Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа Хоровое пение (8 лет)


Администрация города Курска
Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
« Детская школа искусств № 2» города Курска.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства
«Хоровое пение».

Курск 2013
«Рассмотрено»«Утверждено»
Методическим советом Приказ № 47 - II
МБОУ ДОД «ДШИ №2» Протокол педагогического совета № 6
27.05.2013. от 07.06.2013.
Разработчики:
Преподаватель I квалификационной категории ДШИ№2
Алферова Виктория Геннадьевна,
Преподаватель ДШИ№2
Доценко Марина Александровна
Содержание.
I. Пояснительная записка.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Хоровое пение»
III. Учебный план.
IV. График образовательного процесса
V. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Хоровое пение».
VI. Программа учебных предметов:
1.Хор
2.Основы дирижирования
3.Постановка голоса
4.Общее фортепиано
5.Сольфеджио
6.Музыкальная литература
7.Слушание музыки
8.Элементарная теория музыки
9.Индивидуальная теория
VII.Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности
I. Пояснительная записка
Настоящая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хорового пения» составлена на основе федеральных государственных требований (далее – ФГТ), которые устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.
1.2. Программа «Хоровое пение» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
- приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
1.3. Программа разработана с учётом:
- обеспечения преемственности программы «Хоровое пение» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.4. Цели программы:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.5. Срок освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хоровое пение» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Хоровое пение» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
1.6. ДШИ имеет право реализовывать в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.7. При приеме на обучение по программе «Хоровое пение» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, музыкальной памяти, вокальных данных. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленное вокальное произведение с собственным сопровождениемна фортепиано.
1.8. Оценка качества образования по программе «Хоровое пение» производится на основе ФГТ.1.9.Требования к условиям реализации программы «Хоровое пение» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Хоровое пение» с целью достижения планируемых результатов освоения данной ОП.
1.10. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, в ДШИ должна быть создана комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, Колледжем и другими учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
построения содержания программы «Хоровое пение» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
эффективного управления ДШИ.
5.3. Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы 33 недели. При реализации программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в восьмом классе составляет 39 недель, в девятом классе – 40 недель, продолжительность учебных занятий в девятом классе составляет 33 недели. (См. график учебного процесса).
5.4. С первого по девятый классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
5.5. Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам — от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
5.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков и приступившие к освоению ОП со второго по седьмой классы включительно, имеют право на освоение программы «Хоровое пение» по индивидуальному учебному плану. В выпускные классы (восьмой и девятый) поступление обучающихся не предусмотрено.
5.7.ОУ должно обеспечивать изучение учебного предмета «Хор» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
5.8. Программа «Хоровое пение» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.
5.9. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. (См. учебные программы по предметам).
Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и просветительской деятельности ДШИ.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
5.10. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 126 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 150 часов при реализации ОП с дополнительным годом обучения.
Резерв учебного времени устанавливается ДШИ из расчета одной недели в учебном году.
5.11. Оценка качества реализации программы «Хоровое пение» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости ДШИ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.
Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании настоящих ФГТ. ДШИ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ДШИ самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Хоровое пение» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
По окончании полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ДШИ на основании настоящих ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1) Хоровое пение
2) Сольфеджио
3) Фортепиано
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней.
Требования к выпускным экзаменам определяются ДШИ самостоятельно. ДШИ разрабатываются критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки;
знание профессиональной терминологии, вокально-хорового и фортепианного материала;
достаточный технический уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов
умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
5.12. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд ДШИ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы «Хоровое пение». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
5.13. Реализация программы «Хоровое пение» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в ДШИ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. Педагогические работники ДШИ должны осуществлять творческую и методическую работу.
В ДШИ создаются условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими ОП в области музыкального искусства, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Хоровое пение», использования передовых педагогических технологий.
5.14. Финансовые условия реализации программы «Хоровое пение» должны обеспечивать ДШИ исполнение настоящих ФГТ.
При реализации программы «Хоровое пение» необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившихся традиций и методической целесообразности:
по учебному предмету «Хор» и консультациям по данному учебному предмету не менее 80 процентов от аудиторного учебного времени;
по учебному предмету "Основы дирижирования" -100 процентов от аудиторного учебного времени;
при введении в вариативную часть ОП учебных предметов "Ритмика", "Ансамбль", "Постановка голоса" - до 100 процентов аудиторного учебного времени.
5.15. Материально-технические условия реализации программы «Хоровое пение» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных ФГТ.
.
Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Хоровое пение» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,
библиотеку,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий,
учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хор» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Фортепиано», оснащаются роялями или фортепиано.
В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета «Ритмика» учебная аудитория оснащается фортепиано, звукотехнической аппаратурой, соответствующим напольным покрытием.
В случае реализации ОУ в вариативной части учебного предмета «Музыкальная информатика», учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением.
Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», «Элементарная теория музыки» оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. ОУ обеспечивает выступления учебных хоровых коллективов в сценических костюмах.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Хоровое пение».
3.1. Минимум содержания программы «Хоровое пение» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения ОП музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
3.2. Результатом освоения программы «Хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
а) хорового:
- знания характерных особенностей хорового пения, вокально-хоровых жанров и основных стилистических направлений хорового исполнительства;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
- умения самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- навыков чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
б) инструментального:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;
- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;
- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;
- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- навыков публичных выступлений;
в области теории и истории музыки:
- знания музыкальной грамоты;
- знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
- умения использовать полученные теоретические знания при вокально-хоровом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыков восприятия элементов музыкального языка;
- сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
- навыков анализа музыкального произведения;
- навыков записи музыкального текста по слуху;
- первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.
3.3. Результатом освоения программы «Хоровое пение» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 3.2. настоящих ФГТ предметных областей, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
а) хорового:
- знания основного вокально-хорового репертуара;
- знания начальных теоретических основ хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;
- знания основ дирижерской техники;
б) инструментального:
- знания основного фортепианного репертуара;
- знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных произведений;
- умения читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;
- умения исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;
в области теории и истории музыки:
- первичные знания основных эстетических и стилевых направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и киноискусства;
- первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знания основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала);
- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
- наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур);
- навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
- навыков восприятия современной музыки.
3.4. Результаты освоения программы «Хоровое пение» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Хор:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;
знание профессиональной терминологии;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Фортепиано:
воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха.
Основы дирижирования:
знание основного вокально-хорового репертуара;
умение создать необходимые условия для раскрытия исполнительских возможностей хорового коллектива, солиста, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;
наличие первичного практического опыта по разучиванию музыкальных произведений с хоровым коллективом.
Сольфеджио:
сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности. В том числе:
первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
вокально-интонационные навыки.
Слушание музыки:
наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
знание основных исторических периодов развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы), основные стилистические направления, жанры;
знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
знание профессиональной музыкальной терминологии;
сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;
умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.
Элементарная теория музыки:
знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).
III.Учебный план специальности «Хоровое пение» (См. приложение).
IV. График учебного процесса по специальности «Хоровое пение» (См. приложение).
V. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися программы «Хоровое пение».
Оценка качества реализации программы «Хоровое пение» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости ДШИ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ.
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов:
«5»; «5-» ; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2».
Система оценок в рамках итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:
«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно.
Музыкальное исполнительство
Оценка «5» («отлично»):
- артистичное поведение на сцене;
- увлечённость исполнением;
- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;
- слуховой контроль собственного исполнения;
- корректировка игры при необходимой ситуации;
- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;
- убедительное понимание чувства формы;
- выразительность интонирования;
- единство темпа;
- ясность ритмической пульсации;
- яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4» («хорошо»):
- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;
- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;
- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
- стабильность воспроизведения нотного текста;
- выразительность интонирования;
- попытка передачи динамического разнообразия;
- единство темпа.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- неустойчивое психологическое состояние на сцене;
- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;
- слабый слуховой контроль собственного исполнения;
- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;
- темпо-ритмическая неорганизованность;
- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;
- однообразие и монотонность звучания.
.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- частые «срывы» и остановки при исполнении;
- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;
- ошибки в воспроизведении нотного текста;
- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;
- отсутствие выразительного интонирования;
- метро-ритмическая неустойчивость.
Сольфеджио, теория музыки
Оценка «5» («отлично»):
- вокально-интонационные навыки:
чистота интонации;
ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
выразительность исполнения;
владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «4» («хорошо»):
- вокально-интонационные навыки:
не достаточно чистая интонация;
не достаточная ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
выразительность исполнения;
не достаточное владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
не достаточное владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «3» («удовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:
не точная интонация;
не достаточная ритмическая точность;
синтаксическая осмысленность фразировки;
не достаточная выразительность исполнения;
слабое владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
слабое владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
слабое владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
слабое владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
не умение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- теоретические знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки в соответствии с программными требованиями.
Оценка «2» («неудовлетворительно»):
- вокально-интонационные навыки:
- не точная интонация;
- ритмическая неточность;
- отсутствие синтаксической осмысленности фразировки;
- не выразительное исполнение;
- не владение навыками пения с листа;
- ритмические навыки:
- не владение навыками вычленения, осмысления и исполнения метроритмических соотношений в изучаемых произведениях;
- слуховой анализ и музыкальный диктант:
- не владение навыками осмысленного слухового восприятия законченных музыкальных построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- не владение навыками записи прослушанных ритмических и мелодических построений и отдельных элементов музыкальной речи;
- творческие навыки:
неумение самостоятельно применять полученные знания и умения в творческой деятельности;
- не соответствие уровня теоретических знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки программным требованиям.
VI. Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности ДШИ.
Целями творческой и культурно-просветительской деятельности ДШИ является развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к лучшим достижениям отечественного и зарубежного искусства, пропаганда ценностей мировой культуры среди различных слоёв населения, приобщение их к духовным ценностям.
С целью реализации творческой и культурно-просветительской деятельности в ДШИ создаются учебные творческие коллективы (ансамбли, вокальные группы). Деятельность коллективов регулируется локальными актами ДШИ и осуществляется в рамках как учебного, так и внеучебного времени.
Профессиональная направленность образования в ДШИ предполагает организацию творческой деятельности путём проведение конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений.
Культурно-просветительская программа включает посещение обучающимися учреждений и организаций культуры (филармонии, выставочных залов, музеев, библиотек города и др.).
Методическая программа ДШИ направлена на непрерывность профессионального развития педагогических работников. В рамках методической программы работники ДШИ в пределах имеющихся финансовых возможностей осваивают дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
• принятие идеологии ФГОС общего образования;
• освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
• овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Одним из условий готовности образовательного учреждения к введению ФГОС основного общего образования является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС.
Педагогические работники ДШИ осуществляют творческую и методическую работу: разрабатывают учебные программы по преподаваемым ими предметам в рамках образовательной программы в области соответствующей области искусств, а также учебно-методическое обеспечение; используют в образовательном процессе образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития.

С целью организации методической работы в ДШИ проводятся следующие мероприятия: Семинары посвящённые содержанию и ключевым особенностям ФГОС.
Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС.
Конференции участников образовательного процесса и социальных партнёров ДШИ по итогам разработки основной образовательной программы, её отдельных разделов, проблемам апробации и введения ФГОС.
Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения.
Участие педагогов в разработке и апробации оценки эффективности работы в условиях внедрения ФГОС и новой системы оплаты труда.
Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС.
Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещанияпри директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.
6.1. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной
программы основного общего образования.
В ДШИ выполняются требования Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования:
• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Приложение
График образовательного процесса

Согласовано
Начальник Управления Культуры
Харина Л.Б.» Утверждено
Директор МБОУ ДОД ДШИ №2
Шаповалова Э.Г.
Срок обучения – 8 лет
1. График учебного процесса 2. Сводные данные по бюджету времени в неделях
Классы Сентябрь 29.09 – 5.10 Октябрь 27.10 – 2.11 Ноябрь Декабрь 29.12 – 4.01 Январь 26.01 – 1.02 Февраль 23.02 – 1.03 Март 30.03 – 5.04 Апрель 27.04. – 3.05 Май Июнь 29.06 – 5.07 Июль 27.07 – 2.08 Август Аудиторные занятия Промежуточная аттестация Резерв учебного времени Итоговая аттестация Каникулы Всего
1 – 7 8 – 14 15 – 21 22 – 28 6 – 12 13 – 19 20 – 26 3 – 9 10 – 16 17 – 23 24 – 30 1 – 7 8 – 14 15 – 21 22 – 28 5 – 11 12 – 18 19 – 25 2 –8 9 – 15 16 – 22 2 –8 9 – 15 16 – 22 23 – 29 6 – 12 13 – 19 20 – 26 4 – 10 11 – 17 18 – 24 25 – 31 1 – 7 8 – 14 15 – 21 22 – 28 6 – 12 13 – 19 20 – 26 3 – 9 10 – 16 17 – 23 24 – 31 1 = = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 32 1 1 - 18 52
2 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
3 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
4 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
5 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
6 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
7 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
8 = = = = р III III 33 - 1 2 4 40
ИТОГО 263 7 8 2 124 404
Обозначения Аудиторные занятия Резерв учебного времени Промежуточная аттестация Итоговая аттестация Каникулы р
э
III
=
Согласовано
Начальник Управления Культуры
Харина Л.Б.» Утверждено
Директор МБОУ ДОД ДШИ №2
Шаповалова Э.Г.
Срок обучения – 9 лет
1. График учебного процесса 2. Сводные данные по бюджету времени в неделях
Классы Сентябрь 29.09 – 5.10 Октябрь 27.10 – 2.11 Ноябрь Декабрь 29.12 – 4.01 Январь 26.01 – 1.02 Февраль 23.02 – 1.03 Март 30.03 – 5.04 Апрель 27.04. – 3.05 Май Июнь 29.06 – 5.07 Июль 27.07 – 2.08 Август Аудиторные занятия Промежуточная аттестация Резерв учебного времени
итоговая аттестация Каникулы Всего
1 – 7 8 – 14 15 – 21 22 – 28 6 – 12 13 – 19 20 – 26 3 – 9 10 – 16 17 – 23 24 – 30 1 – 7 8 – 14 15 – 21 22 – 28 5 – 11 12 – 18 19 – 25 2 –8 9 – 15 16 – 22 2 –8 9 – 15 16 – 22 23 – 29 6 – 12 13 – 19 20 – 26 4 – 10 11 – 17 18 – 24 25 – 31 1 – 7 8 – 14 15 – 21 22 – 28 6 – 12 13 – 19 20 – 26 3 – 9 10 – 16 17 – 23 24 – 31 1 = = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 32 1 1 - 18 52
2 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
3 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
4 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
5 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
6 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
7 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
8 = = = = р э = = = = = = = = = = = = = 33 1 1 - 17 52
9 = = = = р ш III 33 - 1 2 4 40
ИТОГО 296 8 9 2 141 456
Обозначения: Аудиторные занятия Резерв учебного времени Промежуточная аттестация Итоговая аттестация Каникулы р
э
III
=
Учебно-тематический план
РассмотреноУтверждено
Методическим советом МБОУ ДОД ДШИ№2Педагогическим советом МБОУ ДОД ДШИ№2 27.05.2013 Приказ №6
Протоколом от 07.06.2013
Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов Наименование частей, предметных областей,учебных предметов
  Максимальная учебная нагрузка Самост.
работа Аудиторные занятия
(в часах) Промежуточная аттестация
(по полугодиям)2) Распределение по годам обучения
 Трудоемкость в часах  Трудоемкость в часах Групповые занятия Мелкогрупповые занятия Индивидуальные занятия Зачеты, контрольные уроки Экзамены 1-й класс  2-й класс 3-й класс  4-й класс 5-й класс  6-й класс 7-й класс 8-й класс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Структура и объем ОП 4035-4511,51) 1976-2173,5 2059-2338 Количество недель аудиторных занятий
32 33 33 33 33 33 33 33
Обязательная часть 4035 1976 2059 Недельная нагрузка в часах
ПО.01. Музыкальное исполнительство 2576 1301 1275 ПО.01.УП.01 Хор3) 1283 362 921 2,4…-12,15 14  3 3 3 4 4 4 4
ПО.01.УП.02 Фортепиано 1218 889 329 2-13,15 14 1 1 1   1 2 2
ПО.01.УП.03 Основы дирижирования4) 75 50 х 25 14-16  0,5
ПО.02. Теория и история музыки 1333 675 658                
ПО.02.УП.01 Сольфеджио 839,5 461 378,5 2-11,13-15 12 1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5
ПО.02.УП.02 Слушание музыки 147 49 98 6   1 ПО.02.УП.03 Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) 346,5 165 181,5 10-16 1 1 1 1 1,5
Аудиторная нагрузка по двум предметным областям: 1933 6 6,5   7,5 7,5 8,5/9 9,5
Максимальная нагрузка по двум предметным областям: 3909 1976 1933 10,5 12   15,5 16,5 17,5/19 19,5
Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям: 44 3 В.00. Вариативная часть5) 476,5 197,5 279 В.01.УП.01 Ритмика4) 65 - 65 4 1 1 В.02.УП.02 Ансамбль 164 82 82 15 1 1 1/0
В.03.УП.03 Постановка голоса 132 66 66 12,14 1 1 В.04.УП.04 История искусства (изобразительного, театрального, киноискусства) 49,5 16,5 33 16 1
В.05.УП.05 Элементарная теория музыки 66 33 33 16 1
В.06. Дополнительный инструмент6) х Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части: 2212 7 7,5 6,5 6,5 7,5 9,5 10,5/11 12,5/11,5
Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:7) 4385,5 2173,5 2212 11,5 13 13 13,5 15,5 20,5 21,5/23 25/23
Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов: 50 3 К.03.00. Консультации8) 126 - 126 Годовая нагрузка в часах
К.03.01. Сводный хор 94 10 12 12 12 12 12 12 12
К.03.02. Сольфеджио 20 2 2 2 2 4 4 4
К.03.03 Фортепиано 10 2  2 4
К.03.04. Основы дирижирования 2 2
А.04.00. Аттестация Годовой объем в неделях
ПА.04.01. Промежуточная (экзаменационная) 7 1 1 1 1 1 1 1 -
ИА.04.02. Итоговая аттестация 2               2 
ИА.04.02.01. Хоровое пение 0,5 ИА.04.02.02. Сольфеджио 0,5 ИА.04.02.03. Фортепиано 1 Резерв учебного времени8) 8