Из опыта работы старшего воспитателя. Модель воспитательной системы школы-интернат.


Воспитание успешно, если оно системно.
Во-первых, при использовании системного подхода происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса.
Во-вторых, создание воспитательной системы школы-интерната, группы, включающей в себя освоенную коллективом социальную и природную среду, позволяе расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность. В-третьих, созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы воспитательского коллектива.
В-четвертых, в воспитательной системе специально моделируются и создаются услов] для самореализации и самоутверждения личности воспитанника, воспитателя, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению и росту, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.
Воспитательная система школы-интерната - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов одновозрастного (разновозрастного при
семейной модели) сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность
взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Принципы моделирования и построения воспитательной системы
1.Принцип системности (т.е. взаимодействия и взаимосвязи воспитателя, детей, других взрослых; их индивидуальных и коллективных интересов, потребностей, ценностных ориентаций, внутренних и внешних связей группового сообщества).
Принцип конкретности (учет интересов и потребностей членов конкретного коллектива, достигнутый уровень и перспективы развития).
Принцип оптимальности (учет трех важных обстоятельств в деятельности по планированию воспитательной работы в школе-интернате,группе).
Нужно найти наилучший вариант планирования жизнедеятельности коллектива школы-интерната, группы.
Результат совместной деятельности - модельные представления об оптимальном варианте построения жизнедеятельности в школе-интернате, группе и воспитательного процесса в них.
Выбор оптимального варианта программы воспитания, формы и структуры самого плана воспитательной работы, чтобы эти создаваемые документы были удобны для использования в повседневной деятельности.
Принцип диалога (диалог действий, мнений, мотивов участников планирования, внимательное отношение к мнению каждого члена коллектива, фиксация и учет различных точек зрения).
Принцип индивидуальности (направление усилий на создание модельных представлений о воспитательной системе школы-интерната, группы, в которой индивидуальность каждого ребенка является ценностью, а процесс развития
и проявления каждого ребенка - одной из главных задач моделируемой системы).
б.Принцип непрерывности (воспитательная система школы-интерната, группы - это «живой» организм , учитывающий изменения интересов, потребностей, ценностей установок, где постоянно корректируются межличностные, эмоциональнопсихологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой).
Воспитательная система специальной (коррекционной) школы- интерната 8 вида.Цель: Позитивное развитие ребенка, т.е. расширить кругозор к людям, природе, окружающему миру через развитие его интеллекта, нравственности, самостоятельности, а также его физическое развитие.
Задачи:
1.
2.
3.
4.
Приобщить учащихся к нормам взаимоотношений в коллективе, принятие окружающего мира, внешнего образа жизни, позитивное мироощущение.
Организовать деятельность по интересам через путь вхождения в мир, в общественные отношения через полезную деятельность.
Формировать отношение к здоровью человека, ориентировать учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида.
Включение детей во все виды игровой деятельности.
Деятельность
Педагогический совет1 блок
Цель: воспитание социально-адаптированной личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной человека.
Задачи.
Создать нравственную и эмоционально благоприятную среду, способствующую реабилитации и коррекции поведения личности.
Способствовать интеллектуальному развитию личности, развитию познавательных интересов воспитанников.
Прививать навыки и умения здорового образа жизни, приобщать воспитанников к спорту.
Способствовать профессиональному самоопределению личности.
БЛОК 2.
Общность людей, реализующих данные цели и задачи
^ актив Деж.бригаГ ^ X
Совет Творческая Инициативная консультантов группагруппа
Медико-психолого-педагогич. консилиум
Xopt Авиамодел.круж. руппаЮный
'ВИА
Кружок вязания
АэробикиТеатральная
группастудия
ПЕДСОВЕТ
Старший дежурный
..Сменяемый актив группы -
■ Совет дела

МО воспитателей.
Общественность
\
т^тическое^ Техническое Эколого-краевеоч.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(кружки, клубы, секции по направлениям)
Спортивно-оздоровительное Художественного,
V
*
урклубспорт!Кружок
бального! ИЗО танца
Тренажерный Секции
зал
БЛОК 3
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СодержаниеПрограмма «Только трудом все мы живем»
Программа «Здоровье»
Программа «Досуг
ФормыОперация «Росток»
Операция «Уют»
Операция «Урожай»
Экскурсии: в магазин, парикмахерскую, столярную мастерскую и др.
Субботники по благоустройству и озеленению тер-и
Дни здоровья: «В здоровом теле здоровый дух», «Мы за здоровый образ жизни»
Спортивные праздники:
«Непобедимые», «Богатырская застава»,
«Веселые старты»
Однодневные походы
Участие в различных сорев-х детских домов Операция «Мир без наркотиков»:беседы, встречи с врачами ЦРБ, конкурсы плакатов Уроки здоровья: «Как стать красивым»,«Режим Дня», «Личная гигиена»
Воспитательные модули КТД:
«Осенний марафон»
«В едином строю»
«Новогодний калейдоскоп»
«Зимние забавы»
«Отчизны верные сыны»
«С любовью к женщине»
«День земли»
«Салют, Победа!»
«Звездный дождь»
-2164080119697500Воспитательная система школы - интерната Задачи:1. Воспитание свободной личности
(свободной жизнедеятельности). 2.Воспитание нравственных качеств, гражданственности, привитие
Цель:Воспитание социально -
адаптированной личности, которая бы приобрела в процессе развития
Педагогический совет
способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойной человека.
эстетических вкусов. 3. Формирование положительного отношения к труду, к осознанному выбору профессии. 4. Воспитание готовности к самостоятельной жизни.
Социально - психологическая служба
М/О воспитателей
4—► Совет профилактики
Детская организация
Деятельность
Формы:
Праздник.
Познавательно - развлекательные программы: КВН, КВД, «Поле чудес». Экскурсии.
Предметные недели.
Диспут.
Трудовой десант.
Библиотечный час.
Творческая и деловая встреча.
Игра (подвижная, сюжетно - ролевая, дидактическая).
КТД.
Круглый стол.
Выставка. Ярмарка.
Праздники - народные обряды.
Содержание:
Трудовая деятельность и профориентация. Спортивно-оздоровительная работа.
Эстетическое воспитание. Гражданско - нравственное воспитание.
Экологическое воспитание. Досуговая./
Коммуникативная./
Коррекционная./
Дополнительное образование
Социальная среда
Музеи, выставочный зал, библиотека
Финансово - материальная база
Департамент
образования
Спонсоры
Драмтеатр, ЭОЦ, школьный театр, ЦЭВ, ДНТ, кинотеатр