Выступление на педагогическом совете Организация работы классного руководителя по здоровьесбережению

Выступление на педагогическом совете
«Организация работы классного руководителя по здоровьесбережению».

Одной из главных задач школы является обеспечение активной адаптации личности к жизни в современном обществе, формирование культуры здоровья и обучение навыкам здорового образа жизни, формирование ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья.
Поэтому, от компетентности педагогов, занимающихся воспитательным процессом, разработки ими собственных авторских технологий, их личностных качеств, профессиональных, организаторских, творческих способностей, в определенной степени зависит успешность воспитательного процесса всего педагогического коллектива, уровень воспитанности, личностный рост и уровень сформированности культуры здоровья каждого учащегося.

Основные направления деятельности классного руководителя по здоровьесбережению в школе следующие:

1. Социально – психологическое (диагностика, индивидуальные консультации для детей);
2. Оздоровительное (питание, вакцинация, физкультминутки)
3. Спортивное (спортивные секции, соревнования, праздники, Дни здоровья);
4. Туристическо-краеведческое
(турслеты, походы, экскурсии)
5.Профилактическое (беседы медицинских работников, Декады борьбы со СПИДом, наркоманией, конкурсы агитбригад, рисунков, плакатов);

Социально - психологическое направление.
В данном направлении проводится мониторинг физического и психического здоровья детей. Мониторинг физического здоровья проводится на основании данных из больницы о группе здоровья ребенка. Совместно со школьным фельдшером классные руководители заполняются листы здоровья учащихся, где указываются группы здоровья и рекомендации врача.
Мониторинг психического здоровья (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению, социометрия и т.д.) ведется в сотрудничестве с психологом и опирается на психологические исследования.
В соответствии с этим мониторингом учитель выстраивает индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребенка, продумывает формы и методы воспитательной работы. Анализ информации помогает правильно рассадить детей в классе, определить детей на занятия в дополнительном образовании с учетом их физического здоровья, направить их на массаж, коррекцию зрения и занятия ЛФК. На основе психологических исследований, а так же проводимой в классе социометрии дети, которые оказались в числе аутсайдеров, включаются в совместную внеклассную деятельность.
2. Оздоровительное направление.
Сюда включается работа классного руководителя по организации питания учащихся и вакцинации.
Охват горячим питанием в школе составляет 95% (сюда включаются и булочки с чаем). Классные руководители рассказывают о пользе горячего питания, проводят беседы о правильном употреблении пищи, контролируют поведение детей в столовой.
К этому направлению относится также проведение утренней гимнастики, динамических пауз, физкультминуток на уроках. Все это активно применяют в своей работе классные руководители.
3. Спортивное направление.
Это работа классного руководителя по вовлечению детей в спортивные секции, участие в соревнованиях, спортивных праздниках, проведение Дней здоровья. Так, занятость учащихся школы в спортивных секциях составляет %. Ребята активно участвуют в районных и областных соревнованиях: «Веселые старты», «Шиповка юных», эстафетный пробег, малые спартанские игры, «Зарница» и других мероприятиях. В школе ежегодно проходит День здоровья, семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
Многие классные руководители тесно взаимодействуют с ФОКом. Классом в выходные или в каникулы активно посещают ледовую арену, тренажерный зал. На базе Спарты часто проходят семейные спортивные праздники, Веселые старты.
4.Туристическо – краеведческое направление включает в себя проведение походов, турслетов, экскурсий.
В данном направлении также очень активно работают наши классные руководители. В школе нет ни одного класса, который бы не сходил в поход или на экскурсию. Замечательно проходят туристические слеты, которые способствуют сплочению коллектива, развитию ученического самоуправления.
5. Основным и самым главным направлением работы классного руководителя по здоровьесбережению является, конечно, профилактическое направление.
Это проведение классных часов, мероприятий, бесед по пропаганде ЗОЖ, по правилам дорожного движения и предупреждению травматизма.
Положительно зарекомендовала себя такая форма работы, как проведение мероприятия на параллель. Очень интересно прошли мероприятия «В гостях у доктора Пилюлькина» и «».
В школе стали традиционными Дни отказа от курения, декады борьбы со СПИДом, наркоманией, Европейские недели иммунизации.
К этому направлению относятся и конкурсы агитбригад, плакатов, буклетов.
Изучение проблем здоровья включены в курсы биологии, физики, химии, ОБЖ, обществознания.
Дети активно участвуют в районных конкурсах на тему здоровья. Так, ежегодно в районе и области проходит конкурс работ по антинаркотической профилактике. Наши дети всегда принимают активное участие и занимают призовые места. Так, в прошлом году Чуркина Вера и Рябых Наташа заняли 2 и 3 место.
Социальные педагоги тесно сотрудничают с «Академией Олвейс» (Московским филиалом). Каждый год мы проводим с юношами 10 классов и девушками 8 классов занятия по гигиене, на котором показываем видеоролик «Искусство бритья» и «История о великом женском секрете» и вручаем детям подарки, присланные Академией. В этом году мы заняли третье место в конкурсе, проводимом Академией Олвейс.
Школа активно сотрудничает с участковой больницей: дети регулярно проходят диспансеризацию, на базе стоматологического кабинета все дети проходят осмотр и лечение.
Педагоги активно формируют представление родителей о здоровом образе жизни на классных и общешкольных родительских собраниях.
Для отслеживания эффективности деятельности по формированию ЗОЖ был проведен мониторинг отношения родителей к инновационным процессам в школе. Родители положительно относятся к изменениям в учебно-воспитательном процессе.

Классные руководители используют различные формы работы с детьми, как традиционные, такие как лекция и чтение текстов, так и интерактивные. Предпочтение отдается различным формам групповой работы. Обсуждения в группах позволяют учащимся поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Обсуждение углубляет понимание материала и предоставляет им возможность практического использования полученных знаний. «Мозговой штурм» является распространенным способом обучения, который предполагает свободный обмен мнениями по определенной проблеме. Такой способ обучения повышает усвоение знаний до 50%.
Я предлагаю вам провести мозговой штурм. Назовите, пожалуйста, пословицы или поговорки, которые помогают сделать правильное решение. Например, «Семь раз отмерь, один отрежь». (Работа в группах).

Важным элементом является обучение практикой действий (70% усвоения). При выполнении ролевых игр или проигрывания ситуаций обучаемым предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Ролевые игры или обучение практикой действия рассчитаны на то, чтобы помочь обучаемому проанализировать свои чувства, мысли и действия в обстановке, близкой к реальности. Так, в четвертых классах в ходе классного часа «О вреде курения» мы проводим ролевую игру «Умей сказать «Нет!» (если тебе предлагают сигарету).

Наиболее эффективным признается выступление самих учащихся в роли обучающего. Обучаемый, который преподает материал другим, сам усваивает 90% преподаваемого материала. Обучение с помощью сверстников признано одним из наиболее эффективных способов влияния на поведение подростков и их отношение к окружающему миру. Этот метод часто используют классные руководители при проведении классных часов.

В работе по здоровьесбережению большинство педагогов используют аудио-визуальные средства и наглядные пособия.

Считаем, что работа в данном направлении ведется активно, но к сожалению, анализ диагностики «Уровень отношения к здоровью» показывает, что 9,5% учащихся имеют высокий уровень ценностного отношения к здоровью, 58% - уровень осознанного отношения к здоровью, 31% - уровень недостаточно осознанного отношения к своему здоровью и у 3% учащихся отсутствует сознательное отношение к своему здоровью как ценности.
Поэтому одной из главных задач воспитательной системы школы, следовательно, и классных руководителей, является формирование у школьников ценностного отношения к своему здоровью. Значит, работу по здоровьесбережению необходимо активизировать, чаще применять интерактивные формы обучения, основанные на режиме диалога и сотрудничества обучающегося и обучаемого.
Никто не в состоянии указать кому-либо, какие знания приобретать или что вынести из работы на занятиях. Определить ценность приобретенного опыта должен сам обучаемый. Задача педагога в ходе обучения уметь создавать на уроке благоприятную атмосферу, которая бы способствовала усвоению материала учениками и помогала им правильно выбрать жизненную стратегию поведения.
А сейчас я предлагаю вам игру «Устами младенца» (4 вопроса).





Заголовок 115