Конспект фронтального занятия по логопедии на тему Дифференциация звуков З — С (2 класс)

Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков З – С»
Тема: Дифференциация звуков [З]-[С].
Цель: учить дифференцировать звуки З и С
Задачи:
Закреплять умение различать звуки [З]-[С] на слух, в слогах и словах;
Уточнять характеристику звуков [З] и [С];
Развивать умение соотносить звуки [З]-[С] с буквами С и З;
Обогащать словарный запас;
Развивать внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику;
Развивать умение планировать и контролировать свои действия.
Оборудование: компьютер; экран; профили звуков З и С; карточки: «Корректурная проба», «Корзинки», «Словосочетания», «Звуки З и С»; листок в клетку; цветные карандаши.
Ход занятия:
Оргмомент
Логопед здоровается с учащимися и предлагает отправиться в волшебный зимний лес. Выполнение артикуляционной гимнастики.
- Давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный лес. Закройте глазки и сосчитайте до 5. Скажите, с чего начинается логопедическое занятие? (с гимнастики для губ и язычка)
Работа со словами-паронимами
– Ребята, посмотрите на экран. Найдите среди букв два слова. Внимательно прочитайте слова: коса – коза – Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем  отличаются слова? (Слова отличаются только одной буквой, звуком [с]-[з], по смыслу). – А чем они схожи? (Остальными буквами, звуками). – Что будет, если вы букву З замените буквой С, и наоборот? (Изменится смысл слова).
Сообщение темы занятия
– Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать буквы и звуки [З]-[С].
Сравнение звуков по артикуляции
– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].  [С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов –  принимает положение, как при звуке (И). При этом струя воздуха направляется на передние зубы. [З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки).
Положи ладошку на горлышко. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
Игра «Услышь звук»
- Ребята, послушайте, кто пришел в лес? (волк).
- А вы знаете, что у волка очень хороший слух? Я хочу проверить как вы умеете слушать. Я буду говорить слоги, слова, а вы поднимите карточку с тем звуком, который есть в слоге или слове.
Далее игра переносится на слайды. Произнеси слоги: громко-тихо; задай вопрос; добрая и злая интонация.
Корректурная проба
Проводится работа по карточкам.
– Букву З зачеркните, букву С обведите в кружок.
Электронная гимнастика для глаз.
Игра с зайчиками «Собери слова в корзинки»
- Ребята, посмотрите, кто еще прискакал в наш лес? (зайчики)
- У этих зайчиков есть имена: из зовут Снежок и Звёздочка. С какого звука начинается имя Снежок? (С) А имя Звёздочка? (З) У каждого из них своя корзинка. Поместите слова со звуком С в корзинку «С», а слова со звуком З в корзинку «З».
9. Физминутка звуки З-С
Сколько раз я скажу звук З, столько раз вы подпрыгните
Сколько раз я скажу звук С, столько раз вы присядете. И т.д.
Игра «1 - много»
- Ребята я говорю один предмет, а вы много: сугроб-, сосулька-, снежок-, льдинка-, след-, снежинка-, снеговик-, мороз-, метель-.
11. Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать,
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Работа по карточке «Словосочетания»
- Ребята, вставьте пропущенные буквы в словосочетания.
13. Графический диктант «Заяц»
14. Итог занятия.
– Ребята, возвращаемся обратно в школу. Закрываем глазки и считаем до 5. Ну вот мы в школе. Вам понравилось занятие? Какое задание вам понравилось больше всего? Что было самым трудным?