Рабочая программа по производственной практике профессионального модуля Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Область применения программы:
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 050141 Физическая культура (углубленная подготовка), отнесенной в состав укрупненной группы специальностей – 49.00.00 Физическая культура и спорт в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта и соответствующих профессиональных компетенций.
Производственная практика проводится в образовательных учреждениях на основе договоров между ГБОУ СПО «КазУОР» и организацией – базой практики.
К производственной практике относится:
- учебно-методические занятия и консультации;
- практика пробных уроков;
- практика проведения учебных занятий в качестве помощника и самостоятельно;
- практика педагогических наблюдений;
- практика работы с планирующей и учебной документацией;
- психолого-педагогическая работа с обучающимися;
- воспитательная работа;
- спортивно-массовая работа.
Производственная практика проводится при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей. Практика может проходить, как концентрировано в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями.
При прохождении программы практики студентам необходимо освоить следующие общие компетенции:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнёрами.
ОК.7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК.10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
ОК.12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями базовых видов спорта.
Содержание рабочей программы соответствует следующим профессиональным компетенциям (ПК):
ПК 2.1.Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.
ПК 2.4.Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ПК 2.5.Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.6.Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.
ПК 2.7.Использовать различные традиционные и нетрадиционные методики оздоровительной работы.
На освоение рабочей программы производственной практики выделено 108 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
2.1. В результате освоения рабочей программы практики по профилю специальности обучающийся должен иметь практический опыт:
- анализа планов и процесса проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий с различными возрастными группами, разработки предложений по их совершенствованию;
- определения цели и задач, планирования, проведения, анализа и оценки физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения;
- наблюдения, анализа и самоанализа физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами населения, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, преподавателями, тренерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- ведение документации, обеспечивающей организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и эффективную работу мест занятий физической культурой и спортом и спортивных сооружений;
- наблюдения, анализа и самоанализа физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами населения,
-проведения эффективной работы по подготовке мест занятий физической культурой и спортом и эксплуатацию спортивных сооружений
-применение лечебной физической культуры, массажа и нетрадиционных методик при различных травмах и нарушениях деятельности систем организма

2.2. В результате освоения рабочей программы практики по профилю специальности обучающийся должен уметь:
- использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с учётом возраста, пола и морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, их физической и технической подготовленности;
- комплектовать состав группы, секции, клубного объединения занимающихся;
- планировать, проводить и анализировать физкультурно-спортивные занятия и мероприятия;
- подбирать и использовать спортивное оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности с учётом их целей и задач, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;
- организовывать проводить соревнования различного уровня и осуществлять судейство;
- использовать различные средства, методы и приёмы обучения двигательным действиям, развития физических качеств;
- применять приёмы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с занимающимися;
- проводить педагогический контроль на занятиях и соревнованиях;
- оценивать результаты тренировочной и соревновательной деятельности;

2.4. Количество часов на освоение программы производственной практики.
Профессиональный модуль Основные направления
деятельности Кол-во часов
ПМ.02. Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения. Практика в образовательных организациях с детьми младшего и среднего школьного возраста 54
Практика в образовательных организациях с детьми среднего и старшего школьного возраста 54
Всего 108
3. Содержание производственной практики.
Код и наименование профессиональных
модулей и тем производственной практики Вид работ Объем часов Уровень освоения
Производственная практика по профилю специальности (1 этап) 52 Тема 1. Организационная работа Участие в установочной конференции по вопросам содержания и организации практики;
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий в избранном виде спорта.
Ознакомление со структурой организации деятельности образовательного учреждении на базе, которого проходит практика.
Ознакомление с распорядком дня прохождения практики.
Оформление и ведение «Дневник практики», отражающего содержание, анализ и оценку результатов работы;
Отчётная документация практики. 6 2,3
Тема 2. Учебно-методическая работа. 1. изучение документов планирования учебной работы:
2. изучение нормативных документов по организации учебного процесса
3. план работы на урок;
4. изучение документов учета и отчетности:
5. годовой отчет и другая отчетная документация;
6. просмотр урока с последующим обсуждением и анализом; 6 2,3
Тема 3. Проведение уроков физической культуры Овладение терминологией;
Овладение командными навыками для построения класса отдачи рапорта, проведение строевых и порядковых упражнений
Участие в уроках в качестве помощника учителя;
Проведение уроков совместно с учителем, совместно с другими практикантами;
Самостоятельное проведение уроков;
Ведение отдельных видов документации: конспекты уроков, учет посещаемости. 16 2,3
Тема 4. Проведение педагогических наблюдений Проведение пульсометрии урока;
Проведение хронометража урока;
Проведение частичного педагогического наблюдения;
Анализ пульсометрии урока;
Анализ хронометража урока
Просмотр уроков с их кратким анализом. 6 2,3
Тема 5 . Проведение психолого-педагогической и воспитательной работы Психолого-педагогическое исследование личности школьника.
Проведение беседы, диспута, физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности.
6 2,3
Тема 6. Проведение спортивно-массовой работы Участие в судействе внутри школьных соревнований.
Составление плана и положения по проведению соревнования между классами одной параллели.
Подготовка и проведение соревнования. 6 2,3
Тема 7. Оформление отчетной документации. Индивидуальный план работы студента,
Дневник практики;
Календарно-тематический план проведения уроков;
Конспекты уроков, заверенные учителем преподавателем с оценкой;
Протокол пульсометрии урока.
Протокол хронометража урока.
Протокол краткого педагогического анализа урока.
Психоло-педагогическая характеристика школьника.
План и содержание проведённой воспитательной работы.
10) Отчет по практике. 6 2,3
Производственная практика по профилю специальности (2 этап) 50 Тема 1. Организационная работа Участие в установочной конференции по вопросам содержания и организации практики;
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий в избранном виде спорта.
Ознакомление со структурой организации деятельности образовательного учреждении на базе которого проходит практика.
Ознакомление с распорядком дня прохождения практики.
Составление индивидуального плана работы на период практики;
Оформление и ведение «Дневник практики», отражающего содержание, анализ и оценку результатов работы; 6 2,3
Тема 2. Учебно-методическая работа. изучение документов планирования учебной работы:
изучение нормативных документов по организации учебного процесса;
план работы преподавателя;
план-конспект урока;
изучение документов учета и отчетности:
классные журналы;
журнал работы школьной секции;
годовой отчет и другая отчетная документация;
просмотр уроков с последующим обсуждением и анализом;
просмотр уроков студентов-практикантов. 6 2,3
Тема 3. Проведение учебных занятий. Овладение терминологией и терминами при проведении уроков физической культуры;
Овладение командными навыками для построения класса, отдачи рапорта, проведение строевых и порядковых упражнений
участие на уроке в качестве помощника преподавателя;
проведение занятий совместно с преподавателем, совместно с другими практикантами;
самостоятельное проведение уроков в различных классах;
ведение отдельных видов документации: журнал учета работы, протоколы соревнований, сводные ведомости, таблицы. 14 2,3
Тема 4. Проведение массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Ознакомление с особенностями проведения массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
Ознакомление тематическим планом проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении;
Просмотр мероприятий, проводимых в образовательном учреждении последующим обсуждением.;Составление сценария физкультурно-оздоровтельного мероприятия для учащихся образовательного учреждения;
Проведение совместно с преподавателем физкультурно-оздоровительных мероприятий;
Проведение массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий среди учащихся самостоятельно; 6 2,3
Тема 5. Проведение педагогических наблюдений Проведение пульсометрии урока;
Проведение хронометража урока;
Проведение полного педагогического наблюдения;
Анализ пульсометрии по частям урока;
Анализ хронометража по частям урока;
Просмотр уроков с их кратким анализом. 6 2,3
Тема 6. Проведение психолого-педагогической и воспитательной работы Психолого-педагогическое исследование школьного коллектива.
Проведение воспитательного мероприятия.
6 2,3
Тема 7. Оформление отчетной документации и защита практики индивидуальный план работы студента, заверенный подписью заведующего учебной части и преподавателя-руководителя практики;
дневник практики;
план работы в прикрепленном классе;
три конспекта плана-конспекта урока, заверенных преподавателем с оценкой;
сценарий физкультурно-спортивного мероприятия;
6) Устная защита отчета по практике. 6 2,3
Защита отчета по практике 6 ИТОГО 108 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4.условия реализации производственной практики
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы производственной практики предполагает наличие учебного кабинета, спортивного зала оснащённого необходимым инвентарём и оборудованием. Оборудование и инвентарь должны отвечать требованиям техники безопасности.
Для обеспечения наглядности и информативности учебного процесса необходимо наличие следующих технические средства обучения: аудио и видеоаппаратура, мультимедийные компьютеры, средства доступа к интернету.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Анализ проведения уроков физкультуры. /В. А. Муравьев/ СпортАкадемПресс, 2002г.
Настольная книга учителя физической культуры. /Г. И. Погадаев/Физкультура и спорт. 1981г.
Педагогическая практика по физической культуре в школе. /Учебно-методическое пособие/ Авторы составители – С. Н. Чернякова, В. Л. Архипова, Е. Н. Сидорова. КГУ, 2004г.
Руководство по педагогической практике учащихся училищ олимпийского резерва. Москва – 1995г.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы. М., 1996 г.
Методика физического воспитания учащихся В.И.Лях. / пособие для учителя/, 2005г.
Дополнительные источники:
В.И. Лях. Твой друг – физкультура. I – IV классы. – М.: Просвещение, 2005г.
Учебная гимнастика. Книга для учащихся. Баллингер Э. - Просвещение, 1996г.
Физическая культура. Планирование и организация занятий. 3, 4 классы. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2008г.
Видеоматериалы: видеофильмы проведения уроков на практике.
Ресурсы сети Интернет:
http://www.intuit.ru/http://claw.ru/http://ru.wikipedia.orghttp://ps.1september.ru/
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы практики осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, оценки и анализа выполненных заданий, проведения фрагмента зачётного занятия.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения. - определение целей и задач при планировании физкультурно-спортивных занятий с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- планирование средств и методов согласно целей и задач физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения;
- логичность и последовательность в решении задач физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения;
- составление документации планирования физкультурно-спортивных мероприятий и занятий по физической культуре; Текущий контроль в форме:
- устный и письменный опрос;
- оценка выполнения заданий самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
- тестирование по темам МДК;
- контрольные работы по темам
МДК;
-оценка документации планирования физкультурно-спортивных мероприятий и занятий;
- отчет по практике;
Итоговый контроль:
-квалификационный экзамен
ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности. -обоснование и анализ потребности в занятиях ФКиС для различных групп населения;
-проектирование агитационной работы по формированию потребности в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физической культурой и спортом;
-планирование демонстрационных мероприятий мотивирующих население к участию в физкультурно-массовой и спортивной деятельности; Текущий контроль в форме:
- устный опрос;
- оценка выполнения заданий самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
- тестирование по темам МДК;
- контрольные работы по темам
МДК;
- отчет по практике;
Итоговый контроль:
квалификационный экзамен.
ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия. - определение форм, средств и методов проведения занятий;
- грамотность составления комплексы упражнений для развития физических качеств;
- соответствие основ организации и проведения соревнований требованиям физкультурно-спортивных мероприятий различного уровня;
-участие в организации и проведении соревнований по базовым видам спорта;
-использование методов и методических приемов в обучении двигательным действиям;
- использование принципа возрастной адекватности при проведении физкультурно-спортивных мероприятий;
- соответствие способов организации к требованиям проведения спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами населения;
- определение состава группы, секции, команды для проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий;
- аргументированность выбора системы оценки соревновательной деятельности; Текущий контроль в форме:
- устный и письменный опрос;
- оценка выполнения заданий самостоятельной работы;
- оценка планов физкультурно-спортивных мероприятий;
Рубежный контроль:
- тестирование по темам МДК;
- контрольные работы по темам МДК;
- защита курсовой работы;
- отчет по практике;
Итоговый контроль:
квалификационный экзамен.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. - обоснование результата педагогического контроля;
- обоснование результата деятельности занимающихся на учебных занятиях;- аргументированность выбора используемых методик в обучении двигательным действиям;
-рациональность планирования используемого времени;
- анализирование данных, полученных в ходе контроля спортивных занятий;
-грамотность определения общей и моторной плотности урока физической культуры;
-определение рациональности дозирования нагрузки по ЧСС; Текущий контроль в форме:
- устный и письменный опрос;
- наблюдение и анализ
принимаемых решений на практических занятиях;
- наблюдение и анализ
решения ситуационных задач.
Рубежный контроль:
- тестирование по темам МДК;
- контрольные работы по темам МДК;
- отчет по практике;
Итоговый контроль:
Междисциплинарный экзамен
ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом. -соответствие спортивного оборудования и инвентаря требованиям техники безопасности;
- планирование расстановки спортивного оборудования занятий физической культурой и спортом;
- соответствие эксплуатации спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом требованиям САНПИ.
-обустройство мест проведения занятий физической культурой и спортом;
Текущий контроль в форме:
- устный и письменный опрос;
- наблюдение за организацией рабочего места занятий физической культурой и спортом;
Рубежный контроль:
- тестирование по темам МДК;
- контрольные работы по темам МДК;
Итоговый контроль:
квалификационный экзамен.
ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом. - составление учебной, учетной, отчетной, сметно-финансовой документации (годовой план – график, рабочий план –график на четверть, план конспект занятия) по физической культуре в общеобразовательных учебных заведениях;
- разработка учетной, отчетной и сметно-финансовой документации спортивных сооружений;
-составление учебной, учетной, отчетной, сметно-финансовой документации (годовой план – график, рабочий план –график на четверть, план конспект занятия) по организации и проведению физкультурно-спортивных мероприятий; Текущий контроль в форме:
- устный и письменный опрос;
- оценка выполнения заданий для самостоятельной работы.
Рубежный контроль:
- тестирование по темам МДК;
- контрольные работы по темам МДК;
- отчет по практике;
Итоговый контроль:
экзамен по МДК;
квалификационный экзамен;
ПК 2.7. Использовать различные традиционные и нетрадиционные методики оздоровительной работы.
-определение методики оздоровительной работы на основе медицинских заключений;
- применение и демонстрация основных приемов массажа и самомассажа;
-определение и обоснование методики лечебной физической культуры при травмах; заболеваниях опорно-двигательного аппарата; внутренних органов; органов дыхания; сердечнососудистой и нервной системах. Текущий контроль в форме:
-устный и письменный опрос;
- оценка выполнения заданий самостоятельной работы;
- тестирование по темам МДК;
Рубежный контроль:
- контрольные работы по темам МДК.
Итоговый контроль:
экзамен по МДК;
квалификационный экзамен.

Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - стремление к пониманию социальной значимости и преимущества будущей профессии –педагога по физической культуре и спорту;
- регулярное и полное выполнение самостоятельных работ по профессиональному модулю формирующих активность и инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; -тестирование, собеседование о понимании сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
-оценка самостоятельных работ;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. обоснование выбора методов организации собственной деятельности;
- обоснование оптимальности состава источников, необходимых для решения поставленной задачи;
- отчет по решению проблемно- ситуационных задач на практических занятиях;
-квалификационный экзамен;
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. определение риска профессиональных ситуаций;
решение стандартных и нестандартных профессиональных задач; -тестирование, собеседование по оцениванию рисков в принятии решений нестандартных ситуаций;
- эспертное наблюдения и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. получение, анализ и оценка информации, необходимой для профессионального и личностного развития;
использование различных источников, включая электронные, при изучении теоретического материала;
использование различных источников, включая электронные, при прохождении различных этапов производственной практики; -защита курсового проекта;
- защита портфолио;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. использование в учебной и профессиональной деятельности различных видов программного обеспечения;
использование информационно-коммуникационных технологий при оформлении и презентации различных видов работ; - экспертная оценка планирующей документации по видам практик;
-защита курсового проекта;
- портфолио достижений;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами. выполнение коллективных заданий с обучающимися при проведении деловых игр;
выполнение коллективных заданий с преподавателями, в ходе обучения;
эффективное взаимодействие с обучающимися, преподавателями, коллегами в ходе производственной практики; - экспертная оценка на производственной практике;
-наблюдение и оценка участия в ролевых (деловых) играх и тренингах;
- оценка выполнения заданий учебной и производственной практики;
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий. анализирование и коррекция результатов собственной деятельности при выполнении и реализации поставленных целей и задач;
стремление к принятию ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий; - эспертное наблюдения и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. планирование и качественное выполнение заданий самостоятельной работы при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практики;
определение этапов и содержания работы по реализации самообразования по повышению квалификации; - оценка выполнения самостоятельной работы;
-экспертная оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы;
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий. умение применять общедоступные средства современных технологий в профессиональной деятельности;
проявление профессиональной маневренности при прохождении различных этапов производственной практики; -характеристика по результатам прохождения учебной и производственной практик;
-оценка выполнения самостоятельной работы;

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся. применение различных форм профилактических мероприятий с учетом специфики травматизма избранного вида спорта;
знание и соблюдение мер техники безопасности при проведении занятий с различными группами занимающихся;
применение различных форм страховки и самостраховки на занятиях различной направленности. -устный и письменный опрос;
-тестирование и собеседование;
- эспертная оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в ходе процесса обучения и прохождения производственной практики