Разработка урока по биологии Общая характеристика класса земноводные (7 класс)

биология.
Класс 7
Дата
№ урока - 44


Тема занятия
Общая характеристика класса земноводные.


Ссылки, источники
Учебник биологии -7 класс; программа, интернет ресурсы

Общая цель
раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше.

Результаты обучения
- расширят знания о внешнем и внутреннем строении земноводных.

Ключевые идеи значимы для занятия

Классификация земноводных, строение земноводных, амфибии, среда жизни.

Этапы
время
Виды заданий и действия участников занятия
Процесс оценивания

1.Мотивацион-ное начало урока

2мин.
Приветствие учителя.
Психологический настрой.
«Давайте подарим друг другу улыбку и пожелание».
Похвала

Актуализация знаний уч-ся.
Вызов
3 мин.
Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я вам не скажу, вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком классе животных пойдет сегодня речь.
На фоне музыки.
а) И в лесу мы, и в болоте; Нас всегда везде найдете, На поляне, на опушке Мы зеленые . . . (лягушки)
б)
Покрупнее, чем лягушка, Пучеглазая подружка. И, конечно, все слова Заменяем словом «ква». (жаба)
Именно о них и пойдет сегодня речь на нашем уроке.
Похвала

3. Осмысление

2 мин.
Ребята,  сегодня на уроке мы попробуем дать ответы на следующие вопросы.
1. Сколько земноводных обитает на земле? Какие отряды включает в себя класс земноводных!
2. Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным?
3. Где обитают земноводные, и какие факторы ограничивают их распространение на земле?
4. Каково их внешнее строение?
И в конце урока мы с вами выполним лабораторную работу.
Чтобы ответить на все эти вопросы, организуем работу в парах. Каждая пара получает свое задание. В течении 8 минут вы находите ответ на заданную вам задачу. (Учитель раздает варианты заданий на парты учеников).
1 пара
Тема: «Общая характеристика класса Земноводные».
Прочитайте по учебнику «Биология». 7 класс стр.195, класс Земноводные, или Амфибии.
1. Выпишите общую характеристику класса земноводные.
Общая характеристика земноводных:
1.._________
2.____________
3._______________.
2. Заполните схему классификации амфибий.
Приведите примеры амфибий.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. На основе своих знаний и записей ответьте на вопросы:
По каким признакам животные этого класса получили название «Земноводные».
На основании каких признаков земноводных делят на классы.
3. Рассмотрите внешний вид лягушки. Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея?
Тело лягушки состоит из __________,__________________,_______________.

Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?
Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами?

(У У лягушки хорошо развиты парные конечности - передние и задние ноги. Каждая конечность состоит из трех главных отделов. В передней ноге различают: плечо, предплечье и кисть. У лягушки кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у неё недоразвит). В задней конечности эти отделы называются бедром, голенью и стопой. Стопа заканчивается пятью пальцами, которые у лягушки соединены плавательной перепонкой. Отделы конечностей подвижно сочленены между собой при помощи суставов. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, они играют главную роль при движении. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Передние ноги при этом предохраняют животное от удара о землю. Плавает лягушка подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимает к телу).

Передняя конечность___________________
Задняя конечность______________________.
В органе слуха новый отдел  среднее ухо. Наружное слуховое отверстие закрывает барабанная перепонка, соединённая со слуховой косточкой  стремечком. Органом осязания является кожа, содержащая осязательные нервные окончания. У водных представителей и головастиков имеются органы боковой линии.
2 группа.
Тема: «Строение земноводных».
Прочитайте по учебнику «Биология», 7 класс «Строение земноводных» стр..
Назовите кости скелета лягушки, обозначенные цифрами.
3. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника (стр. 195-197).
Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на _________ и в _________.
Дыхание -_______ (кислородом воздуха), ______ (кислородом, растворенным в воде)
Кровеносная система - ____________________.
Температура тела - __________________________.
Размножение: ________________
Среда обитания - суша, вода
На суше - во взрослом состоянии.
В воде - размножение, рост, развитие.
ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.





Взаимооценивание. За каждый правильный ответ – 1б.

4. Закрепление

15мин.
Лабораторная работа № 7.
Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.
Цель: изучить внешнее строение и скелет лягушки, выявить признаки приспособленности лягушек к наземному образу жизни.
Ход работы.
Рассмотрите лягушку. Какова окраска тела? Какая кожа у лягушки? На какие отделы делится тело лягушки (укажите на рисунке)?
Обратите внимание на пару выпуклых глаз, пару ноздрей, барабанную перепонку, подвижные веки. Укажите их на рисунке.
Обратите внимание на особенности передних и задних конечностей (из каких отделов состоят).
Из каких отделов состоит скелет лягушки.
Определите во внешнем строении лягушки признаки, связанные с наземным образом жизни, укажите их.
1. ____________
2.____________
3._____________
6. Зарисуйте внешнее строение лягушки и подпишите строение.
7. ВЫВОД.
Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».
1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)
2. Земноводные живут в морях. (Да)
3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)
4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)
5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)
6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)
7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)
8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)
9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)
10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
Лягушек спросили: «О чем вы поете? Ведь вы же, простите, сидите в болоте». Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!



5. Рефлексия

3 мин.
- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что вызвало у вас трудности?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Ресурсы и оснащения
ИАД, видеофильм, презентация


Последующие задания и чтение (д/з)
Выучить параграф 48. с.195-197.


Анализ урока.









1 группа.
1. Выпишите общую характеристику класса земноводные.
Общая характеристика земноводных:
1.______________
2.______________
3.______________
2. Заполните схему классификации амфибий.
Приведите примеры амфибий.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На основе своих знаний и записей ответьте на вопросы:
По каким признакам животные этого класса получили название «Земноводные».
На основании каких признаков земноводных делят на классы. 3. Рассмотрите внешний вид лягушки. Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея?
Тело лягушки состоит из __________,__________________,_______________.

Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?
Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами?

(У лягушки хорошо развиты парные конечности - передние и задние ноги. Каждая конечность состоит из трех главных отделов. В передней ноге различают: плечо, предплечье и кисть. У лягушки кисть заканчивается четырьмя пальцами (пятый палец у неё недоразвит). В задней конечности эти отделы называются бедром, голенью и стопой. Стопа заканчивается пятью пальцами, которые у лягушки соединены плавательной перепонкой. Отделы конечностей подвижно сочленены между собой при помощи суставов. Задние ноги значительно длиннее и сильнее передних, они играют главную роль при движении. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро распрямляя их, лягушка совершает прыжок. Передние ноги при этом предохраняют животное от удара о землю. Плавает лягушка подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимает к телу).

Передняя конечность___________________
Задняя конечность______________________.
В органе слуха новый отдел  среднее ухо. Наружное слуховое отверстие закрывает барабанная перепонка, соединённая со слуховой косточкой  стремечком. Органом осязания является кожа, содержащая осязательные нервные окончания. У водных представителей и головастиков имеются органы боковой линии.



2 группа.
Прочитайте по учебнику «Биология», 7 класс «Строение земноводных» стр..
Назовите кости скелета лягушки, обозначенные цифрами.









2. Приспособленность земноводных к жизни в воде и на суше
Приспособленность к жизни в воде
Приспособленность к жизни на суше

1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.

3. Составить опорный конспект, самостоятельно изучив текст учебника (стр. 195-197).
Амфибии - это животные, приспособленные к жизни и на _________ и в _________.
Дыхание -_______ (кислородом воздуха), ______ (кислородом, растворенным в воде)
Кровеносная система - ____________________.
Температура тела - __________________________.
Размножение: ________________
Среда обитания - суша, вода
На суше - во взрослом состоянии.
В воде - размножение, рост, развитие.












Лабораторная работа № 7.
Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.
Цель: изучить внешнее строение и скелет лягушки, выявить признаки приспособленности лягушек к наземному образу жизни.
Ход работы.
Рассмотрите лягушку. Какова окраска тела? Какая кожа у лягушки? На какие отделы делится тело лягушки (укажите на рисунке)?
Обратите внимание на пару выпуклых глаз, пару ноздрей, барабанную перепонку, подвижные веки. Укажите их на рисунке.
Обратите внимание на особенности передних и задних конечностей (из каких отделов состоят).
Из каких отделов состоит скелет лягушки.
Определите во внешнем строении лягушки признаки, связанные с наземным образом жизни, укажите их.
1. ____________
2.____________
3.____________
6. Зарисуйте внешнее строение лягушки и подпишите строение.
7. ВЫВОД.

Лабораторная работа № 7.
Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.
Цель: изучить внешнее строение и скелет лягушки, выявить признаки приспособленности лягушек к наземному образу жизни.
Ход работы.
Рассмотрите лягушку. Какова окраска тела? Какая кожа у лягушки? На какие отделы делится тело лягушки (укажите на рисунке)?
Обратите внимание на пару выпуклых глаз, пару ноздрей, барабанную перепонку, подвижные веки. Укажите их на рисунке.
Обратите внимание на особенности передних и задних конечностей (из каких отделов состоят).
Из каких отделов состоит скелет лягушки.
Определите во внешнем строении лягушки признаки, связанные с наземным образом жизни, укажите их.
1. ____________
2.____________
3._____________
6. Зарисуйте внешнее строение лягушки и подпишите строение.
7. ВЫВОД.

Лабораторная работа № 7.
Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.
Цель: изучить внешнее строение и скелет лягушки, выявить признаки приспособленности лягушек к наземному образу жизни.
Ход работы.
Рассмотрите лягушку. Какова окраска тела? Какая кожа у лягушки? На какие отделы делится тело лягушки (укажите на рисунке)?
Обратите внимание на пару выпуклых глаз, пару ноздрей, барабанную перепонку, подвижные веки. Укажите их на рисунке.
Обратите внимание на особенности передних и задних конечностей (из каких отделов состоят).
Из каких отделов состоит скелет лягушки.
Определите во внешнем строении лягушки признаки, связанные с наземным образом жизни, укажите их.
1. ____________
2.____________
3._____________
6. Зарисуйте внешнее строение лягушки и подпишите строение. 7. ВЫВОД.