Логопедический проект Использование комплекса коррекционно-развивающих заданий по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрическими расстройствами


Содержание
Введение. Краткое описание проекта……………………………………...2
2. Этапы реализации проекта………………………………………………….…5
2.1. Работа с детьми………………………………………………………………6
2.2. Инновационные и здоровьесберегающие технологии…………………....12
2.3. Работа с педагогами ДОУ…………………………………………………..17
2.4. Работа с родителями………………………………………………………...21
3. Результаты реализации проекта……………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………………27
Введение
Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников с дизартрией. 
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. Длительность проекта – 2 года
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Гипотезой проекта выступило предположение о том, что Логопедическая работа даст положительный результат только в том случае, если все участники образовательного процесса – логопед, воспитатели и родители будут действовать совместно и согласованно.
В настоящее время существует достаточное количество пособий для воспитателей и домашних логопедических заданий для родителей с детьми. Все эти пособия отличает то, что материал в них подобран в соответствии с определенными дидактическими задачами, но, часто не затрагивает основные направления исправления недостатков речи ребенка.
В связи с этим, составление и подбор методических рекомендаций для работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией должны осуществляться на основе глубокого анализа имеющихся подходов, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи проекта 1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 2. Развивать речевые и творческие способности детей. 3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 4. Увеличить объем коррекционного воздействия, 5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 6. Побуждать детей к совместной деятельности. 7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. Ожидаемый результат: 1. Использование Комплекс коррекционно-развивающих заданий по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрическими расстройствами.
будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. Эффективность данных результатов Для детей: - положительная динамика речевого развития; - успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; - выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации. 
Для родителей: - положительная оценка деятельности ДОУ; - готовность и желание помогать; - активизация педагогического потенциала родителей, - приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; - овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка; - чувство удовлетворенности от совместного творчества. Для педагогов - положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; - заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; - удовлетворенность собственной деятельностью; - повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы; Для ДОУ - благоприятные условия для профессионального роста педагогов; Практическая значимость проекта Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте. 
Описание учреждения (организации)
Постановка проблемы
Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что значительную часть составляют дети 6 – 7 летнего возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дифицит внимания, снижаются память и работоспособность.
Среди речевых нарушений наиболее распространенных у детей дошкольного возраста выделяют стертую дизартрию.
Логопедическая работа даст положительный результат только в том случае, если все участники образовательного процесса – логопед, воспитатели и родители будут действовать совместно и согласованно.
В настоящее время существует достаточное количество пособий для воспитателей и домашних логопедических заданий для родителей с детьми. Все эти пособия отличает то, что материал в них подобран в соответствии с определенными дидактическими задачами, но, часто не затрагивает основные направления исправления недостатков речи ребенка.
В связи с этим, составление и подбор методических рекомендаций для работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией должны осуществляться на основе глубокого анализа имеющихся подходов, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.
Актуальность данной проблемы и запросы родителей подвели нас к необходимости разработать проект: “Говорим правильно ”.
Тема проекта - Комплекс коррекционно-развивающих заданий по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с дизартрическими расстройствами.
Цель проекта - создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ. 
Задачи проекта:
- Повысить уровень знаний педагогов ДОУ о использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, и внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты.
- Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях
- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
2. Этапы реализации проекта
Обследование детей, проводилось по методике Н.В. Нищевой (С-П. 1992г.)
Материалы диагностики были подобраны с учетом возрастных особенностей детей.
Обследование проводилось 2 раза в год (сентябрь, май) в индивидуальной форме. Выявлено и зачислено в сентябре 2014 года в комбинированную группу 12 детей, со стертой формой дизартрии.
Результаты обследования артикуляционной моторики показали, что у всех детей, с дизартрией имеются нарушения функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Значительные трудности у детей вызывают такие движения, как высовывание языка и удержании его в спокойном состоянии, поднимании и опускании языка, удержание языка в широком и узком состоянии. Выполнение этих движений характеризуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пониженным мышечным тонусом либо повышенным, наличием синкинезий, трудностью удержания заданной позы. Задания связанные с переключением движений совершались с трудом при длительных поисках артикуляции, в неполном объеме, с появлением сопутствующих движений в мимической мускулатуре, с нарушением легкости, плавности. Таким образом, у детей с нарушениями речи оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений.
Обследования, проведенные по методике Нищевой Н.Л., позволило выявить также и особенности фонетических нарушений. Наиболее распространенным было нарушение произношения трех групп звуков: свистящих, шипящих, [Р], [Л].
Проведенное обследование восприятия и дифференциации звуков речи позволяет сделать вывод о том, что для детей с нарушениями речи трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов, в заданиях на различение слов – квазиомонимов, при повторении серии слогов. Ведущим, в структуре речевого дефекта у детей, являются нарушения фонетической стороны речи, а фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. У детей с нарушениями речи наблюдалось нечеткое звукопроизношение, смазанность речи наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции. В нарушениях звукопроизносительной стороны присутствовали искажения, смешения, замены и пропуски звуков, для них было характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Распространенность нарушений звукопроизношения определялось не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью. По-видимому, вследствие тормозящего влияния речедвигательного анализатора у детей с нарушениями речи задерживается и слуховая дифференциация звуков. Существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различия. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов речи.
2.1. Работа с детьми
Методологическая база педагогического опыта.
Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:
научности
системности
доступности материала
наглядности
сознательности и активности
прочности обучения
индивидуализации
Организация и проведение деятельности по формированию речи у дошкольников включает следующие этапы:
1. Подготовительные игры, упражнения, задания:
- игры, направленные на формирование представлений ребенка об органах артикуляции, их названии и расположении, на развитие умений ориентироваться в них;
- артикуляционная гимнастика, включающая статические и динамические упражнения, помогающая выработать основные движения органов речи и их определенные положения – артикуляционные уклады и артикуляционные позы, необходимые для правильного произношения звуков родного языка;
- игры с пальчиками: пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, пальчиковый театр теней, пальчиковые игры с предметами (счетные палочки, веревочки, шнурочки, карандаши, мячики, геометрические фигуры, бусы, крупы, бумага), пальчиковые игры без предметов, театр пальчиков и языка. Это объясняется тем, что развитие мелкой моторики пальцев рук является важным условием и средством, стимулирующим развитие речи ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики.
- игры и упражнения, направленные на развитие и тренировку речевого дыхания. Интонационная выразительность, сила, звучание, тембр, темп, ритм, громкость и плавность речи возможны на основе сформированного речевого дыхания, которое предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха;
- игры и упражнения для формирования фонематических процессов. Слуховое восприятие способствует развитию умений различать звуки по их акустическим признакам, различать неправильное звукопроизношение в речи окружающих взрослых и сверстников, а также в собственной речи.
2. Игры и упражнения для закрепления изолированного звука.
3. Игры и упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, загадках и скороговорках, текстах:
4. Игры и упражнения для дифференциации звуков.
При организации речевой деятельности с детьми важно соблюдать следующие основные правила:
Необходимо разрабатывать индивидуальную развивающую и коррекционную программу для каждого ребёнка в зависимости от физических и психических его возможностей, предупреждая утомление ребёнка.
Прогноз развития ребёнка следует определять на основе углубленного понимания медицинского диагноза, изыскивая в каждом ребёнке сохранные потенциальные возможности, положительные стороны его психического и личностного развития, на которые можно опереться в работе.
При оценке динамики продвижения ребёнка не нужно его сравнивать с другими детьми, а только с самим собой на предыдущем этапе развития.
На занятиях необходимо сформировать у ребёнка чувство психологической безопасности. Ко всем детям и особенно физически ослабленным, легко возбудимым, неуравновешенным следует относиться спокойно, ровно, доброжелательно.
Обязательно сочетание словесных, наглядных и практических приемов в коррекционном процессе.
Необходимо терпеливо обучать ребёнка делать перенос сложившегося способа действия, полученных знаний на другие ситуации.
Учитывать важность систематичности и последовательности занятий, выполнение заданий от очень простых к самым сложным.
На каждом этапе решаются следующие задачи:
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Формировать навык мягкого голосоведения.
Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеда)
Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными ии одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Научить правильно, передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов; состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Сформировать понятие слог (часть слов) и умение оперировать этим понятием.
Совершенствование фонематических представлений
Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
Научить выделять из ряда звуков гласные звуков.
Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у],[о],[и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
Научить выделять согласные звуки [т], [п],[н],[м],[к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начало слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [м]- [н],[п]-[т],[б]-[д],[к]-[т] в ряду звуков, слогов, слов.
Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Задачи реализуются на индивидуальных занятиях, где ведется работа по развитию артикуляционной моторки, постановке звуков, развитию фонематического восприятия
Основная форма обучения – индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта “Говорим правильно” состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием игровых методов и приемов.
Перспективный план коррекционной работы на учебный год с детьми логопатами
Месяц
Этап коррекционной работы СенсомоторикаСентябрь Обследование речевое Диагностика моторных навыков.
Октябрь Подготовительный этап 1.Сказка “О веселом язычке”
2. Самомассаж.
2.Дыхательная гимнастика
3.Биоэноргопластика
4.Психогимнастика
5.Пальчиковая гимнастика
6.Сенсорный материал
(шумовые игрушки)
7.Кинезиологические упражнения.
Ноябрь Этап постановки 1.Дыхательная гимнастика
2.Артикуляционная гимнастика по группе нарушенных звуков
3.Пальчиковая гимнастика.
5.Игры на развитие сенсорного внимания (пропевание гласных,слогов,слоговых дорожек и т.д.)
6.Массаж пальцев рук
Декабрь Этап автоматизации 1.Дыхательная гимнастика для развития воздушной струи: “Насос”, “Шар” и т.д.
2.Артикуляционная гимнастика для артикуляционных укладов звуков
3.Пальчиковая гимнастика
4.Массаж пальцев рук
Январь Этап автоматизации звуков 1.Чистоговорки
2.Пальчиковая гимнастика
3.Артикуляционная гимнастика по мере необходимости.
4.Игры на развитие слухового внимания по методу Монтессори5. Логопедическая ритмика6. Алфавит телодвижений
Февраль Этап автоматизации 1.Подвижные речевые игры с чувством ритма, фольклорная арттерапия, сказка терапия и т. д.
2.Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
3.Упражнения с мячом
4.Игры
Март Этап дифференциации звуков 1.Пальчиковые игры и драматизация сказок
2.Игры с мячом, Телеграф, Слоговые дорожки, Цепочки слов и т. д.
3.Физ. минутки
4.Игры по методу МонтессориАпрель Этап дифференциации звуков 1.Пальчиковые игры
2.Дыхательная гимнастика
3.Физ. минутки
4.Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия
5.Игры на развитие навыков звукового анализа и синтеза параллельно - коррекционного звукопроизношения
Апрель - Май Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи 1.Дыхательная гимнастика
2.Подвижные игры и упражнения
3.Инсценирование сказок.
4.Логопедическая ритмика.
Перспективный план индивидуально-подгрупповых занятий
по коррекции звукопроизношения

Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Подготовка и постановка звука.
Постановка и автоматизация / с /.
Постановка и автоматизация / з /.
Постановка и автоматизация / ц /.
Дифференциация / с – ц /.
Постановка и автоматизация / с’ /.
Постановка и автоматизация / з’ /.
Дифференциация /c - з /, / с’ – з’ /.
Постановка и автоматизация /ш /.
Дифференциация / с – ш /.
Постановка и автоматизация / л /.
Постановка и автоматизация / л’ /.
Постановка и автоматизация / ж /.
Дифференциация / ж – ш , / ж – з /.
Постановка и автоматизация / р /.
Постановка и автоматизация / р’ /.
Дифференциация / р – л /.
Постановка и автоматизация / ч /.
Дифференциация / ч – с’ /, / ч – т’/.
Постановка и автоматизация / щ /.
Дифференциация / ч – щ – с’ – т’ /.
Закрепление правильного произношения в стихах, сказках, рассказах.
Количество занятий может меняться в зависимости от сложности речевого дефекта.
2.2. Реализация проекта
Особенностью проекта является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей в условиях ДОУ.
Все мои занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со мной. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровье сберегающих технологий
Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие, которое я провожу с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции. Используя свой опыт работы и разработки различных авторов по данной теме, я подобрала и систематизировала различные игры и игровые упражнения которые, на мой взгляд, являются более эффективными в работе.
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
развитие сенсорных и моторных функций;
формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
развитие мимической мускулатуры;
развитие интеллектуальных функций;
развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
1. В оргмомент занятий включались релаксационные, психофизические упражнения
2. Артикуляционная гимнастика занимала особое место в логопедических занятиях. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяем такой метод как биоэнергопластика .
3. В ходе занятий предусматривались мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения. Использовались кинезеологические упражнения.
4. Проводился массаж и самомассаж лица, пальцев рук.
5. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:
снять усталость и напряжение;
внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику;
вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
6. Велась работа над усвоением лексико – грамматического строя.
7. Проводились игры на звуковой анализ и синтез слов.
8. Также на занятиях использовался инновационный метод - наглядное моделирования, который позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, А.Н. Леонтьев).
2.3. Работа с педагогами ДОУ
Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных технологий. Анкетирование педагогов и родителей показало, не очень знакомы с технологиями в развитии речи.
Приоритетным направлением в моей работе было создание единого речевого пространства, необходимых условий в группах для проведения коррекционного часа, во время которого воспитатели отрабатывают с конкретным ребенком или группой детей задания, данные учителем – логопедом артикуляционная, пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
В помощь воспитателям были разработаны тетради взаимодействия. Подбирались коррекционные задания, для закрепления речевых навыков и умений, полученных детьми на логопедических занятиях, в различные режимные моменты: во время занятий, во время дежурства в уголке природы, во время игр (дидактических, подвижных, театрализованных, сюжетно- ролевых) На прогулках.
На занятиях всех педагогов сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурной речи, закрепляются поставленные и автоматизированные звуки, проводится работа над интонационной выразительностью, темпом речи, логическими ударениями.
На занятиях по изобразительной деятельности большое внимание уделяется развитию сенсорных способностей детей, ориентации в пространстве, развитию мелкой моторики, а также активизации словаря, развитию связной речи. Используется на занятиях цветотерапия и тестопластика.
На занятиях по музыке обеспечивается преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов.
На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию общей моторики, мышечной мускулатуры, ориентировки в пространстве.
Таким образом, в течение недели дети со всех сторон рассматривают изучаемый материал, подключая все органы чувств, что способствует его более полному восприятию.
Примерный план работы с педагогами на 2014-2015 учебный год
Месяц Мероприятие Форма проведения Отметка о выполнении
Сентябрь Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса Круглый стол Октябрь Консультативно-информационная помощь воспитателям по вопросам проведения коррекционных часов консультация Ноябрь Организация индивидуальных занятий с ребенком.
Практический показ Декабрь Методика проведения артикуляционной гимнастики.
консультация Январь Особенности речевого и психофизического развития детей
Консультация Февраль Взаимопосещение занятий: индивидуальных; интегрированных
Открытые просмотры Март Развитие фонематического слуха у детей с использованием различных игр и упражнений
Консультация Апрель Создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в коррекционных группах. Совместное обсуждение Май Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год Круглый стол 2.4. Работа с родителями
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Первая организованная встреча с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании я освещаю в доступной форме следующие вопросы:
1. Необходимость специального направленного обучения детей в условиях комбинированной группы.
2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
3. Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.
4. Информация о содержании логопедических занятий в период обучения.
Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш), другие считают, что все “само исправится к школе”. Необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.
Я рассказываю об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.
Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий я знакомлю (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо отмечаю роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:
а) единство требований к ребенку;
б) контроль за выполнением заданий;
в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;
г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания).
Таким образом, я создаю установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.
На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Я показываю приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркиваю его трудности и успехи, подсказываю, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание картинок, запись стихотворений, рассказов и т.д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной.
План работы с родителями на 2015-2016 учебный год
Учителя-логопеда подготовительной к школе группы №10 Марченко Е.Н.
Месяц Мероприятие Тема Форма проведения Отметка о выполнении
Сентябрь Консультация «Когда нужен логопед?» Индивидуальная беседа Информационный стенд «Краткий словарь для родителей» Октябрь Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» Выступление Консультация «Итоги обследования. План работы на учебный год» Индивидуальные консультации Ноябрь Консультация «Выполняем домашние задания» Беседа Информационный стенд «Сказки о весёлом язычке» Декабрь День открытых дверей «Наши руки не для скуки» Показ подгруппового занятия Информационный стенд «Пальчиковые игры для малышей» Январь Рекомендации «Двигательная расторможенность (гиперактивность) Индивидуальные беседы Информационный стенд «Воспитание послушания» Февраль Родительское собрание «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда» Выступление Консультация «Итоги работы за первое полугодие» Индивидуальные консультации Март Консультация «Играйте вместе с детьми» Взаимоотношения взрослого и ребёнка в игре. Беседа Информационный стенд «Игротека» Апрель Показ индивидуальной работы «Ручная терапия» Индивидуальные занятия Информационный стенд «Развитие графических навыков» Май Родительское собрание «Результаты логопедической работы за 2014-2015 учебный год» Выступление Рекомендации «Задания на лето» Индивидуальные беседы Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, должен находить каждодневную поддержку дома, и тогда полученная информация с применением инновационных технологий даст хороший результат.
3. Результаты реализации проекта
Комплекс вариативных игрых и упражнений с использованием инновационных технологий помогли более эффективно преодолеть речевые нарушения. Более успешно проходила их социализация в обществе. Дети с удовольствием участвовали в мероприятиях ДОУ.
Благодаря инновационным технологиям, мы решили такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, что способствовало повышению уровня развития речи детей. У детей повысился интерес к процессу обучения, появились навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду по развитию речи, также способствовало улучшению качества работы.
Мониторинг логопедической работы за 2014-2015 учебный год показал,
Таким образом, реализация проекта “Говорим правильно” позволила своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.
Процесс формирования речи осуществлялся на основе междисциплинарного подхода, который позволил в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей. Данный проект помог детям преодолеть имеющие нарушения речи, чтобы они хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.
И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
В дальнейшем целесообразно использовать инновационные и здоровьесберегающие технологии в коррекции речи детей. Планируется создать методическое руководство по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ.
Список литературы
Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009
Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985
Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003
Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009
Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003