Рабочая программа курса Оренбургский край в произведениях русских писателей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛУКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №___
от «____» ________2015г.
руководитель МО ____________


УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________
О. С. Прокофьева
«___»_________2015г.







Рабочая программа
курса «Оренбургский край в произведениях русских писателей»
(на основе программы регионального компонента литературного образования для 5-9 кл. А. Г. Прокофьевой – «Орлит-А», 2003)

Класс – 8
Количество часов: 34 (1 ч. в нед.)

Учитель – Прокофьева Ольга Сергеевна

Квалификационная категория – высшая

Стаж работы по предмету – 3 года


п. Резвый
2015-2016 уч. год

Раздел I. Пояснительная записка.
Основной целью литературного образования, как указано в современной концепции гуманитарного образования, является становление духовного мира личности, создание условий для внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Решению этой задачи способствуют занятия литературным краеведением.
Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами.
Занятия литературным краеведением является важным источником патриотического воспитания, расширения жизненного опыта обучающихся, развития их плодотворного творческого мышления.
Краеведение вводит молодых людей в мир истории, природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в художественном творчестве. В этом случае представляется сам процесс создания литературного произведения, зримее выступает так называемый «первоэлемент» литературы – СЛОВО.
Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой краеведы познают во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе через литературное произведение писателей – земляков убеждает школьников, и это, очевидно, беречь её богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники невольно становятся её добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постоянно сливается с чувством Родины, а в будущем переходит в глубокое патриотическое убеждение. Природа нашего края воспета великолепно и трогательно, по крайней мере, десятком поэтов и писателей.
Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.
Уникален и самобытен наш Оренбургский край. Здесь культура центральной части России соприкасается с веками складывающимися на этой территории самобытными общественными отношениями. Оренбуржье, в силу своего геополитического положения, внесло неоценимый вклад в обеспечение органичного переплетения европейской, русской и азиатской культур, закладывая основу для их взаимного дальнейшего развития и обогащения.
Эти процессы нашли широкое отражение в русской литературе как прошлых веков, так и в современной.
Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.
Искусство, как и наука, как и само мышление, имеет источником не только общество, но и природу и входит в историю всего человечества, отражая и определяя его культурный уровень.
Справедливо сказал известный художник, учёный, общественный деятель Н. К. Рерих: «Уберите памятник Красоты, и весь аспект истории нарушится... Прекрасное – это благородный водитель всей нашей жизни». В этих словах содержится указание на этическую сторону воздействия природы. Любуясь красотой жизни, человек становится бережней к ней. Учимся мы этому во время занятий краеведческой работы в целом, литературно-краеведческой – в частности.
В основе рабочей программы занятий курса «Оренбургский край в русской литературе» для VIII класса лежит Программа А.Г. Прокофьевой «Оренбургский край в русской литературе» (Орлит-А, Оренбург -2003) регионального компонента литературного образования учащихся V-XI классов общеобразовательных школ.
Программа предполагает обращение к истории развития культурной жизни края, знакомство с литературными местами Оренбуржья, с творчеством писателей, так или иначе связанных с Оренбургским краем.


ЦЕЛЬ ДАННОГО КУРСА – выявить процесс влияния творчества писателей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов-земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры.

ЗАДАЧИ КУРСА:
изучить литературу по данному вопросу, выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество;
собрать фактический материал по творчеству поэтов-земляков;
через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о родном крае;
помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.
воспитание культуры личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ
Воспитание у школьников активного отношения к жизнедеятельности людей, к общественной жизни, к познавательной деятельности, развитие интереса к присвоению разносторонних знаний приобретают особую значимость для общества.
Эта система определяет образ жизни человека и свойства его личности. В этих отношениях каждый человек является активным участником, он включен в них через деятельность и общение.
На этой основе формируется субъективные и психологические отношения личности к различным сторонам жизни общества и другим людям и, наконец, к самому себе.
В ходе проведения занятий по литературному краеведению решаются следующие ПРОБЛЕМЫ:

соответствие краеведческой работы целям современного воспитания;
воспитывающее и развивающее влияние творчества поэтов Оренбургского края на современного школьника;
воспитывающее и развивающее влияние творчества русских писателей на Оренбургский край;
выявление связи и взаимовлияния истории края, его заселения, жизни и быта оренбуржцев с оренбургским фольклором.
В нашей стране существуют определённые территории, которые в силу разных причин занимают особое место в русской литературе. Огромный пласт русской литературы связан с русскими столицами. Многими поэтами воспеты Кавказ, Крым, изображены Сибирь, Поволжье. Не менее важен для русских писателей Урал, оренбургский край. Природа оренбургских мест воспеты:
Г. Р. Державиным, М. В. Авдеевым,
С. Т. Аксаковым, В. П. Правдухиным,
А. С. Пушкиным, В. П. Кудряшевым,
В. И Далем, А. П. Крюковым и др.
В основе предполагаемой программы литературно-краеведческого курса для 8 класса лежит культурологический подход к отбору материала и изучению его.
Основные проблемы программы – природа, история края (Пугачевское восстание в Оренбургском крае), духовная жизнь оренбуржцев, их быт, нравы, обычаи, обряды, одежда, пища в изображении писателей и в фольклорных произведениях.
В ходе проведения курса особое внимание уделяется деятельностному началу. Учащиеся выполняют задания по сбору произведений фольклора разных жанров.
В программе учтена специфика Оренбургского края – проживание в нём людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов.
Программа рассчитана на 1 час в неделю.












Раздел II. Учебно-тематический план.

Название раздела
Количество часов
Из них по развитию речи
Из них по внеклассному чтению

Введение
1



Из оренбургского фольклора.
6
1
1

Тема пугачёвского восстания в русской литературе
20
3


Уральцы, оренбуржцы, и их жизнь в произведениях русских писателей
6
1


Итоговый урок
1



Всего
34
5
1









Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Тема 1. Введение. Литературное краеведение как учебный предмет.
Особенности литературного краеведения. Оренбургский край – край литературный.

Тема 2. Из Оренбургского фольклора. Предания о Пугачеве. «О Пугачеве», «Мужицкий царь». Особенности изображения Пугачева. «Пугачев в станице Татищевской», «Предание о Пугачеве». Календарно-обрядовые песни. Плясовые песни Оренбургского края.Оренбуржья.

Тема 3. Тема пугачевского восстания в русской литературе
А.П.Крюков «Рассказ моей бабушки».
Сюжет и образы в рассказе А.П.Крюкова «Рассказ моей бабушки».
Авторское отношение к изображаемым событиям в рассказе А.П.Крюкова.
Тема Пугачева в произведениях А.С.Пушкина.
Сопоставление сюжетных линий «Рассказа моей бабушки» и «Капитанской дочки»
Работа над пугачевской темой в Оренбурге С.В.Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке»: «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева»
В.И.Даль «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве» - запись рассказа очевидца.
Л.В.Исаков. Повесть в стихах «Пугачевщина». Изображение разных этапов Пугачевского восстания. Отношение автора к Пугачеву
Описание Оренбургских мест Л.В.Исаковым и продолжение поэтом пушкинских традиций.
Сопоставление картины С.М.Карпова «Арест Пугачева» и эскизов на пугачевскую тему
Поездка В.Г.Перова и С.Н.Амосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачевской темой. Этюды Перова.
С.А.Есенин «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта.
Тема воли и особенность композиции поэмы С.А.Есенина «Пугачев».
Хлопуша в изображении Есенина В.А.Тельнова.
В.Г.Короленко «Пугачевская легенда на Урале». Толкование писателем степной воли.
В.И.Пистоленко «Сказание о сотнике Тимофее Пудорове».
Оренбургская природа и «пугачевские» места в повести.
Литературная гостиная «Каким мы увидели Пугачева по произведениям писателей Оренбуржья»
Тема 4. Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей
В.И.Даль «Уральский казак», «Обмиранье».
О.П.Крюкова «Илецкий казак»
М.Л.Михайлов «Уральские очерки»
М.В.Авдеев «Поездка на кумыс»
В.Г.Короленко «У казаков» (главы об илецких казаках).
А.И.Фатьянов «Ехал казак воевать»

Основные проблемы изучения литературного краеведения в VIII классе – история края, духовная жизнь оренбуржцев, степная воля, проявившаяся в Пугачёвском восстании, и особенности характера жизни, быта оренбуржцев, в частности, казаков.
Тема природы родного края рассматривается в качестве необходимого условия формирования вольнолюбия как черты характера жителей Оренбургского края, куда с самого начала заселения приезжали именно ради воли и бежали из неволи. Жить вольно, широко привыкли в степях Оренбуржья, возможно, это одна из причин поддержки Пугачёва оренбуржцами, что и объясняет интерес к краю разных писателей.
На примере материала этой программы ученики могут выявить характер влияния определённых мест Оренбуржья на творчество писателей, увидеть движение мысли автора от замысла, идеи к художественному осуществлению их, сопоставить прототипы с образами героев, проследить разные подходы к к одной и той же теме у ряда писателей, сопоставить решения одной и той же проблемы писателем и художником, выработать умения и навыки анализа художественных произведений в их внетекстовом контексте, опираясь на исторические сочинения, письма, дневники, мемуары.
Программа построена таким образом, что дети изучают литературу оренбургского края от начала возникновения края до современного периода, причем занятия рассчитываются так, что темы, совпадающие с темами основного курса литературы (творчество А.С.Пушкина), изучаются параллельно и дополняют материал основной программы.


Раздел IV. Методические рекомендации.
Данный курс литературного краеведения рассчитан для 8 класса. Продолжительность составляет 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Основными формами организации занятий являются:
* лекция
* практическое занятие
* урок-презентация
* творческая мастерская
* урок-зарисовка
* урок-конкурс
* контрольный урок
* круглый стол
* дискуссия
Методы и приёмы обучения соотнесены с возрастными и психологическим особенностями учащихся, таковыми являются:
* рассказ
* беседа
* индивидуальные задания
* показ и др.
При выполнении программы будут применяться следующие виды деятельности учащихся:
знакомство с жизнедеятельностью писателей, живших или когда-то бывавших в Оренбургском крае;
поиск новых материалов о земляках-писателях;
знакомство с ныне живущими писателями и поэтами района, области, встречи с ними;
поездки по литературным местам области;
творческие отчёты о поисковой работе;
выпуск информационных листков;
исследовательская деятельность учащихся;
интеллектуальные игры;
литературные праздники и гостиные;
написание эссе, рассказов, сочинений;
составление сценариев и постановка мини-спектаклей на местном литературном материале.
Для облегчения зрительного восприятия используются наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, таблицы, фильмы, слайды
Предполагаемые результаты: расширение круга знаний и умений учащихся по тематике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»).
Оценивание результатов производится по выполнению учащимися практических работ. Основными критериями оценивания работ являются:
* самостоятельность
* глубокое понимание темы
* новизна и оригинальность решения
* аккуратность
Иными слова, содержание курса «Оренбургский край в русской литературе» определяется миром интересов учащихся-подростков. Курс направлен на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом.
Активное включение ученика в творчество, на всех этапах литературного образования, неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от года к году.





















Раздел V. Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема и тип урока
Кол-во
часов
Образовательная цель
Оборудование
Основные
понятия
Домашнее
задание.
Повторение.
Дата
проведения








По плану
Факт.

1 четверть (9 часов)

Введение (1 ч.)

1
Вводный урок.

1
Ввести в курс литературного краеведения, выявить основные проблемы занятий: природа, история края, духовная жизнь оренбуржцев, их нравы, быт, обряды.
Иллюстрация С.В.Герасимова «Оренбургская степь»
Предание
Вспомнить сведения о Емельяне Пугачеве.




Из Оренбургского фольклора (6 ч.)











2
Предания о Пугачеве.
«О Пугачеве», «Мужицкий царь».

1
Выявить отношение народа к Пугачеву, рассмотреть особенности изображения Пугачева в преданиях Оренбургского фольклора.
Знакомство с календарно-обрядовыми и плясовыми песнями Оренбургского края.


Подготовить сообщение о станице Татищевской.



3-4
Особенности изображения Пугачева. «Пугачев в станице Татищевской», «Предание о Пугачеве».
2

Картина В.А.Тельнова «Бой под Татищевой крепостью 22 марта 1771 г.»
Станица
Создать характеристику Пугачева на основе изученных произведений.



5
Календарно-обрядовые песни Оренбуржья.
1

Тексты песен
Обряд
Подгот. опис. какого-либо обряда



6
Вн. чт. Плясовые песни Оренбургского края.
1

Тексты песен
Песня
Записать плясовые песни



7
Р. р. Создание рукописного журнала «Песни и традиции моей семьи»
1
Развитие речи учащихся


Закончить творческую работу





Тема пугачевского восстания в русской литературе ( 20ч.)

8
А.П.Крюков «Рассказ моей бабушки».
1
Изучение произведения А.П.Крюкова, выявить авторское отношение к событиям рассказа

Рассказ
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.



9
Сюжет и образы в рассказе А.П.Крюкова «Рассказ моей бабушки».
1


Сюжет
Образ
Подготовить характеристику героев рассказа



2 четверть (7 часов)

10
Авторское отношение к изображаемым событиям в рассказе А.П.Крюкова.
1



Рассмотреть тему Пугачева в произведениях Пушкина, развитие умений сопоставлять произведения авторские и народные.


Подготовить отзыв на произведение (устно)



11
Тема Пугачева в произведениях А.С.Пушкина.
1


Тема
Повторить содержание повести «Капитанская дочка»



12
Р. р. Сопоставление сюжетных линий «Рассказа моей бабушки» и «Капитанской дочки»
1


Сравнение
Сост. сопост. характеристику героя



13-14
Работа над пугачевской темой в Оренбурге С.В.Иванова, его иллюстрации к «Капитанской дочке»: «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева»
2

Иллюстрации С.В.Иванова к «Капитанской дочке»: «Встреча в метель с Пугачевым», «Вожатый», «Суд Пугачева»

Написать сочинение «Каким я увидел Пугачева в повести А.С.Пушкина и на полотне С.В.Иванова»



15
В.И.Даль «Рассказ Верхолонцева о Пугачеве» - запись рассказа очевидца.

1


Очевидец
Подгот. рассказ о Пугачеве



16
Л.В.Исаков. Повесть в стихах «Пугачевщина». Изображение разных этапов Пугачевского восстания.
1
Рассмотреть изображение разных этапов Пугачевского восстания, выявление двойственного отношения автора к Пугачеву.
Формирование умений отмечать пушкинские традиции в произведениях.
Иллюстрации на «пугачевскую» тему Н.Н.Карамзина, М.У Петунина «Емельян Пугачев под Оренбургом».
Повесть
Выучить отрывок наизусть.




3 четверть (10 часов)

17
Л.В.Исаков. Повесть в стихах «Пугачевщина». Отношение автора к Пугачеву.
1
Рассмотреть изображение разных этапов Пугачевского восстания, выявление двойственного отношения автора к Пугачеву.
Формирование умений отмечать пушкинские традиции в произведениях.
Иллюстрации на «пугачевскую» тему Н.Н.Карамзина, М.У Петунина «Емельян Пугачев под Оренбургом».
Повесть
Письменное рассуждение «Что такое «пугачевщина»?



18
Описание Оренбургских мест Л.В.Исаковым и продолжение поэтом пушкинских традиций.
1


Описание
Традиция
Перечислить Пушкинские традиции, продолженные Л.В.Исаковым



19
Р. р. Сопоставление картины С.М.Карпова «Арест Пугачева» и эскизов на пугачевскую тему
1


Эскиз
Пейзаж
Нарисов. свою иллюстрацию и сот. по ней рассказ



20
Поездка В.Г.Перова и С.Н.Амосова в Оренбургскую губернию для работы над пугачевской темой. Этюды Перова.
1
Выработка умения и навыка анализа художественного произведения в сопоставлении с произведениями художников.

Увидеть движение мысли автора от замысла идеи к художественному осуществлению и сопоставлению прототипа с образом героя.
С.М.Карпова «Арест Пугачева»
Этюд
Ответь на вопрос «Что дала поездка в Оренбургскую губернию Перову и Амосову?»



21
С.А.Есенин «Пугачев». Драматическая поэма о психологии крестьянского бунта.
1


Драма
Поэма
Отрывок наизусть



22-23
Тема воли и особенность композиции поэмы С.А.Есенина «Пугачев».
Р. р. Хлопуша в изображении Есенина и В.А.Тельнова.
2

Акварели В.А.Тельнова «Встреча Хлопуши с Пугачевым», «Присоединение Салавата к повстанцам».
Композиция
Прототип
Озаглавить части поэмы.
Дать характеристику герою произведений.



24







В.Г.Короленко «Пугачевская легенда на Урале». Толкование писателем степной воли.
1

Иллюстрация С.В.Герасимова «Оренбургская степь»
Легенда
Выразительный художественный пересказ легенды.



25-26






В.И.Пистоленко «Сказание о сотнике Тимофее Пудорове».
Оренбургская природа и «пугачевские» места в повести.
2
Рассмотреть смысл выбранного оренбургским писателем сюжета, уметь находить описание природы как необходимого условия фор
Иллюстрация С.В.Герасимова «Метель под Оренбургом»
Сказание
Рассказать о Тимофее Пудорове.
Нарис. иллюстр. к произвед.



4 четверть (8 часов)

27
Литературная гостиная «Каким мы увидели Пугачева по произведениям писателей Оренбуржья»
1
Попытаться увидеть Пугачева глазами авторов.
Презентация о Пугачеве

Повторить сведения о В.И.Дале



Уральцы, оренбуржцы, их жизнь, быт, нравы в произведениях русских писателей (6ч.)

28
В.И.Даль «Уральский казак», «Обмиранье».
1
Узнать из произведений о жизни, быте и нравах уральцев и оренбуржцев
Портрет писателя

Выразительное чтение произведения на выбор.



29
О.П.Крюкова «Илецкий казак»
1



Выразительное чтение



30
Р. р. М.Л.Михайлов «Уральские очерки»
1

Очерк

Выделить главное в произведении



31
М.В.Авдеев «Поездка на кумыс»
1



Составить словарь непонятных слов



32-33
В.Г.Короленко «У казаков» (главы об илецких казаках).
А.И.Фатьянов «Ехал казак воевать».
2

Портрет писателя
Презентация
Прочитаь выразительно одну из глав о казаках.
Отрывок наизусть



34
Итоговое занятие. «Что мне дали уроки литературного краеведения»
1
Подвести итоги занятий по литературному краеведению.

Защита творческих работ учащихся по изученному материалу. Тест.














Раздел VI. Предполагаемые результаты обучения
Образовательные:
приобретение знаний по истории родного края;
приобретение знаний по литературе родного края;
Развивающие:
формирование навыков исследовательской деятельности;
формирование познавательного интереса к процессу обучения;
развитие исторического мышления;
овладение коммуникативной культурой;
формирование навыков общения, публичных выступлений, оформления творческих работ;
личностное развитие ребенка
Воспитательные:
формирование у учащихся высокой гражданской позиции, воспитание патриотизма, гордости за свой край;
воспитания интереса к истории страны через знакомство с историей родных мест и биографиями земляков;
воспитания уважения к традициям своего народа и чувство гордости за многовековую историю России;
воспитание нравственных качеств;
включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность




Раздел VII. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Оренбургский край в русской литературе» учащиеся должны

Знать и понимать:

Взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
Историю создания произведений;
Биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
Характеристику героев;
Характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отраженные в изученных произведениях;
Жанровые особенности произведений;
Тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.


Уметь:

Анализировать и оценивать произведения как художественное целое;
Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
Давать устный и письменный развернутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
Писать отзыв о самостоятельно прочитанной книге;
Составлять рассказ об авторе книги;
Подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
Выразительно читать произведение или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
Делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
Работать со справочной и критической литературой;


Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу, тестирование.
















Литература:

А.Г.Прокофьева, В.Ю.Прокофьева «Оренбургский край в русской литературе и фольклоре», I и II части, Оренбург, 2003 год
В.Савельзон «Оренбургская история в лицах», Оренбург, 2000 год
Прянишников Н.Е. «Писатели-классики в Оренбургском крае». Челябинск, 1977 год
Прокофьева А.Г. «Оренбургский край в произведениях русских писателей». (Учебное пособие по литературному краеведению в 3-х частях. ) Оренбург, 1991, 1993, 1995гг.
Оренбургская биографическая энциклопедия, Москва, Русская книга, 2000год
«Любовь и восток», Москва, «Московский писатель», 1994 год























15