МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Перевозского муниципального района Нижегородской области «Перевозский детско-юношеский центр»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
занятия по разделу «Основы художественной грамотности» на тему: «Весенний букет в технике «граттаж»

Составила: Педагог дополнительного
образования высшей категории
Декоративно-изобразительная студия
«Декор»
Козел Елена Александровна
г. Перевоз – 2015г.

Занятие.
«Если вы мечтаете, значит, вы верите в то, что чудо может случиться. И знаете, что самое удивительное? Чудеса ведь действительно случаются в жизни. Чудо – оно в любой день может войти в дом.»
Тема: «Весенний букет в технике «граттаж»
Цель занятия: ознакомить с возможностями нетрадиционной техники «граттаж», формировать навыки рисования в технике «граттаж», закреплять навыки овладения техникой штриха.
Комплекс задач:
Обучающие:
– формирование навыков работы в технике «граттаж»;
– формирование умения располагать предметы в пространстве на листе бумаги;
– способствование творческому отображению окружающего мира.
Развивающие:
– развитие у ребят творческого воображения, фантазии;
– формирование композиционных навыков;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие способностей наблюдать и видеть красоту природы.
Воспитательные:
– воспитание у ребят желания узнавать новое;
– воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе;
– формирование усидчивости, точности, аккуратности.
Оборудование занятия:
Зрительный ряд: презентация «Весенний букет», видеоролики, конверты с карточками (игра «Сложи цветочную картинку»), карточки (игра «Помоги художнику»), иллюстративный материал.
Музыкальный ряд: музыка П.И. Чайковского.
ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, нетбуки.
Материалы и инструменты: рамки со стеклом размером 15*21, бумага, черная тушь или гуашь, кисти, баночки с водой, зубочистки, деревянные палочки, атласные ленточки белого и желтого цветов.
Задание: создание творческой работы «Весенний букет в технике «граттаж».
План занятия:
1. Организационная часть.
2. Основная часть.
– Беседа с ребятами.
– Теоретическая часть.
– Игры «Сложи цветочную картинку», «Помоги художнику».
– Постановка творческой задачи.
– Самостоятельная работа.
– Рефлексивная часть.
3. Заключительная часть.
Ход занятия:
1. – Добрый день, ребята! Мне очень приятно видеть вас! (ребята садятся). Садитесь удобнее. Любое дело, совершаемое с улыбкой, приносит удовольствие. Прежде, чем браться за что-то серьезное, давайте поднимем себе настроение, улыбнемся друг другу. И все получится, даже лучше, чем вы ожидали! (установить должную дисциплину, создать доброжелательную обстановку на занятии, позитивно настроить ребят на выполнение задания)
2. – А вы не заметили, ребята, что мы с вами попали в волшебную страну? Загляните в окошко, в этой стране солнышко ласково улыбается, под его теплыми лучами из-под снега появляются нежные подснежники, весело щебечут птицы. Вы не подскажите название страны? (ребята отвечают – «Весна!») Прекрасно!

И тема занятия – весенняя! – Весенний букет. (включить компьютер и мультимедиапроектор, на экране неожиданно появляется изображение Чародейки (звучит видеоролик)
– Здравствуйте, ребята! Я – Чародейка этой страны! Сегодня у вас занятие чудес! Хотите, чтобы здесь случилось чудо? (в этот момент обратиться к ребятам, ребята отвечают) Вы можете сами стать творцами чудес! Открою по секрету, сегодня вы займетесь поистине чудесной техникой «граттаж»! Чтобы чудеса свершились, вам нужно выполнить условие – закрасить «волшебное» стекло и «сказочный» лист. А волшебная музыка поможет вам в ваших начинаниях!
– Ты нас очень удивила, Чародейка! И заинтересовала! Загадочная техника «граттаж»! Что же это такое? (Ребята включают нетбуки, находят информацию, поднимают руки, предлагают) (Используется проблемное обучение. Ребята осваивают новый материал в качестве активных участников обучения)
– Граттаж – это один из видов графики, основанный на выполнении быстрого силуэтного эскиза путем процарапывания и не требующий специального оборудования.
– Буквальный перевод слова «граттаж» – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать).

– Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (в тушь нужно добавить несколько капель моющего средства или шампуни).
– В России технику «граттаж» впервые использовал Добужинский Мстислав Валерианович  (1875–1957) (оформление иллюстраций к  роману «Белые ночи» Достоевского Ф.М. (1923), «Три толстяка» Олеши Ю.К. (1925)
– Как много мы узнали о технике «граттаж»! А как же тема нашего занятия связана с этой техникой?
– Мы будем выполнять творческую работу «Весенний букет в технике «граттаж».
– Отлично, ребята! А теперь мы можем выполнить условие Чародейки и узнать, о каких чудесах она говорила, вы согласны, ребята? (ребята отвечают) Хорошо!

(На ученических столах заранее разложены материалы и инструменты для занятия)
– Ребята, аккуратно вынимаем наше «волшебное» стекло из рамки, приготавливаем баночку с краской, кисть и густым слоем накладываем краску на поверхность стекла. Соблюдаем правила техники безопасности: осторожно обращаемся со стеклом, кистью. А цвет краски вы выбираете сами! (Ребята предлагают и обосновывают выбор цвета, затем приступают к закрашиванию. Звучит тихая музыка).
– А теперь мы приложим картонку рамки на «сказочный лист», обведем и закрасим. Вам дается полная свобода самовыражения, используйте яркие и контрастные цвета. Помним правила техники безопасности. (Ребята закрашивают лист. Звучит тихая музыка)
– Ребята, откладываем работы в сторону. Пока они сохнут, мы немного отдохнем. (физкультминутка)
– Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось,
Приступили мы к зарядке: руки в стороны подняли, опустили, помахали, Руки в боки, поворот, вправо и наоборот.
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели,
Раза два легко присели, а теперь на стулья сели.
Правила техники безопасности:
– работать на клеенке, не пачкая поверхность стола и рядом сидящих товарищей;
– работать аккуратно, чтобы не уколоться и не задеть сидящих рядом; – не играть кистью, не подносить близко к лицу;
– осторожно обращаться со стеклом;
– не играть и не отвлекаться во время работы с инструментами: стеком, зубочисткой, острой деревянной палочкой, концом кисточки, стержнем; – черные крошки, появившиеся при работе, аккуратно убирать сухой тряпочкой, сначала с рисунка, затем со стола.
– Ребята, мы отдохнули и вернулись в нашу волшебную страну, давайте решим, какой букет мы будем изображать.
– Весенний букет, букет из весенних цветов (предложения ребят)
– А какие весенние цветы вы знаете? (подснежники, одуванчики, мать-и-мачеха, ландыши, нарциссы, тюльпаны)
– Какое настроение вызывают у вас эти цветы? (ребята высказываются)

– А сейчас я хочу предложить вам игру «Сложи цветочную картинку». (Игра «Сложи цветочную картинку». Ребята получают конверты с разрезанными карточками).
– Нужно сложить целую картинку с изображением цветов. Посмотрим, как вы справитесь! (ребята выполнили задание) Получилось!
– Послушайте загадки и назовите эти цветы:
1. В лесу скромно и прилежно он растет красивый, нежный. Из-под снега он глядит, о весне нам говорит. (Подснежник)

2. На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал. И развеял этот шар. (Одуванчик)

3. Красные, бордовые, пестрые, лиловые, восхищают нас весной своей нежной красотой. (Тюльпан) (ребята отвечают) – Отлично!

(перевернуть классную доску и обратить внимание детей на прикрепленные к ней распечатанные изображения различных букетов, коротко обсудить с ребятами, затем открыть презентацию «Весенний букет»)

– Мы с вами поиграли, рассмотрели изображения весенних букетов, но как мы их будем рисовать в технике «граттаж»? (Ребята находят информацию в интернете, поднимают руки, предлагают).
– Вначале выполняется рисунок с нужным изображением, затем он переносится на заготовленный лист. Для этого накладываем рисунок на загрунтованный лист и ручкой обводим рисунок, слегка надавливая на ручку. Убираем рисунок и выцарапываем продавленные линии.
Техника «граттаж»

– Молодцы, ребята! Очень важная информация! Только мы будем использовать затонированное стекло. Вы не удивились? Это нам Чародейка подсказала! Ведь сегодня у нас занятие чудес и мы можем придумать новый способ выполнения нашей работы!
– А сейчас, ребята, огромный простор для фантазии! Мы выполняем силуэтный рисунок букета и переносим его на наше «волшебное» стекло, поверхность которого уже просохла. Каковы наши действия? (ребята отвечают, что нужно наложить готовый рисунок на стекло и обвести ручкой) Принимаемся за работу. Рисунок выполняется быстро, без уточнения мелких деталей.
– Ребята, надо быть очень внимательными и аккуратными, соблюдать правила техники безопасности (на экране). Обратите внимание – в рисунке композиция должна быть уравновешена, выделен композиционный центр, правильно заполнено пространство листа.
– А теперь давайте выполним зарядку для глаз.
– Мы для глаз все по порядку вместе выполним зарядку. Дружно глазки закрываем. До пяти мы все считаем: Раз, два, три, четыре, пять! Открываем их опять. И посмотрим, улыбнемся, за работу мы возьмемся! (ребята выполняют зарядку для глаз)
(Звучит тихая музыка. Ребята рисуют и переносят рисунок на стекло. Во время самостоятельной деятельности ребят проследить за ходом выполнения работы, соблюдением правил техники безопасности, предложить свою помощь в нахождении правильной композиции и т.д. Ребята заканчивают выполнение задания)
– Посмотрите, ребята, наш «сказочный» лист высох, мы уже можем обрезать по ранее проведенному контуру и вставить в рамку, затем «волшебное» стекло.
– На стекле уже намечены общие очертания рисунка, переходим к деталям и процарапываем. Средством выразительности здесь является штрих. Штрих наносится по форме предметов, чтобы не нарушить цельности их восприятия.
– Чтобы наглядно увидеть, давайте обратим внимание на рисунки натюрмортов.
На первом рисунке ровная штриховка не передает объемную форму предметов. На втором рисунке штрихи наложены по форме предметов с учетом светотени, что превращает плоские силуэты в объемные изображения.

– А для того, чтобы правильно процарапывать штрихами мелкие детали рисунка и закрепить полученные знания, мы с вами еще немного поиграем! (Игра «Помоги художнику». Ребятам выдаются карточки с контурным изображением домика, яблока и вазочки (простой по форме).
– Посмотрите, ребята, художник нарисовал, но не успел заштриховать. Поможем художнику? Для развития точности и уверенности движения руки мы будем штриховать изображенные на карточках предметы. Кто быстро и правильно выполнит штриховку!? Вперед, ребята! (игра проводится в короткое время, как только ребята выполняют задание, просмотреть, выделить отличившихся, затем предложить убрать карточки на край стола)
(На экране появляется изображение Чародейки)
– Ой, так хочется с вами пообщаться, ребята.
Физкультурною минуткой, как веселой, доброй шуткой,
Позабавлю вас сейчас: встали с места дружно – раз,
Все присели, все привстали, снова сели, снова встали,
Вправо, влево, повертелись, хлопнули и все уселись.
(ребята выполняют упражнения) – Ну, и молодцы! (изображение Чародейки с экрана исчезает)
– А сейчас пришло время волшебства! Мы узнаем, что же у нас получится, если мы процарапаем темный слой! Мы открываем новую неизведанную страничку нашего мира, которую сами и сотворим!
(Тихо звучит музыка. Дети работают по стеклу, проследить за ходом практической деятельности, соблюдением правил техники безопасности, помочь, если возникнут какие-либо трудности в выполнении задания. После завершения задания ребята выставляют свои рамки с выполненными весенними букетами на ученических столах, чтобы можно было увидеть работы друг друга).
– Молодцы, ребята! Рисунки получились яркими и необычными, глядя на ваши работы, мы видим, как прекрасен и разнообразен мир цветов! Мы можем наблюдать за природой, чувствовать, понимать ее, реагировать на ее изменения. Мы живем среди природы, мы являемся ее частью – и это счастье. Ребята, мы не разрушим его? Мы защитим природу?
– Да! Мы будем беречь и заботиться о ней! (ребята отвечают)

– Ребята, вы открыли для себя что-то новое и увлекательное? (ребята высказываются и делятся своими впечатлениями)
– Давайте посмотрим на творческий поиск и аккуратность в выполнении рисунка. (Ребята анализируют, учатся критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения. Обсуждение и анализ проходит быстро и доброжелательно)
– Наше ласковое солнышко поделилось со мной своими теплыми лучами. (ребятам предлагаются нарезанные атласные ленточки желтого и белого цветов)
– Если вам очень понравилось наше занятие и у вас прекрасное настроение, берем желтую ленточку и завязываем на своей руке. Выбирайте! (ребята выбирают ленточки и завязывают)
3. Заключительная часть:
– Ребята, что заинтересовало вас, что понравилось на занятии?
– Мы сегодня с большим интересом занимались техникой «граттаж» и придумали новый способ выполнения нашей работы! А весенние букеты, выполненные в технике «граттаж» просто великолепны! (высказывания ребят)
(На экране появляется изображение Чародейки)
– Сегодня вы сотворили настоящее чудо «Букет» из прекрасных весенних цветов! Чудеса свершились, но никуда не исчезли. Они – там, за окошком. Они – среди облаков. Если вы мечтаете, значит, вы верите в то, что чудо может случиться. И знаете, что самое удивительное? Чудеса ведь действительно случаются в жизни. Чудо – оно в любой день может войти в дом. Повернитесь к окну, ребята, на подоконнике я оставила для вас небольшой «букет», но не из цветов. Вы сами увидите! Спасибо вам за радость, что вы мне доставили! До свидания! (Чародейка прощается с ребятами, ее изображение на экране исчезает)
(Обратить внимание детей на коробку в блестящей обертке, лежащую на подоконнике) Смотрите, ребята! (показать ребятам, открыть коробку, оформленную как букет, а в ней вместо цветов – конфеты, раздать ребятам)
– Мы благодарим тебя, Чародейка! (обратиться к ребятам) Вы оказались прекрасными помощниками. Вы научились сами творить чудеса! Ребята, всем вам спасибо! До свидания!

Список литературы
1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /Художник А.А. Селиванов.  Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.
3. Рутковская А. Рисование в начальной школе. — СПб.: 2001.
4. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство.- М.: АСТ: Астрель, 2006.
5. Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества».- Волгоград:
Учитель, 2009.
6. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2009.
7.Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.  М.: ТЦ Сфера, 2011.
8. Честных, Ю. Н. Открыть себя. - М.: Аст-пресс, 2000.
9. Школа рисования Виктора Захаренко - СПб.: Изд. дом Нева, М., 2001.
10. Интернет-ресурсы.
Литература для детей
1. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.4. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
5. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
6. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.7. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
8. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
9. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
10. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
11. Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.