Закрепление навыка чистого интонирования через анализ образной сферы произведения


Кудрицкая Елена ВенидиктовнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 1»
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: Сольное пение
Тема: Закрепление навыка чистого интонирования через анализ образной сферы произведения.Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Демонстрационные материалы: нотная запись, аудиозапись.
Раздаточные материалы: текст песни, маркер.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Задачи: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока: работа над интонацией.
Организация учебного процесса на этапе I.
- Какое произведение мы изучаем?
- Над чем мы работали в этом произведении на последних уроках?
- Что такое чистое интонирование?
- Как ты думаешь, мы всё узнали об интонации?
- А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое?
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии
Задачи: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: прослушать песню в аудиозаписи; 2) проанализировать характер песни и движение мелодии, окраску звука (развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование); 3) зафиксировать отдельные интервалы в виде опорных моментов; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания.
Организация учебного процесса на этапе II.
Теоретическая основа.
- Латинское слово «intono» означает «громко произношу», а итальянское «intonare» - «интонировать, петь». Что же такое «интонация»?
- Это мелодический оборот, в котором сочетаются звуковысотный, ладовый и ритмический компоненты.
Работа с фонограммой как образцом исполнения.
- Сейчас ты услышишь запись песни, как она должна быть исполнена. Я попрошу тебя не просто слушать ее, но и мысленно пропевать, произнося текст беззвучно, одними губами, обращая внимание на интонационные характеристики – высоту звука, лад, ритм.
Анализ характера исполнения.
- Менялся ли в процессе звучания характер песни? Сколько раз?
- В каком характере и в каком ладу начинается песня?
- Куда сначала движется мелодия, какой штрих и ритм преобладает в первой фразе?
- Почему композитор использует такие средства выразительности?
- Пропой первую фразу без сопровождения, учитывая вышесказанное.
3. Работа с текстом.
- Какое слово ты считаешь главным по смыслу, ключевым в первой фразе? Четко произнеси всю фразу целиком, выделив ключевое слово.
- Подчеркни на листе все ключевые слова в первом куплете. Теперь прочти весь куплет выразительно, как артист в театре.
- Всё ли получилось? Какой образ возник в результате?
- Возьми маркер и отметь опорные звуки. Для чего мы это делаем? - Теперь снова прочти текст, уделяя внимание не только ключевым словам, но и звонкости, полётности произношения с помощью раскатистого звука «р» и других опорных звуков: «п», «б», «т», «д», «к», «г».
- Отлично. Попробуем пропеть то, что произнесли, выполняя ту же задачу.
- Всё ли получилось? Давай сравним наше исполнение с образцом в аудиозаписи. Обрати внимание на место, где поется не так, как было у тебя.
III. Выявление места и причины затруднения.
Задачи: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливаются выполненные операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение; 2) выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения.
Организация учебного процесса на этапе III.
- Какое задание мы выполняли?
- Где возникло затруднение?
- Какой должна быть интонация в данном фрагменте? Соответствовала ли она этому в твоем исполнении?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Задачи: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий: 1) уточнение цели проекта; 2) уточнение темы урока; 3) определение средств; 4) построение плана достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе IV.
- Сформулируй цель сегодняшнего урока – какого результата мы хотим достичь? Помнишь ли ты тему урока?
- Если нам трудно спеть мелодию с высокой нотой, можем ли мы себе помочь, обратившись к окраске звука?.. Спой высокую ноту светлее, радостнее.
- Если мы не достаем низкую ноту в мелодии, как мы можем себе помочь?.. Спой эту ноту темнее, тревожнее.
- Какой ритм использует композитор для передачи образа? Давай при повторном прослушивании прохлопаем ритмический рисунок и обратим внимание на характер мелодии в тех местах, где ритм становится неровным.
- Что же получается – окраска звука помогает нам правильно интонировать?
- Итак, о чем мы должны помнить при следующем исполнении песни?
V. Реализация построенного проекта.
Задачи: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) зафиксировать в речи и в знаковой форме способ интонирования, сформировать умение использовать его на практике; 3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе V.
- Предлагаю снова поработать с текстом песни. Отметь стрелками движение мелодии там, где встречаются скачки.
- Проверим, что получилось. Давай еще раз прочитаем текст, но уже с повышением и понижением интонации в отмеченных местах. Обрати внимание на окраску голоса – соответствует ли она настроению песни?
- Теперь попробуем спеть песню вместе с фонограммой, выполняя все пометки и отстукивая ритмический рисунок.
- Всё ли получилось? Можно ли считать верной интонацию, если исполнитель выталкивает безударные окончания в словах? Не меняется ли при этом смысл слов? Давай исправим ошибки и будем выделять в каждой фразе только ключевые слова, о которых мы говорили в начале урока.
- Теперь можно сформулировать основное правило исполнения песни: интонация следует за образом и характером песни.
- Попробуем построить алгоритм (шаги) разучивания песни.
1. Определите лад и характер исполняемой песни.
2. Выделите ключевые слова и опорные звуки в каждой фразе.
3. Отметьте направление мелодии и безударные окончания в словах.
4. Подчеркните слоги, где есть скачки в мелодии вверх или вниз.
- Исполним с помощью алгоритма весь первый куплет под фонограмму «плюс голос».
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать правило исполнения песни.
Организация учебного процесса на этапе VI.
- Теперь исполни первый куплет с фонограммой «минус голос», вспомнив то правило, о котором мы сегодня говорили.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить свое умение применять освоенное правило.
Организация учебного процесса на этапе VII.
- А теперь ты можешь поработать самостоятельно над припевом.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: тренировать способность к применению нового правила.
Организация учебного процесса на этапе VIII.
Творческая работа.
- Используя правило и алгоритм, проработай второй куплет.
2. Исполнение второго куплета под фонограмму.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: 1) оценить результаты собственной деятельности; 2) согласовать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе IX.
1. - Что нового узнали про интонацию?
- Какую цель ставили перед собой?
- Достигли мы цели?
- Какое правило нужно соблюдать при исполнении вокальной музыки?
- Оцени свою деятельность.
- Какое из следующих высказываний ты выберешь сегодня?
1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.
2) Я всё понял, могу работать по алгоритму.
3) Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому.
2. Домашнее задание: Какое задание ты сам определишь для себя?