Конспект урока по письму и развитию речи «Изложение повествовательного текста с предварительным анализом текста» для 8 класса школы VIII вида.

Конспект урока в 8 классе "Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом текста"
Описание материала: конспект русского языка для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида по теме «Изложение повествовательного текста с предварительным анализом текста ». Урок по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой. Данный материал будет полезен учителям коррекционных, общеобразовательных  школ .Ученики учатся делить текст на части, озаглавливать текст, выбирать опорные слова. Тема: Самостоятельное  изложение повествовательного текста  с предварительным анализом текста,  составлением плана и отбором опорных слов. Цель: закрепить знания учащихся об особенностях повествовательного текста; формировать умение составлять план текста, отбирать опорные слова. Обеспечение: памятки о тексте-повествовании; карточки с текстом изложения для учащихся 2го уровня обучения, иллюстрация. ХОД УРОКА. 1.Организационный момент. 2.Постановка цели урока. Учитель: В жизни каждому человеку приходится рассказывать о том, что он видел, что читал, что слышал от других. И нужно уметь это делать, иначе тебя не поймут. На уроках чтения вы учитесь пересказывать текст устно, а сегодня мы будем пересказывать письменно, т.е. писать изложение. 3. Повторение об особенностях текстов – повествований (работа с памяткой). Учитель: На какие вопросы отвечает текст – повествование? Ученики: Что произошло? Учитель: О чем в нем рассказывается (повествуется, сообщается)? Ученики: О событиях, которые произошли с автором повествования. Учитель: Из каких частей он состоит? Ученики: Вступление, основная часть, заключение. Учитель: Действительно, рассказывая что–то, вначале мы как  бы готовим собеседника о тому, о чем пойдет речь. Потом в средней  - основной части, мы раскрываем это главное. А заканчиваем текст так, чтобы всем было понятно: мы сказали все, что хотели. 4) Анализ текста. Учитель: Прочитайте текст. Можно ли считать его текстом – повествованием. Обоснуйте свой ответ. Это случилось  в начале лета. Мы возвращались  с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку. В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути. Словарная работа: шина ( с иллюстрацией). Учитель: Определите тему текста. Учитель: Озаглавьте текст (варианты учащихся, выбор лучшего). Учитель: Разделите текст на три части – начало, основную часть, заключение.   Учитель: Озаглавьте каждую часть (запись плана на доске). Примерный план. 1. Вступление. Неожиданная встреча. 2. Основная часть. Яшка у нас в гостях. 3. Заключение. Счастливого пути! Учитель: Какие слова употребил мальчик в рассказе, чтобы не повторять слово зайчик? (зайчишка, Яшка, бедняга, любимец). Учитель: Назовите слова в каждом предложении, которые помогут вам записать текст (запись опорной лексики на доске к пунктам плана). Физкультминутка. 5) Пересказ текста по частям (начинают более сильные учащиеся). 6) Орфографическая работа. Слова, написание которых учащиеся не знают, выносятся в отдельный столбик. 7) Повторное чтение текста. 8) Самостоятельная запись текста (Учащиеся 2 го уровня по  карточкам. В зависимости от изучаемой части речи, в тексте делаются пропуски слов и словосочетаний).    9) Итоги урока. - Чему учились на уроке? - Что вы знаете о тексте – повествовании?    10) Домашнее задание.
15