Особенности постановки игрового аппарата студентов 1 курса в условиях реализации ФГОС СПО по специальности 050130

Особенности постановки игрового аппарата студентов 1 курса в условиях реализации ФГОС СПО по специальности 050130
Мещанова Н.И. ГАПОУ
«Лениногорский музыкально – художественный
педагогический колледж»
ФГОС СПО по специальности 050130 Музыкальное образование включает требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, в которых учитель музыки, музыкальный руководитель должен обладать профессиональными компетенциями, в том числе, по педагогической музыкально – исполнительской деятельности и уметь исполнять инструментальные произведения педагогического репертуара разных жанров, стилей, форм. Знать основы фортепианного исполнительства:
различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации; средства художественного исполнения инструментальных произведений.
Владение фортепиано является неотъемлемым компонентом системы профессиональной подготовки любого музыканта. А потому занятия в классе фортепиано – мотивированное обучение, осознанная студентом необходимость.
Устойчивая положительная мотивация формирует соответствующие эмоционально – волевые качества (целеустремленность, настойчивость, заинтересованность, инициативность). Педагогическое руководство в данный период заключается в организации и включении студентов в адекватные формируемым компетенциям виды деятельности, а также, в использовании наиболее эффективных дидактических методов, стимулирующих активность и самостоятельность обучающихся. Методом процесса адаптации игрового аппарата к инструменту становится освоение технологии моделирования фортепианных упражнений. Работа в классе строится таким образом, что педагогом предлагаются лишь отдельные, самые «показательные» примеры упражнений и наиболее простой алгоритм их моделирования (способы усложнения материала). Остальные же возможные варианты по данному образцу «просчитываются» студентом самостоятельно. Это связано с тем, что по новым стандартам в первый год обучения игре на музыкальном инструменте в классе отводится всего 36 часов в год, а на самостоятельную работу – 20 часов.
Помимо технологии моделирования перед студентом ставится задача «вслушиваться» в возникающие ощущения и чутко улавливать их мельчайшие оттенки при изменении характера звучания. Цель – сформировать механизм «слышащей руки», ведь главной технической задачей в фортепианной игре, по словам Йожефа Гата, является «рационально – хорошее» звукоизвлечение. Малейшее неудобство, напряжение, утомление, сразу же отражается на звуке. Естественный, свободно льющийся звук свидетельствует о ненапряженном состоянии рук. Все приемы и упражнения следует проводить постепенно, от простого
к сложному, дозируя ежедневные нормы работы и выбирая для каждого ученика те упражнения, которые ему, более всего необходимы в данный момент. Последовательность упражнений индивидуальна. Самое главное – стремиться к ощущению удобства и все внимание направить на звук.
Далее рассмотрим варианты упражнений.
На начальном этапе обучения следует обратить внимание на:
Извлечение одного звука («опору звука»).
Считать на «четыре». Перед началом упражнения и на паузах руки
спокойно лежат на коленях. На счет «раз-два» извлекать звук каждым
пальцем по очереди сначала одной рукой, потом двумя – спокойно, без
суеты в медленном темпе, чтобы успеть дослушать до конца звучание
струны.
Играть и на черных клавишах – для мускульного ощущения подъема
руки и удобного положения кисти.
Перенесение рук с одной опоры на другую, расположенную на другом уровне.
Следует брать звук сверху и снизу. Чувствовать поддержку нижних мышц руки, на которых она как бы покоится и поясницы. На счет «раз» положите руки сверху на пюпитр; на счет «два» возьмите звук; «три» руки на коленях; «четыре» возьмите звук.
Опору и «проводимость» звука.
а) Неиграющей рукой «покачаться» сверху на кисти, предплечье, плече играющей руки и почувствовать, как вся рука пружинит и «пропускает звук» в клавишу.
б) Незанятой рукой слегка приподнять снизу локоть, плечо и предплечье играющей руки, чтобы проверить их легкость. При этом, кисть, предплечье и плечо как бы «включаются» друг в друга.
Свободу незанятых пальцев и всей руки
а) Взять звук одним пальцем, остальными легко, без напряжения
повибрировать в воздухе или похлопать по клавишам; при этом
сохранять устойчивость опорного пальца и не менять положения кисти
на клавиатуре. Первый палец «отдыхает».
б) Держась на опорном пальце, слегка раздвинуть (без напряжения)
свободные пальцы и затем вернуть их в исходное положение; уровень
свода и положение кисти не менять.
в) Проверить цепкости кончика пальца. Повиснуть одной рукой на
кончике пальца, а другой попытаться стащить ее. Фаланга пальца
держится на подушечке.
5.«Погружение» в клавиатуру
а) Взять звук на черной клавише слегка закругленным пальцем, проверить
опору и качество звучания. На счет «раз - два», медленно, как бы утюжа,
движением от себя «погружать» палец вглубь клавиатуры (на клавишу не
давить). При этом расширяется ладонь, пальцы веерообразно расходятся.
б) На счет «три – четыре» они возвращаются в исходное положение и
сами собой собираются.
Упражнение выполняется каждым пальцем по очереди одной и двумя
руками.
6.Передачу звука от пальца к пальцу
7.Легато на секундовых ходах; короткие ноты по две лиги. Играть вверх на пяти нотах вверх и обратно, исполнять без чрезмерных движений кисти.
8.Расходящиеся гаммообразные ходы в пределах октавы исполняются каждым пальцем по очереди в медленном темпе. Начинающим ученикам лучше играть не скользящим движением, а всей рукой сверху.
9.Легкое, подвижное стаккато исполняется упругой легкой рукой, как бы «посыпая», близко к клавиатуре. Движения пальцев почти неощутимы. Кисть и предплечье составляют единое целое.
10.Пятипальцевые ходы на белых и черных клавишах следует играть различными штрихами:
Non legato (Движением от себя – погружаясь в клавиатуру, и движением на себя - как бы поглаживая клавишу, но цепким кончиком пальца, «достающим» звук);
Portamento (всей рукой сверху, как бы накладывая ее на клавиатуру);
Staccato («посыпающее», «похлопывающее»);
«щелчком» (только взлет, без «приземления»; после взлета рука возвращается вниз, чтобы снизу взять следующий звук);
«щеточкой» (дважды повторяя каждый звук);
Legato играть спокойным, внешне почти незаметным движением пальцев, близко к клавишам, ощущая его внутри ладони. Звук следует передавать плавно, без толчков. Кисть можно слегка поворачивать в горизонтальной плоскости по рисунку мелодии – к пятому пальцу и обратно.
11.Упражнение Ганона №1
12.Дуговые движения
13.Исполнение трехзвучных аккордов dur, moll попеременно и двумя руками от белых клавиш
14.Исполнение хроматической последовательности звуков попеременно и двумя руками от белых клавиш
15.Исполнение упражнений на репетиции попеременно и двумя руками от белых и черных клавиш
Техническая работа, необходимая в фортепианной игре, возлагает на ученика сложную, многообразную задачу. Он должен следить за работой своих рук, кисти, пальцев одновременно, и вместе с тем развивать умение слушать себя «со стороны», гармонический и мелодический слух.
Очень важно в самом начале обучения подготовить правильное развитие пианистического аппарата, и начинать следует с различных ритмических упражнений, например, простукивания различных ритмов и длительностей одной и двумя руками и упражнений на развитие свободы плеча, предплечья
и кисти, пальцев. После знакомства с клавиатурой, разучивать мелодии песен, как на инструменте, так и в воздухе, чтобы движения пальцев точно связывались друг с другом. С первых занятий необходимо следить за точной и целенаправленной работой пальцев.

Список использованных источников:
Золотницкая, В. Упражнения для начинающих пианистов / В. Золотницкая. – С-Пб.: Союз художников, 2004. - 15 с.
Исенко А.И. Школа игры на фортепиано: учебное пособие / Под науч. ред. С.П. Исенко - М.: Форум, 2007. – 520 с., ил.
Королькова, И.С. Альбом ученика-пианиста: хрестоматия 1 класс: учебно-методическое пособие / Сост. Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 81 [1] с.
Литовко, Ю. Семь нот фортепиано: упражнения для изучения басового ключа начинающими музыкантами / Ю. Литовко. – С-Пб.: Союз художников, 2008. - 28 с.
Милич, Б. М. Фортепиано. 1 класс. Учебное пособие / Б. М. Милич. – М.:Кифара, 2012. – 119 с.
http://edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
http://classika-journal.ru / Интернет-журнал о классической музыке «Classical music»
http://Сlassic-Music.ru / Портал классической музыки