Урок литературного чтения 3 класс по теме Авторские сказки. Г. Х. Анднрсен Стойкий оловянный солдатик


Тема: Авторские сказки. Г. - Х. Андерсен
«Стойкий оловянный солдатик»
Задачи:
1. познакомить детей с биографическими фрагментами из жизни писателя;
2. ознакомить с содержанием сказки «Стойкий оловянный  солдатик», ее особенностью;
3. развивать читательскую память, внимание, правильную речь, мышление, умение анализировать, обобщать, сравнивать;
4. совершенствовать навыки грамотного  осознанного выразительного чтения, умение ориентироваться в тексте;
5. развивать интерес к сказкам зарубежных писателей;
6. пополнять словарный  запас учащихся;
7. направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.
Планируемые результаты обучения:
Предметные : сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, читать текст передавая основное настроение произведения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарём учебника;
контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять интерес к общению и работе в паре; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев; формировать умение выражать свои мысли и чувства в выразительном чтении.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» 3 класс I часть. В. Лазарева
Компьютер, экран, мультимедиа аппаратура.
Презентация.
Карточки для работы в парах.
Карточки с индивидуальным домашним заданием разного уровня.
Ход урока
1. Организационный момент. Молитва.
- Сейчас у нас урок литературного чтения. Постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы.
2. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке мы начинаем новую главу нашего учебника «Авторские сказки».
- О чем говорит вам название этой главы?
- С какими сказками мы уже познакомились на страницах учебника? (народными сказками)
- В прошлом учебном году мы с вами уже говорили об авторских и народных сказках. ( А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», М. Горький«Воробьишко», Б. Заходер «Серая Звёздочка», Н. А. Юсупов «Серый волк и серенькие козлики»)- Давайте проанализируем, в чём отличие авторских сказок и народных. У вас на столах лежат таблицы. Заполните их, работая в паре.
Народные сказки Авторские сказки
1. Автор народ Поэт, писатель
2. Форма создания устная письменная
3. Вариантность Многовариантная: сказитель может вносить свои изменения Одновариантная: внесение изменений не допускается.
4.Время создания Не определено Известно.
5. Жанр Ограничивается определённым жанром
о животных;
волшебная;
бытовая. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной и сказки о животных.
Проверка.
- Прочитайте название сказки, с которой мы сегодня познакомимся. Кто её автор?
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Ответы учеников.
1. Познакомиться с жизнью и творчеством Г.-Х. Андерсена;
2. Расширить знания об авторских сказках;
3. Прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик».
- Сказки Андерсена знают и любят многие. Давайте узнаем о писателе подробнее, а помогут нам Семён и Настя.
- Ганс Христиан Андерсен(1805-1875) родился в Дании, в городе Оденсе. Отец его был башмачник, мать- прачка. Они были так бедны, что жили в одной комнате. Но для Ганса это не имело значения, он был мечтателен и находил чудеса повсюду. «Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день эти старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал их по-своему, украшал их, как бы раскрашивая своими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их… (К.Г.Паустовский «Сказочник» )
- Ганс не играл с другими мальчиками, они смеялись над ним ( он был некрасив, долговяз), часами сидел в маленьком дворике, у дома и сочинял истории. В семь лет он побывал в настоящем театре и с этого времени мечтал стать артистом или певцом.
В 14 лет Ганс Андерсен уехал из дома в столицу Дании город Копенгаген и . ( Позднее он напишет сказку о гадком утёнке, но самом деле о самом себе ! )
- Тогда он решил записывать свои истории, ведь они были такими интересными, полными чудес и волшебства. Теперь над ним смеялись как над сумасшедшим: взрослый мужчина пишет сказки ! Но именно сказки и прославили его. При его жизни ему поставили памятник в королевском саду г. Копенгагена, а в море – памятник его Русалочке. Граждане его родного города избрали Андерсена почётным гражданином , в его честь был грандиозный фейерверк, на улицах вывешены флаги и гирлянды, школьники были освобождены от занятий и вместе со взрослыми веселились на балу, который был дан в честь великого сказочника.
- Сюжеты для своих сказок Андерсен брал из жизни, бережно сохранял в них фольклорные, народные представления о доброте как главном человеческом качестве, о всепобеждающей силе любви, о трудолюбии, о справедливости, которые в конце концов всегда торжествуют. Но обстоятельства его жизни, личная судьба, которая мало давала ему счастья, накладывали отпечаток на его произведения, и некоторые его сказки заканчивались печально. Но авторская сказка имеет право на это.
- А знаете ли вы, сколько сказок написал г.-Х. Андерсен? (170)
- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Андерсена?
3. ВикторинаСлайд71.О ком говорится в этих строчках:
«Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля.» (О русалочке. «Русалочка») Слайд 8
2. «Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла зелёным листочком – других игрушек у неё не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих братьев.» (Об Элизе. «Дикие лебеди») Слайд 9
3. Как зовут главных героев из сказки « Снежная королева»? («Кай и Герда»).
Слайд 10
4. Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом в сказке «Огниво»? (Собаки.)
Слайд 11
5. Какая сказка начинается словами:
« Много лет тому назад жил-был на свете король: он так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги.» («Новое платье короля»)
Слайд 12
6. В какой сказке героиня не могла уснуть на двадцати пуховиках, так как под ними лежала горошина? («Принцесса на горошине»)
Слайд 13
7. «В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щёлкнуло, и он раскрылся. Это был, в самом деле, большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка». О какой героине, здесь говорится и из какой сказки? («Дюймовочка»)
Слайд 14
8. Из какой сказки эти слова: «В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело.» («Гадкий утёнок»)
Физ. минутка
- Продолжим викторину по сказкам Андерсена. Если я назову героя или предмет из сказки Андерсена делаем хлопок над головой, другого автора – приседаем.
Золушка (Шарль Перро), Дюймовочка, Царевна Лягушка, горошина, Снежная королева, аленький цветочек (Аксаков), Иван царевич, Герда, курочка Ряба, маленькая разбойница, конёк-горбунок (Ершов), подводное царство, огниво, перо жар-птицы.- Большинство сказок Андерсена написано об обычных вещах, которые нас окружают в повседневной жизни. У писателя была удивительная способность замечать всё, что попадалось ему на каждой тропинке и на каждом шагу, радоваться всему интересному и хорошему.
Особенностью всех сказок автора является соединение реального и чудесного. Это и сближает сказку с жизнью. Когда вы начнёте читать сказку «Стойкий оловянный солдатик», вы заметите это с самых первых строчек. Давайте посмотрим, что в сказке фантастическое, а что похожее на жизнь?
4. Словарная работа.
Мундир – Военная форменная одежда
Олово – мягкий металл
Батист – тонкая слегка блестящая ткань
Табакерка – коробочка для табака
Бука – фантастическое страшное существо.
5. Чтение сказки.
Читают подготовленные ученики первую часть сказки.
6. Беседа по тексту.
- Чего вы заметили в сказке фантастического, а что похоже на жизнь?
- Перечислите фантастические картины и элементы в сказке :образ оловянного солдатика;
ночные игры и развлечения игрушек;
злой бука;
Самостоятельное чтение сказки.
7. Итог урока
- Вам понравилось начало сказки? Хотите её дочитать? Мы продолжим изучение сказки на следующем уроке.
Д./з. Дочитать сказку до конца и выполнить задание которое записано у вас на карточках.