
- Правильно. Она плавает в аквариуме. Так называется её домик. Умный сомик большая или маленькая? Сравните её с улиткой, которая тоже живет в аквариуме. ( Дети: Рыбка большая, а улитка маленькая);
- Что еще можно сказать о сомике? ( Дети: он красивый, проворный.)
- Правильно как быстро она плавает. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище , голова, хвост, плавники. На голове глазки, ротик. Тело покрыто чашуей. Чашуйки похожи на золотые монетки. Как Вы думаете, а для чего рыбке хвостик, плавники? ( Дети: Чтобы плавать.)
- Правильно, для того чтобы плавать. Послушайте как похожи слова плавать и плавники. Значит плавники помогают плавать.
_ А что еще рыбка делает в аквариуме? ( Дети : плещется, ныряет , дышит, кушает.
- А как вы думаете чем питается рыбка? ( Дети: Травкой)
- Правильно назвать – водоросли, питается водорослями, а еще мы её кормим сухим кормом. Давайте угостим нашу рыбку кормом.
- А пока она кушает поиграем в игру « Родственные слова»
- Как можно называть маленькую рыбы? ( Дети: рыбка)
- Назовите рыбу ласково ( Дети рыбка, рыбонька и.т.д.)
- А как можно назвать большую рыбу? (Дети : рыбина)
- Молодцы , а как называется суп из рыбы? ( Дети : рыбный)
- А Вы знаете как называют человека который ловит рыбу? ( Дети :рыбак)
- Какие Вы молодцы. Устали , давайте отдохнем.

Физкультурная пауза « Аквариум» ( Развитие координации речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.)

Улитки ползут, Передвигаются по кругу в полуприсяде
Свои домики везут. сложив руки за спиной.
Рогами шевелят, Останавливаются делают рожки из пальчиков,
На рыбок глядят. наклоняют голову вправо , влево.
Рыбки плывут, Передвигаются по кругу, опустив руки
Плавничками гребут и выполняя движения ладонями вперед –
назад.
Влево. Вправо поворот, повороты туловища влево- вправо.
А теперь наоборот.

- Молодцы! А так как наша рыбка не простая, а мудрая, то сегодня она нам много покажет , и много расскажет. А Вы ей будете помогать?
( Дети : Будем.)

- Сейчас вам мудрый сомик хочет показать, кто еще в аквариуме живет.
( Показ презентации!.)

- Ребята кто еще живет в аквариуме? ( улитки, рыбки – гупи, меченосцы, сомики, водоросли.)
- Правильно. Вот сколько обитателей в аквариуме.

4. П/и « Что изменилось» Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи ( употребление простых предлогов)).

- Мудрый сомик предлагает поиграть в игру: «Что изменилось?» (

- Посмотрите какой красивый аквариум есть у меня. Кого Вы видите в нём?. ( Дети: Золотая рыбка, улика, гупи , меченосец.)

-Что делает улитка? ( ползет по листочку)
- Что делает гупи ? ( плывет под корягой.)
- Что делает меченосец? (плавает на поверхности)
- Что делает золотая рыбка? ( роется в песке)
- А сейчас закройте глазки, я кое – что изменю в аквариуме. Вы должны будете рассказать что изменилось в аквариуме.
( Улитка ползет по коряге, золотая рыбка плавает на поверхности, , меченосец плывет под корягой, гуппи роется в песке.)

5. Д/и « Что лишнее» ? ( активизация словаря, классификация предметов)

- Молодцы!. Все изменения увидели. А рыбка нам еще приготовила одну игру « Что лишнее ?»
Карточки : «гупи, сомик, собака» ( Дети: лишняя собака – это домашнее животное.
- А каких домашних животных Вы еще знаете? ( Дети: корова, лошадь, свинья.)
- « золотая рыбка, ласточка, сомик » ( Дети : лишняя ласточка – это перелетная птица. А каких перелетных птиц Вы еще знаете? ( Дети грачи, сворец, кукушка.)
- « гупи, золотая рыбка, лиса» ( Дети : лишняя лиса – это дикое животное.)
- А каких диких животных Вы еще знаете? ( заяц, волк, медведь)
7. Д/и « Собери пазлы» ( совершенствование умений из частей составлять целое)
- Посмотрите пока мудрый сомик плыл к нам в гости у него фотографии его друзей все перепутались. Ребята помогите сомику собрать фотографии.
- Кто на фото у Вас .( Дети: Сомик, золотая рыбка, гупи).

7. Итог занятия:

- Молодцы ребята. Что нового Вы сегодня узнали. С кем познакомились?
( Дети: познакомились с аквариумными рыбками.)
- Кто живет в аквариуме? ( Дети: сомики, гупи, и.т.д,)
- Чем можно кормить аквариумных рыбок. ( Дети: сухим кормом)
- Вы очень хорошо сегодня работали и мудрый сомик приготовил вам в подарок волшебные морские камушки.



























Самоанализ
совместной образовательной деятельности взрослого и детей в средней группе
компенсирующей направленности №14 « Солнышко»
на тему: «Путешествие с мудрым сомиком»


Конспект совместной образовательной деятельности взрослого и детей в средней группе компенсирующей направленности разработан с учётом программы коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР Н.В. Нищевой, возрастных особенностей детей, индивидуального, системно-деятельного подхода.

Данный конспект итогового занятия представлен в рамках систематической работы с воспитанниками средней группы компенсирующей направленности, в составе 5 человек.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т. д.) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

Интеграция образовательных областей на занятии осуществлялась по следующим задачам:
Образовательные задачи:
- Расширение и уточнение естественнонаучных представлений.
- Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме « Аквариумные рыбки» ( рыбка, туловище, голова , плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый).
-Употребление простых предлогов.
- Закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно- развивающие задачи:
- Развитие мыслительной деятельности
- Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики.

Воспитательные задачи:
- воспитание положительного отношения к учебной деятельности.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание бережного отношения к природе.

В процессе занятия использовались следующие методы:

Словесный метод осуществлялся через совместную речевую деятельность: диалог, пояснение, беседа, ответы детей.

Наглядный метод представлен использованием: аквариум с сомиком, предметные картинки с изображением рыбок, д/и « Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее» , пазлы «аквариумные рыбки».
Игровой метод осуществлялся через: воображаемую ситуацию, игровые приёмы. Применяя практический метод, использовала: динамические упражнения, выполнение упражнений.
Оборудование и учебные материалы: компьютер, картины, иллюстрации.
Предварительная работа: Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание альбома « Аквариумные рыбки» .
Словарная работа: рыбка, туловище, голова , плавник, хвост, жабры, аквариум, водоросли, улитка, плавать, дышать, ловить, есть, золотой, большой, маленький, красивый.
Индивидуальная работа : с Ваней
Тип занятия: обучающее, с элементами итогового.
Вид занятия : занятие - экскурсия
Конспект составлен по принципу интеграции нескольких образовательных областей (коммуникация, социализация, здоровье), что соответствует федеральным государственным образовательным стандартам к построению современной системы дошкольного образования.
Образовательные задачи соответствуют образовательным требованиям данного возраста.
Считаю что, подобранный мною материал способствовал развитию интереса к изучению новой темы. Выбранные мною упражнения способствовали формированию у воспитанников представления о жизни аквариумных рыбок. Представленный детям материал новым, ранее не изученным.
Мотивация к деятельности детей была определена тем, что к детям в гости пришел «мудрый сомик»
Целеполагание: дети выдвинули несколько предположений, для чего нужно сомику плавники, хвостик, жабры.
Совместная деятельность взрослого и детей, осуществлялись в процессе организации различных видов детской деятельности: игровая (« Узнай времена года», « Что изменилось», « Что лишнее»), двигательная (динамическая пауза « Аквариум»), коммуникативная (Отгадывание загадки, беседа о рыбах), продуктивная (пазлы « Рыбка»).
Самостоятельная деятельность прослеживалась при выполнении задания на развитие тонкой моторики (упражнение « Рыбки»).
Деятельность воспитанников на занятии:
Считаю что представленный мною материал, очень заинтересовал воспитанников. Предлагаемые упражнения, материал легко усвоились детьми. Дети были активны, при необходимости действовали коллективно, помогая друг- другу. Так как материал был интересным дисциплина на занятии была хорошая, отношения между детьми и педагогом доброжелательные.
Старалась оказывать индивидуальную помощь: Роберту, Алине при выполнении упражнения « Рыбки».
Старалась взаимодействовать с детьми в зоне ближайшего развития ребёнка: выслушивала мнение каждого ребёнка, поддерживала их рассуждения положительной оценкой, таким образом, создавая ситуацию успеха для каждого их них.
Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов.
При подведении итогов, воспитанники формулировали свои ответы применяя знания данные на занятии.
Отбор содержания занятия основывался на личном, эмоциональном, игровом, познавательном опыте детей.
На занятии дети были активны. Каждый ребенок был включен в работу.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и перенасыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались от одного вида деятельности к другому.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Я считаю, что занятие было результативным. План занятия выполнен в полном объеме. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи раскрыты в полном объеме. Образовательная нагрузка не превышает допустимых норм. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель достигнута.
Деятельностью детей и своей деятельностью удовлетворена.







15