Методическая разработка О развитии музыкального слуха как основы интонирования на смычковом инструменте


Методическая разработка
«О развитии музыкального слуха как основы
интонирования на смычковом инструменте»
педагога дополнительного образования в области музыкального искусства
по классу скрипки МОУ «Гимназия № 10» г. Железногорска Курской области
Анохиной Елены Анатольевны.
Известно, что есть музыкальные специальности, требующие наличия у исполнителя высокоразвитого интонационного слуха: хоровая, вокальная, смычковая и другие. В отличие от пианистов, исполнители на смычковых инструментах, по выражению Н. Гарбузова, "творят интонации", а не пользуются готовыми звуками, имеющими фиксированную высоту. В связи с этим утвердилось менее, что на скрипке или виолончели могут начать заниматься только дети, имеющие тонкий, хорошо развитый музыкальный слух. Но на практике, в смычковых классах детских музыкальных школ довольно часто встречаются ученики со средними и даже слабыми слуховыми данными.
Современная методика позволяет развивать музыкальные способности таким образом, чтобы обучать игре на струнных инструментах детей, не обладающих самого начала развитым и интонационным слухом. Однако это, конечно, становится возможным только при условии специальной, настойчивой и систематизированной работы над формированием и развитием музыкального слуха в инструментальном классе.
Еще при приеме в школу надо определить степень развития слуха ученика, в зависимости от чего педагог с первых дней занятий выберет соответствующие методические приемы.
Можно наметить следующие уровни развития музыкального слуха у поступающих в школу детей. Неразвитый слух - ребенок слышит, что ему играют разные или одинаковые звуки, но не запоминает их и не может их воспроизвести. При попытке спеть заданный звук он упорно "гудит" свой. Слаборазвитый слух - ребенок различает высоту звуков, немного запоминает их, но воспроизводит голосом неточно или поет только звуки своего диапазона. Развитый мелодический слух - ребенок хорошо различает высоту звуков, точно воспроизводит их голосом, но не может воспроизвести звуки, взятые одновременно, не различает их количество. Развитый гармонический слух - ученик хорошо различает и воспроизводит заданные звуки, слышит количество одновременно взятых звуков, может спеть любой из них. Абсолютный слух - ученик не только отлично различает и воспроизводит заданные звуки, но может точно определить их названия. Такой слух встречается очень редко и наличие его не обязательно даже у музыканта-профессионала. Выявить подобный слух можно лишь в процессе обучения, когда ребенок знакомится с нотной грамотой. Важно своевременно распознать наличие абсолютного слуха, так как для его воспитания нужны направленные методы. Учитывая, что педагогу-струннику приходится работать с детьми, относящимися ко всем перечисленным группам, возникает необходимость в разработке методических приемов, соответствующих их данным. Заметим, что именно трудности с подбором контингента учащихся струнного отдела являются стимулом для поиска способов, активизирующих развитие музыкальных способностей учащихся непосредственно в ходе обучения их игре на смычковых инструментах.
Точность интонации на смычковом инструменте обусловливают многие факторы. Кроме развитого интонационного слуха, огромное значение имеет состояние игрового аппарата, двигательная техника, волевые качества, посильность репертуара и многое другое. Однако главным, определяющим моментом является наличие у ученика представления о высоте тех звуков, которые ему предстоит извлекать из инструмента.
С приходом в музыкальную школу ученику хочется скорее научиться играть. Поэтому, учитывая психологию ребенка, работа с инструментом должна быть начата с первых же уроков. Но в работе над постановкой возникает немало трудностей и, чтобы добиться результата, приходится тратить на это много времени. Если организацию двигательных навыков считать на начальном этапе первостепенной задачей, неизбежна серьезная ошибка: поскольку ученик не имеет элементарных музыкально-слуховых представлений, то ни ловкость пальцев, ни проходимый материал не принесут ему радости и интерес к занятиям может погаснуть. Поэтому надо планировать урок с учетом музыкальных данных каждого ребенка, обязательно уделяя часть времени формированию его музыкальных представлений.
С первых же уроков надо вводить ученика в круг музыкальных понятий: постоянно обращать его внимание на различие звуков: по высоте и протяженности. Даже если ребенок пока не может различать высоту близких звуков, он обычно безошибочно распознает звуки различных регистров - нижнего, среднего, высокого. На простых примерах можно показать и объяснить ученику различное направление движения мелодии - вверх или вниз. Занятия должны проводиться интересно, в доступной для ученика форме. Если они нравятся ребенку, то результаты совместной работы педагога и ученика будут более высокими.
Одним из самых эффективных средств развития музыкального слуха детей является пение звуков, разучивание песенок, пение их вслух, а потом про себя с "открытием" опорных звуков, подбирание, чтение нот с листа, транспонирование. Развитие музыкального слуха идет одновременно с приобретением элементарных навыков игры на инструменте, причем общение с инструментом способствует формированию музыкально-слуховых представлений, а последние, в свою очередь, обусловливают успешное развитие технических навыков.
Сольфеджирование в классе по специальности имеет свои особенности. Педагог-инструменталист занимается с учеником индивидуально и, следовательно, может использовать именно те методы, приемы, управления, которые необходимы данному ученику в зависимости от степени развития его слуха.
Остановимся несколько подробнее на первой стадии работы с учеником, имеющим слабые музыкальные данные. Если ребенок может спеть только один звук, целесообразно начать развитие его музыкального слуха именно с этого звука. Для упражнений можно использовать песенки-прибаутки, построенные на одном звуке: "Андрей-воробей", "Красная коровка" и другие. Педагог поет или играет вместе с учеником и обращает его внимание на то, что звуки одинаковы, "сливаются". Для того, чтобы ученик различал низкие и высокие звуки в связи с подвижностью голосовых связок. Педагог рекомендует сделать голосом глиссандо верх и вниз. Затем педагог поет или играет другой звук, близко расположенный к первому (1/2 тона). Здесь надо добиться, чтобы ученик услышал новый звук, запомнил его и воспроизвел голосом. После усвоения второго звука можно переходить к следующему. Так постепенно расширяется диапазон усвоенных звуков до терции, кварты. После этого можно петь песенки, содержащие эти интервалы. Вначале используются короткие мелодии, построенные преимущественно на поступенном движении. Для изучения песенок может быть рекомендована такая последовательность: педагог знакомит ученика с песней, исполняя ее попеременно голосом, на фортепиано, скрипке или виолончели (перемена тембра полезна для развития слуха); ученик разучивает слова и мелодию песни, поет ее с поддержкой до тех пор, пока не начнет интонировать правильно; ученик поет песню самостоятельно (если он спел неточно, надо спеть ее еще раз, вместе с педагогом, а потом опять одному). Надо настойчиво добиваться чистого интонирования, особенно при пении мажорного тетрахорда, так как полутон вызывает иногда затруднение (например, в песенке "Как под горкой"). Подчеркиваем, что выработка правильного представления о звучании тетрахорда очень важна, ибо он способствует расположению пальцев в первой позиции. Петь песни надо сначала со словами, а затем с называнием звуков (по нотам или наизусть).
Если ученик точно интонирует выученную песенку в заданной тональности, можно изменить тональность в пределах его голосовых возможностей (ученик поет знакомую песенку со словами от нового звука). Транспонирование, конечно, осложняет процесс пения, но оно заметно активирует слуховые представления и развивает певческие навыки. Появляется возможность дать ученику представление об узких и широких интервалах, о поступенном или скачкообразном движении мелодии. Наконец, когда ребенок выучил несколько песенок, полезно устроить "концерт-загадку": педагог играет или поет без слов знакомую песню, ученик должен узнать и назвать ее. Так проверяется связь "восприятие - сознание", которая является противоположной по отношению к связи "сознание - музыкально-слуховое представление - воспроизведение". После того, как ученик научился достаточно чисто петь хотя бы в пределах кварты (мажорный тетрахорд), нужно начинать работу над развитием предслышания, что с более способными учениками начинается на самом раннем этапе обучения. Поначалу можно использовать такие упражнения: нахождение тоники (педагог играет короткую незнакомую мелодию, а ученик завершает ее тоникой - поет) - пение "про себя" и вслух основных ступеней мажорного лада (педагог дает тональную настройку, а ученик поет: вслух тонику, следующую вторую ступень сначала "про себя", потом вслух и т.д.); педагог проверяет и, если надо, исправляет добиваясь точной интонации. Это упражнение подготавливает ученика к определению местоположения на грифе первого пальца (расстояние целого т она от открытой струны).
Постепенно подобные задания можно усложнять, развивая ощущение ладовой взаимосвязи звуков, столь необходимое каждому музыканту. В классе специальности полезно петь гаммы, трезвучия и т.д., устанавливая таким образом связь с занятиями по сольфеджио, которые должны в большей мере способствовать развитию слуховых навыков, необходимых для овладения инструментом.
Формирование музыкально-слуховых представлений активизируется в результате подбирания по слуху и транспонирования. Подбирание по слуху можно вводить уже на самом раннем этапе, первое время - щипком, а потом и смычком.
Прежде всего можно предложить ученику найти на своем инструменте или на фортепиано заданный звук, а далее перейти к подбору ранее выученных песенок. Несложную песенку, выученную на инструменте, сначала можно повторить той же аппликатурой, но на другой струне. Этот простейший вид транспонирования обычно не вызывает затруднений, но показывает ученику, что одну и ту же мелодию можно сыграть от разных звуков. При этом надо обратить внимание ученика на то, что песенка, сохранив свою мелодию, приобрела новую окраску (изменилась тональность, а также тембр звучания).
После того, как ученик справился с этим заданием, следует предложить ему сыграть ту же песенку от другого звука, подсказав, с какого именно пальца удобнее начать. Таким образом, подбирая знакомую мелодию, ученик с помощью инструмента реализует свои внутренние слуховые представления. Сыграть песенку от другого звука иными пальцами - трудная задача, однако польза от нее заключается в том, что ученику приходится активно относиться к каждому звуку и находить новые приемы и ощущения, связанные с изменением аппликатуры. Заметим, что работа по транспонированию в классе специальности носит инструментальный характер и этим существенно отличается от подобных занятий в классе сольфеджио. Подбирание по слуху на начальном этапе служит промежуточным звеном между пением песенок и изучением нотной грамоты и аппликатуры. Подобрав песенку по слуху, ученик вместе с педагогом записывает ее. Таким образом в представлении ученика нота становится графическим символом реального звука. Тогда во время игры по нотам будут возникать следующие связи: вижу (нота) - предслышу (музыкально-слуховые представления) - играю (игровое движение) - слушаю и проверяю (последующий слуховой контроль). При таком подходе нотная грамота усваивается в связи со звучанием, в единстве двигательных, слуховых и моторных представлений. Чтобы добиться ощутимых результатов, необходима ежедневная тренировка слуха. Поэтому важно, чтобы начинающий систематически занимался дома. Если у родителей ребенка хороший музыкальный слух, можно посоветовать вместе петь заданные песенки.
Во время пения следует обращать внимание на звучание чистой квинты (например, в пьесах "На зеленом лугу", Аллегретто" Моцарта, позже - "Мазурка" Баклановой и др.). Уже с первого класса можно и нужно подготавливать ученика к самостоятельной настройке инструмента. С первых же уроков надо воспитывать у ученика потребность в тщательном звуковом контроле. нельзя успокаиваться, если ученик не может оценить собственную интонацию. Непопадание на нужный звук нельзя считать случайностью. В каждом отдельном случае имеется определенная причина неудачи. Понять эту причину, найти способ исправления, подсказать ученику технический прием и добиться точного звучания - такова роль педагога в начальном периоде работы над интонацией. В работе с начинающими надо концентрировать внимание на одной небольшой задаче. Например, научиться точно играть первым пальцем в первой позиции на расстоянии тона от открытой струны, правильно расположить пальцы на струне в первой позиции и т.д.
Устойчивый результат может быть достигнут после пения заданных звуков, запоминания их и многократного упражнения пальцев с обязательным слуховым самоконтролем и исправлением фальшивых звуков. Внутренний процесс при подробной работе, т.е. при слушании, пении и последующей игре на инструменте, может быть выражен следующей схемой: слышу - запоминаю - представляю - пою - играю - проверяю - исправляю.Если ученик всецело занят двигательными задачами, он не в состоянии ни представить звук, ни осуществить слуховой контроль. Педагог тогда вынужден постоянно поправлять интонацию словами "выше", "ниже" или подыгрыванием на фортепиано. Привыкнув руководствоваться указаниями педагога, ученик никогда не сможет быть уверенным в точности своей интонации и останется беспомощным в самостоятельной работе. Поэтому если в процессе игры появился фальшивый звук, следует задержаться и обратить внимание ученика на него. Полное ощущение высоты звука наступает обычно не сразу, так как ученику надо больше времени, чем педагогу, чтобы вслушаться в звук и определить, как его исправить. В связи с этим также полезно вспомнить советы П.Казальса: чтобы лучше вслушаться в точность звука, надо заниматься преимущественно в нюансе пиано. Остановив ученика, следует сначала предложить ему спеть мотив или фразу, включающую искомый звук, а затем обратить внимание на интервал, т.е. добиться, чтобы возникло точное звуковое представление. Только после этого можно продолжать игру. Заметим, что к сожалению, часто наблюдается разрыв между навыками, полученными учеником на уроках сольфеджио, и практикой игры на инструменте. Это, в частности, проявляется в недостаточном слуховом понятии об интервалах, особенно широких. Точное представление об интервале особенно необходимо во время смены позиций, когда возникают дополнительные трудности в интонировании. Полезно, чтобы ученик, начиная играть в позициях, учился находить одинаковые звуки и их сочетания в разных местах грифа, руководствуясь при этом именно слуховыми представлениями. Распространенный способ проверки отдаленных звуков с открытыми струнами может быть использован только как временный. Привычка к подобной проверке порождает недоверие к своей способности правильно представлять и интонировать звуки. Поэтому, работая над сменой позиций, особенно при скачках, надо постоянно обращать внимание ученика на звучание образующегося интервала. На любых этапах обучения у играющих появляются различные затруднения в интонировании. Конечные результаты работы над их преодолением всегда зависят от степени развитости и активности музыкального слуха. При разучивании подвижных произведений или пассажей интонация обычно проверяется в замедленном темпе, так как при быстром движении слуховой контроль затруднен. Однако надо учитывать, что при исполнении одного и того же эпизода в разных темпах двигательные действия различны. Поэтому работая над интонацией, нельзя ограничиваться только медленным темпом. Следовательно, и на начальном этапе занятий необходимо приучать ребенка к целостному слуховому контролю интонации, мотива, фразы в подлинном темпе.
При настойчивой работе над развитием слуховых представлений ученик получает возможность самостоятельно определять неточные звуки и исправлять их. Безусловно, реализация этого принципа в начальном обучении требует гораздо больше времени, чем простые поправочные замечания педагога. Более того, иногда бывает, что ученик первого или второго класса, добросовестно "натасканный" педагогом, играет даже чище, чем его одноклассник, с которым велась работа по предлагаемым методам (при условии равноценности музыкальных данных). Результаты работы по развитию слуховых представлений становятся основой для точного интонирования нередко спустя один, два или три года, но никогда эта работа не проходит бесследно. Чем тщательнее будет проведена подготовительная работа над развитием музыкально-слуховых представлений, тем успешнее и скорее ученик сможет усваивать в дальнейшем более сложный материал. Можно было бы назвать ряд учащихся, которые в начале обучения обладали крайне неразвитым слухом, а заканчивая школу, играли весьма сложные программы, вполне устойчиво интонируя.
Музыкальный слух и чистая интонация - качества, которые приобретаются и развиваются в результате систематического использования методически целесообразных приемов. Существующая сегодня методика развития музыкального слуха в принципе помогает разрешить вопрос о массовом обучении игре на смычковых инструментах. В то же время она является наиболее прогрессивной основой овладения профессиональными игровыми навыками. Ученик, обладающий хорошо развитым музыкальным слухом, владеющий интонацией, свободно читающий нотный текст, будет в состоянии продолжать самостоятельную работу. А это имеет большое значение как для будущих музыкантов-любителей, так и для тех, кто продолжит занятия в профессиональном учебном заведении.