Технология организации и проведения уроков физической культуры по разделу школьной программы «Лыжная подготовка»


Доклад
Технология организации и проведения уроков физической культуры по разделу школьной программы «Лыжная подготовка»

Введение
Ребенок всегда должен быть в движении. Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение-предупреждение разного вида болезней, особенно связанные с сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Движение-это и эффективное лечебное средство.
Лыжи - лучший способ укрепления здоровья зимой. Благодаря своей доступности он охватывает спортсменов-любителей всех возрастов и уровней подготовки. Систематические занятия лыжами помогают укрепить здоровье, воспитывают волю и характер.
В зимний период времени большая часть уроков физкультуры посвящена лыжной подготовке. Эти уроки стоят особняком в школьной программе, так как проводятся на свежем воздухе. Как организовать такие занятия? В чем заключаются особенности программы и методики ее преподавания? Именно об этом и пойдет речь в данной работе.
1. Организация занятий по лыжной подготовке
Организация любого процесса весьма важна и ответственна, а особенна в учебно-образовательном, тренировочном, тренировочно- восстановительном и других немаловажных процессах.
В основу организации любого процесса, а в данный момент мы рассматриваем лыжную подготовку, ложатся методы и средства этой самой подготовки.
Прежде чем приступать к процессу подготовки, организующий должен подготовить место, где будет проводиться ознакомление, а в дальнейшем и обучение технике передвижения на лыжах. Специально подготовленную местность для передвижения по ней на лыжах принято называть лыжной трассой, предшествует большая работа по подготовке соревновательных трасс, да и не только для соревновательных трасс требуется большая работа. Большая работа проделывается и для начинающих, так как следует проложить лыжню на определенное расстояние, будь то это 200 или 1000метров. Организатором может выступать и учитель по физической культуре. Поэтому организатор должен заранее подготовить трассу. Чаще всего это проходит у детских общеобразовательных школ на стадионе, если таковые имеются, в дальнейшем, после освоения способов передвижения переходят на более длинные дистанции, например, в лесных массивах, в парках с различным рельефом, под чутким руководством преподавателя или тренера.
Лыжные трассы, как правило, прокладывают на местности с пересеченным рельефом, основными компонентами которого являются, подъемы, спуски, равнинные участки. На трассе с различным рельефом соревновательная скорость изменяется от 2-3 м/с на подъемах, до 14-16 м/с и более при спусках. Отмеренное расстояние на трассе называется дистанция.
Снежное полотно с одной или несколькими проложенными лыжнями - это трасса для классического способа передвижения на лыжах. Ширина такой трассы при проведении соревнований должна быть не менее 3м. Хорошо же укатанное и достаточно жесткое снежное полотно шириной не менее 4м и с лыжней сбоку - это трасса для свободного стиля (коньковый ход).
Подготовка же профессиональных лыжных трасс, безусловно, кардинально отличается от подготовки учебных трасс, хотя имеются похожие правила.
Постоянная подготовка соревновательных, тренировочных и просто прогулочных трасс это длительный многолетний процесс с большим объемом работы.
Для проведения учебно-воспитательного процесса, как уже упоминалось, вполне подойдет школьный мини-стадион. Идеально будет, если на стадион будет невысокий спуск, который будет как раз, кстати, что бы после освоения азов и некоторой репетиции закрепленного материала можно было перейти на более длинные и сложные трассы и спуски.
Когда с трассой разобрались, следует упомянуть об экипировке, т.е. о том, в чем предстоит быть одетым на уроках по физической культуре, проходящих на улице с использованием лыж. Очень удобен будет лыжный костюм. Следующий момент это инвентарь, иначе говоря - лыжи, палки и лыжные ботинки. Важно уметь подобрать под собственный рост. В образовательном процессе, где происходит обучение катания на лыжах различными стилями и способами, где лыжи должны иметь длину превышающую рост обучающегося на 20 см. Если предпочтение отдано классическому стилю, то лыжи должны превышать рост на 25 см, ну а если предпочтение склоняется в сторону свободного стиля (конькового), то на 19см. Палки следует выбирать исходя из рекомендаций. Рекомендуемая высота для лыжных палок - до подмышечной впадины. Так же важно уметь подготовить лыжи, опираясь на погодные условия. Немаловажная деталь при выборе лыж специальные мази для различных погодных условий. Следует обратить внимание на скользящую поверхность новых пластиковых лыж и визуально определить, была ли машинная фабричная шлифовка. Если нет, то следует счистить ворсинки металлической циклей. Лыжи циклюют от носка до пятки, пока скользящая поверхность не станет гладкой.
После ознакомления учащихся с предстоящими задачами, вооружив их знаниями по выбору экипировки и инвентаря и проверив заранее подготовленную трассу, можно переходить к способам передвижения на лыжах на уроке физической культуры.
2. Основы проведения занятий по лыжной подготовке
Для того чтобы начать проводить занятие по лыжной подготовке, важно наметить план предстоящего занятия, независимо урочное оно, или внеурочное. Для этого следует подготовить план - конспект, где будет расписано то, что предстоит, освоит или закрепить, а может и усовершенствовать. Также не важно, какое оно, учебное или тренировочное. В любом случае без плана не обойтись.
Следующим этапом в организации проведения занятия следует рассмотреть этапы обучения. Вначале первого этапа происходит образование навыка, т.е. у начинающих происходит первое ознакомление, иначе выражаясь, овладение лыжами и палками как инвентарем, освоение с необычной снежной средой, формируется общее представление об изучаемом предмете. Вначале каждого занятия обычно происходит ознакомление с предстоящими действиями. Важно разрядить обстановку в связи с тем, что для некоторых предстоящие действия могут являться трудно овладеваемыми, это может сказаться на изучении движений. Для данного этапа характерны несогласованность и напряженность движений, а также чрезмерная скованность. Поэтому важно создать благоприятные условия для обучения. Важным является и хорошо подготовленная трасса, на хорошей трассе меньше отвлекаются на окружающую обстановку и все внимание обращено на даваемые задания. На начальном, образовательном этапе наряду с выработкой « чувства лыж и снега » происходит освоение основного механизма в структуре изучаемого способа передвижения на лыжах. Для успешного решения главных двигательных задач большое значение имеет качественный показ, грамотное объяснение и обязательное исправление грубых ошибок, искажающих основную структуру движения. На начальных этапах оговаривают и моменты безопасности на занятиях. На следующем этапе, втором, где происходит закрепление навыка. Тут происходит уточнение элементов, связок, общей координации работы рук, ног, туловища в изучаемом способе передвижения. Это этап продолжительнее первого. Для оттачивания техники постепенно усложняют условия проведения занятий. Оптимальным количеством нового материала принято считать не более двух способов передвижения из разных групп. Причем, приступая к изучению нового движения, следует убедиться, что предыдущий материал был прочно и правильно закреплен. На третьем этапе происходит совершенствование навыка. Это самый продолжительный этап из всех трех. Совершенствование целостного двигательного навыка происходит в абсолютно разных природных условиях. Окончанием этого этапа является завершение спортивно-физкультурно-оздоровительной двигательной деятельности на лыжах. Эти три этапа составляют одно целое и исключают иную последовательность. Это нужно и важно учитывать при построении занятия. Ведь второго и третьего не может быть без первого.
На уроке, даже если оно проходит на улице следует провести построение и подсчитать присутствующих.
Далее излагается дальнейшие задачи и действия. Начинать следует с легкой разминки, чтобы подготовить организм к предстоящей физической работе. В комплекс гимнастики целесообразно включить упражнение для мышц ног и немного для верхнего плечевого пояса. Нелишним будут прыжки на месте и с ноги на ногу, а так же прыжковые выпады, так как эти движения имитируют ходьбу на лыжах. После разминки, учитель рассказывает и показывает какое лидо двигательное действие, которое следует освоить на данном уроке. После полученных указаний ученики приступают к освоению. В ходе урока учитель корректирует и помогает при необходимости. Следит за правильностью выполнения и дисциплиной. По окончании урока учитель так же, как и перед началом, проводит построение, чтобы убедиться, что все ученики на месте.
Как в действительности проходят уроки и с какими проблемами я столкнулся?
Во время занятий у детей повышается простудные заболевая, в связи с чем возрастает количество освобожденных.
Слабое обеспечение лыжным инвентарем. Нехватка лыжных ботинок, кроме этого палки и лыжи не соответствуют росту учащегося.
Каким способом происходит подготовка лыжной трассы при отсутствии бурана в школе? В связи с ветрами, на первых уроках приходиться «топтать» трассу, тогда о какой технике и сколько метров дистанции может пройти учащийся во время урока.
Плотность урока.
Пути решения
Выступление на родительских собраниях о пользе уроках на свежем воздухе.
При возможности учащиеся занимаются на личном инвентаре.
Привлекать тренеров из ДЮСШ, помощь родителей.
При занятии в начальных классах научить быстро зашнуровывать ботинки, выбирать правильно лыжи, застегивать крепление. При личном опыте в течение 3-х мин. учащиеся 2-х классов готовые приступить к уроку. Для этого была проведена беседа с родителя, кроме этого классные руководители провели несколько уроков как быстро и правильно завязывать шнурки.
Заключение
При выборе физических упражнений надо учитывать особенности сердечно-сосудистой системы ребенка, помнить, что хорошая ее работа может быть обеспечена при условии частых перерывов, отдыха или работы более динамичной, связанной с попеременными напряжением и расслаблением мышц, что не утомительно для ребенка и создает благоприятные условия для перенесения его сердечно-сосудистой системой значительной физической нагрузки в течение довольно длительного времени.При известной степени овладения навыками ходьбы на лыжах устанавливается правильный режим мышечной работы и дыхания. В деятельность вовлекаются крупные мышечные группы, работа их производится с большими амплитудами. Это создает экономный режим работы сердца и оказывает благоприятное влияние на постепенное совершенствование сердечно-сосудистой деятельности детей. В исследованиях, проведенных Е.Г. Леви-Гориневской, было отмечено улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания у детей дошкольного возраста, в течение четырех зимних месяцев, регулярно катавшихся на лыжах.
Систематические занятия на свежем воздухе, а зимой он, благодаря снежному покрову, значительно чище, и дети дышат холодным, чистым и достаточно увлажненным воздухом, что оказывает благотворное влияние на развитие дыхательной системы. Так в процессе ходьбы на лыжах у детей хорошо развивается дыхательная мускулатура, дыхание согласуется с движениями, что очень ценно, так как хорошая работа дыхательного аппарата обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.
Физические упражнения развивают и укрепляют детский организм. Также сказывается работа на лыжах на становление и формирования ценных личностных качеств, таких, как воля, целеустремленность, терпимость, чувство плеча, коллективизм и др.
Список литературы
1. Т.И. Раменская, А.Г. Баталов учебник «Лыжный спорт»- М., изд. «Наука», «Флинта» 2004 г.
2. И.М. Бутин «Лыжный спорт» Учебное пособие для студентов высшего педагогического учебного заведения. - М. Издательский центр «Академия» 2000 г.
3. А.В. Перов, А.В. Корчевский «Лыжная подготовка» Учебное пособие. Минск 2006 г.
4. В.Л. Кузнецов, О.Ю. Антонова «Лыжная подготовка. Методика преподавания» Учебное пособие для студентов среднего педагогического учебного заведения. Издательство «Физкультура и спорт» М.- 1985 г.