Урок по литературе и музыке для 5 класса «Выражение возвышенности и благородства чувств героя через литературное слово и музыку по мотивам сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»»


Интегрированный урок литературы и музыки
Класс: 5 «В» (класс с государственным языком обучения)
Тема: Выражение возвышенности и благородства чувств героя через литературное слово и музыку по мотивам сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Цель: Познакомить учащихся со сказкой Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» с помощью интеграции искусств, литературы и музыки, через выражение возвышенности и благородства чувств героев.
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с творчеством Андерсена, с биографическими фрагментами из жизни писателя; побудить учащихся к активной мыслительной и практической деятельности путём определения настроения музыки и образа неизвестного литературного героя на основе восприятия фрагментов музыки П.И. Чайковского и умения имитировать наиболее характерные диалоги героев сказки Андерсена с помощью слов, движений и музыки.
Развивающая: Привить интерес к чтению, развить навыки грамотного чтения, анализа литературного текста, творческих способностей учащихся, обогатить словарный запас учащихся; способствовать развитию вокально-хоровых навыков в процессе пения под фонограмму (караоке).
Воспитывающая: Воспитать умения ценить и беречь чувство любви и дружбы, упорство в достижении целей, стремление не отступать перед трудностями и испытаниями. Воспитать интерес к сказке и классической музыке с помощью слова и музыки через выражение возвышенности и благородства чувств героев.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: нетрадиционная - Интегрированный урок литературы и музыки, групповая.
Технология: ИКТ игры - «Определи слово», «Убери лишнее»; АМО – «Поздороваемся глазами», «Солнечные зайчики-ожидания», «Оживи сказку», Итоговый круг «Подари сердечко».
Наглядность: Литература: словарные слова, слайды – флипчарты № 1, 4-12; макет сердца, тесты, солнечные зайчики - 2 шт.
Музыка: фрагменты музыки П.И.Чайковского - «Дети встречают гостей» из балета «Щелкунчик», «Сладкая грёза» из «Детского альбома» и «Капель» из цикла «Времена года», фрагмент «Танец балерины» из мультфильма «Стойкий оловянный солдатик» композитора Яна Френкеля, текст и видео (караоке) песни «Оловянный солдатик», маски героев сказки – оловянный солдатик, танцовщица, тролль, мальчик в комнате, мальчик на улице, крыса, женщина; флипчарты № 2, 3.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель музыки: Ребята, встали, посмотрели друг на друга и поздоровались глазами. (Метод «Поздоровались глазами») (Флипчарт № 1. На фоне осени улыбающееся солнце)
Учитель литературы:
- Осеннее солнце светит в окно,
Вашим успехам радо оно.
С солнышком вместе урок мы начнем.
Учитель музыки: Солнышко нам радо и посылает нам своих солнечных зайчиков. Напишите на них, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. И пусть это будет нашей тайной до конца урока.
(Флипчарт № 2. Под солнечными зайчиками спрятаны слова: радость, счастье, вера, надежда, восхищение)
Учитель литературы:
Тетради откроем и ручки возьмем.
Запишите число и классная работа.
- Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы будем читать, писать, думать на интересную тему, которая пока в тайне.
2. Актуализация (Учитель музыки): И поговорим о музыке, которая поможет нам раскрыть чувства литературного героя.
- Любите, когда к вам приходят гости? С каким настроением мы встречаем гостей? - Что вы испытываете, когда к вам приходят гости? (Радость, гордость, счастье)
- Послушайте внимательно фрагмент «Дети встречают гостей» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского и определите настроение музыки (учащиеся устно подбирают слова). Опишите характер музыки. (Радостная. Весёлая. Энергичная, танцевальная)
Игра «Определи слово» - Под солнечными зайчиками спрятались слова-настроения, которые нам подарила эта музыка. Меруерт, подойди к доске и покажи, что подарила нам музыка? - Совпадают ли они с вашим настроением, с которым вы определились недавно? (Учащиеся на ИКД убирают солнышки в корзину, оставляя нужное слово)
- Гостей пришло много. Они все разные. Попробуем теперь нарисовать образ одного из гостей, прослушав музыкальный фрагмент «Сладкая грёза» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. А поможет нам в этом игра.
Игра «Убери лишнее». Послушайте музыку и оставьте на доске только те слова, которые соответствуют неизвестному образу гостя (учащиеся оставляют на доске слова – весёлый, интересный, любящий, добрый). Мейрамгуль, выйди к доске и убери лишние. Какие слова остались?
(Флипчарт № 3. Добрый, злой, страшный, веселый, интересный, жестокий, любящий)
3. Подготовка к изучению нового материла с проверкой пройденного материала (учитель литературы).
- Очень хорошо. Вы умеете слушать музыку. Кто же у нас в гостях на уроке литературы? Совпадет ли образ нашего писателя с образом одного из гостей? Попробуем ответить на этот вопрос в конце урока. Также проследим, какие чувства испытывает наш герой и к какой группе их отнесем?
4. Проверка пройденного материала.
- Отгадайте ребусы, определите жанр произведения. Что это? (Сказки)
(Гадкий утенок, Снежная королева, Русалка, Новое платье короля, Дикие лебеди, Принцесса на горошине, Оловянный солдатик). (Флипчарт № 4, 5, 6. Ребусы по сказкам Андерсена)
5. Краткая беседа о сказке с работой на ИКД – укажите стрелками.
название сказки и вид сказки
Иван – царевич и Серый волкБытовая
Лиса и козелВолшебная
Алдар Косе и хвастливый байСказка о животных
(Флипчарт № 7. Название и вид сказки)
- Кластер «Темная лошадка» после краткого знакомства с биографическими фрагментами из жизни писателя (поцепочное чтение).
Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Родился будущий сказочник в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал их по-своему, приукрашивал их, и в новом виде рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Когда он подрос, чем только он ни занимался — и башмаки чинил, и певцом был, и в школу танцев ходил.
В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но привлёк не актерский талант, а писательский дар.
Всего Андерсен написал 170 сказок. Ему поставили несколько памятников.
Флипчарт № 8. (поставить шторку)
В группе. Слова для справок на маркеровой доске.
Запись в тетради.
- Словарная работа:
Олово. Лексическое значение. Образовать прилагательное. Орфография- янн. Словосочетание.
6. Изучение нового материала. Сказка «Стойкий оловянный солдатик»
Работа с текстом.
1. Чтение зачина и концовки учителем.
Все двадцать пять лежали рядком в картонной коробке. В ней было темно и тесно. Но оловянные солдатики – терпеливый народ, они лежали не шевелясь и ждали дня, когда коробку откроют.
И вот однажды коробка открылась.
– Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! – закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.
Ему подарили оловянных солдатиков в день его рождения.
Мальчик сейчас же принялся расставлять их на столе. Двадцать четыре были совершенно одинаковые – одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твердо, как другие на двух.
Вот с этим-то одноногим солдатиком и произошла замечательная история, которую я вам сейчас расскажу.
Вопросы:
- сколько солдатиков было в картонной коробке?
- из чего они были вылиты?
- каким был 25 солдатик?
- мое ключевое слово – одноногий, твердый. (Запись ключевых слов на доске)
2. Флипчарт № 9. Звучит музыка П.И.Чайковского «Капель» из цикла «Времена года».
Работа в группе. Чтение и ответы на вопросы, выделите основное качество героя – подбор ключевого слова.
Отрывок № 1
И тут вдруг хлынул дождь, да какой! Настоящий ливень!
По улице расползлись широкие лужи, потекли быстрые ручьи. А когда наконец дождь кончился, к тому месту, где между булыжниками торчал оловянный солдатик, прибежали двое уличных мальчишек.
– Смотри-ка, – сказал один из них. – Да никак это оловянный солдатик!.. Давай-ка отправим его в плавание!
И они сделали из старой газеты лодочку, посадили в нее оловянного солдатика и спустили в канавку.
Лодочка поплыла, а мальчики бежали рядом, подпрыгивая и хлопая в ладоши.
Вода в канаве так и бурлила. Еще бы ей не бурлить после такого ливня! Лодочка то ныряла, то взлетала на гребень волны, то ее кружило на месте, то несло вперед.
Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал – от каски до сапога, – но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова кверху, грудь колесом.
- Какая была погода? Какие определения помогают нам представить эту погоду?
- Что случилось с лодкой? Опишите с помощью глаголов?
- Как держался наш герой?
Ваше ключевое слово: стойкий.
Отрывок № 2
«Я спасен!» – подумал солдатик.
Но тут послышался такой гул и грохот, что любой храбрец не выдержал бы и задрожал от страха. Подумать только: за мостом вода с шумом падала вниз – прямо в широкий бурный канал!
Оловянному солдатику, который плыл в маленьком бумажном кораблике, грозила такая же опасность, как нам, если бы нас в настоящей лодке несло к настоящему большому водопаду.
Но остановиться было уже невозможно. Лодку с оловянным солдатиком вынесло в большой канал. Волны подбрасывали и швыряли ее то вверх, то вниз, но солдатик по-прежнему держался молодцом и даже глазом не моргнул.
- прочитайте отрывок о солдатике.
- ваше ключевое слово: бесстрашный, упорный, верный.
3. Вывод после чтения учителем концовки сказки. (Флипчарт № 10)
Совместно мы составили образ нашего героя. Как вы думаете, какое у него сердце? Какие чувства бьются в этом сердце? (Упорство, стойкость, любовь, верность, нежность, твердость). Мы можем сказать, что они благородные, возвышенные? Таким образом, Андерсен с помощью слова выражает благородство и возвышенность чувств героя. Несмотря на грустный конец сказки, мы верим в любовь, в добро, в тепло наших сердец. А кто нам помог познакомиться с прекрасным героем? Наш гость Андерсен.
7.Проверка понимания изученного материала.
Вернемся к неизвестному гостю, который вы составили по музыкальному отрывку. Можно сказать, что это Андерсен? (Флипчарт № 11. Кластер «Какой он? Рисунок оловянного солдатика»)
8. тестовая работа (5 вопросов)
1. Родина Андерсена:
А. Испания В. Америка С. Дания Д. Россия
2. Папа Андерсена был:
А. сапожником В.актером С. футболистом Д. писателем3. Мама Андерсена –
А. певица В. прачка С. санитарка Д. актриса
4. Андерсен –
А. актер В. певец С. художник Д. сказочник
5. Укажите лишнее:
А. «Гадкий утенок» В. «Иван – царевич и Серый волк»
С. «Оловянный солдатик» Д. «Снежная королева».
Ключ. 1с, 2 а, 3в, 4 д 5 в
Оценка «5» - 0 шибок
«4» - 1 ошибка
«3 »- 2 ошибки
«2» - более
В мире много сказокПусть герои сказокГрустных и смешных. Дарят нам тепло.И прожить на светеПусть добро навеки Нам нельзя без них.Побеждает зло.
9. Домашнее задание: прочитать весь текст, подготовить ответы на вопросы.
-7181851758950010. Обобщение и итог урока (учитель музыки). Рисунок 1. Метод АМО «Оживи сказку»
Игра «Оживи сказку». Что нужно сделать, чтобы оживить нашу сказку? (Проиграть её с помощью слов, движений и музыки). Давайте назовём героев сказки…Возьмите слова героев сказки, оденьте маски. Итак, все готовы? Сказка оживает…(Дети эмоционально проигрывают диалоги с помощью слов, движений и музыки, танцовщица и солдатик танцуют вальс)
1.Мальчик: Изобрази, как воскликнул мальчик, которому мама купила большую коробку с оловянными солдатиками и он заметил, что один солдатик сломанный.
«Ой, да у тебя только одна нога!»
2.Танцовщица: Изобрази танцовщицу, стоящую в дверях замка. Девушка стояла на одной ноге, вытянув перед собой руки.
3.Солдатик (после танцовщицы): Изобрази, что подумал солдатик, увидев впервые танцовщицу. "Вот бы мне такую жену! Только она, видать, из знатных, живет во дворце, а у меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых двадцать пять солдат, не место ей там! Но познакомиться можно!" Пригласи её на вальс и станцуй с ней.
4.Тролль: Изобрази злобного, старого и жестокого чёрта-тролля из табакерки, который пригрозил солдатику: — Оловянный солдатик, не смотри куда не надо! — Ну погоди же, вот наступит утро!
5. Мальчик на улице: Изобрази одного их двух мальчиков, которые пускали бумажные кораблики и заметили солдатика. «Смотри-ка, одноногий солдат. Давай отправим его в кругосветное плаванье!» Положи его в лодочку, и отправь плыть по течению в луже.
6.Водяная крыса:
Изобрази большую водяную крысу, жившую под мостками в канаве, которая увидела солдатика плывущего в кораблике. — Паспорт есть? Предъяви паспорт!
— Держите его! Держите! Он не уплатил пошлины! Он беспаспортный!
7. Женщина: Изобрази как ахнула Женщина, купившая рыбу, которая разрезала её и нашла в ней солдатика. «Так это же наш пропавший солдатик!»
8. Мальчик в комнате: Тут в комнату вбежал мальчик. «Этот одноногий солдат опять здесь!» - рассержено крикнул он и швырнул его в огонь.
9.Солдатик: (после мальчика в комнате) Изобрази настоящего, любящего, искреннего солдатика, который обращается к танцовщице с просьбой, не прыгать в огонь.
Вот вернулся и я сюда,
Смерти на свете нет!
Если снова свела судьба,
Услышать хочу ответ.
Молодцы! Как вы себя чувствовали в роли героев сказки? Помогла ли вам музыка изучить литературное произведение? Совпало ли ваше настроение с чувствами героев сказки? Поаплодируем друг другу. Всё здорово получилось.
Учитель литературы: (Флипчарт № 12)
12. Итоговый круг. «Подари сердечко». А теперь я предлагаю вам встать в полукруг, взять в руки маленькое сердечко (Звучит начало песни, дети видят сердце солдатика) и подарить своё возвышенное и благородное чувство своему другу.
-718185190500Рисунок 2. Итоговый круг «Подари сердечко»
Какие благородные чувства ты хочешь подарить другу?»
«Я хочу подарить… (тепло, любовь, радость, счастье, нежность)
Теперь вернёмся к нашим «зайчикам ожиданий». Сядьте за парты. Посмотрите, оправдались ли ваши ожидания? Откроем «зайчики» и читаем. Что помогло нам сделать урок интересным и познавательным? (Сказка Андерсена и музыка П.И.Чайковского).
13. Учитель музыки: Урок закончим красивой песней «Оловянный солдатик» с помощью видео-караоке, слова которой вы должны выучить наизусть.
Рисунок 3. Исполнение песни «Оловянный солдатик»
Рисунок 4. Учащиеся на уроке.
Используемые источники:
Урок литературного слушания в 1 классе по теме: Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» http://pedagog21wek1.ucoz.ru/load/fajly/pedagogicheskaja_masterskaja/urok_literaturnogo_slushanija_v_1_klasse_po_teme_kh_k_andersen_stojkij_olovjannyj_soldatik/31-1-0-710Активные Методы Обучения http://www.sozvezdieoriona.ru/publ/aktivnye_metody_obuchenija/5-1-0-37