Конспект урока по окружающему миру Зона арктических пустынь

Тема урока: Зона арктических пустынь.
Цель урока: познакомить с особенностями арктической зоны.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны.
2.Формировать представление об особенностях животного и растительного мира Арктики.
3. Показать влияние деятельности человека на природу Арктики.
4.Стимулировать познавательный интерес через работу с дополнительной литературой и через игровые моменты.
5.Максимально вовлекать учащихся класса в активную деятельность на уроке, опираясь на внутреннюю мотивацию каждого ученика, и создавать условия для ее развития.
6. Развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать
7.Воспитывать чувство сотрудничества при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.

Орг.момент
Добрый день и добрый час
Очень рады видеть вас
Повернулись, улыбнулись
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
Прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться с его тайнами. Обратимся к плану урока и узнаем, какие же виды работы нам предстоят.
План: проверка домашнего задания, новая тема в виде групповой работы, физкультминутка, практическая работа в парах, тест, итог урока, задание на дом, рефлексия.
У вас на столах лежат листы достижений, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока. Оцениваем по з-х бальной системе (критерии оценивания на доске).
Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Какую тему изучали на прошлом уроке? (водоемы России).
Моря каких океанов омывают берега России?
Задание: на контурной карте подписать моря Северного Ледовитого океана. Проверка в парах. Оцените свою работу.
Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
Что общего у этих морей (холодные, покрыты льдами). Почему? (находятся в полярном поясе, где холодно, солнечные лучи недостаточно дают тепла, падают на землю отвесно).
Да, вы правы, Земля имеет форму шара, наклонена, поэтому не все участки земной поверхности получают одинаковое количество тепла. Т.о. существует смена природных зон от полюсов к экватору. Это закон природной зональности. И мы, начиная с сегодняшнего урока, будем знакомиться с природными зонами России.





4. Основная часть урока по теме
Послушайте отрывок из сказки:
"Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые , блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах... Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!"
- Из какого произведения этот отрывок? (Г. Х. Андерсен "Снежная королева").
- Что непременно должно быть в ее королевстве? (Снег и лед).
- Где могла бы жить Снежная королева? ( На Севере, в Арктике)
Учитель показывает на карте Арктику.
Арктика! Это крайний север России.
Знаменитый норвежский исследователь Фритьоф Нансен назвал Арктику “страной льда и тьмы». В науке - это зона арктических пустынь. Давайте посмотрим, все ли слова нам знакомы?
РАБОТА СО СЛОВАРЕМ
Как вы понимаете слово «зона», «пустыня»? Какое определение дается в толковом словаре Ожегова?
Зона-часть территории, пояс, полоса, пространство между какими-нибудь границами. Пустыня - большое незаселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью.
У нас есть еще одно слово «арктическая». А что вы представляете, когда произносите слово «Арктика?» (холодно, там живут медведи)
3 таких разных слова соединились, и получилось название природной зоны ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ. Закройте глаза, представьте себе арктическую пустыню. Откройте глаза, что вы представили? (холод, снег, тишина, бесконечная снежная даль. Кажется, что тебя окружает пустота. Создается впечатление, что здесь никого нет)
И сегодня мы отправимся в экспедицию, в царство Снежной Королевы, в Арктику.
Какова будет цель нашей экспедиции? (изучить особенности этой природной зоны.) Должны ответить на вопрос:
Почему этот суровый край называют арктической пустыней?
Какие ученые должны отправиться в экспедицию и почему? Экспедиции бывают разные. Членами нашей экспедиции являются синоптики, ботаники, зоологи, экологи.
Во всех научных экспедициях обязательно надо вести записи. У каждой исследовательской группы есть страница бортового журнала, в которую мы будем заносить свои наблюдения, впечатления и выводы. Полетели.
Уважаемые пассажиры. В эту минуту мы летим над Северным Ледовитым океаном.
“Арктос”! В переводе с греческого – медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т.е. вокруг Северного полюса. В зоне арктических пустынь лежат архипелаг Земля Франца Иосифа, Северная часть Новой Земли, Новосибирские острова, Остров Врангеля, Архипелаг Северная Земля. Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина однолетнего льда достигает 1.8 м, многолетнего- 3 - 4 м.
Показывает учитель карту, вешает на доску. Вот мы и приземлились.
ГРУППОВАЯ РАБОТА
Сейчас нам предстоит исследовательская работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)
У каждой группы есть материал, который необходимо изучить, систематизировать, проанализировать и представить отчет о проделанной работе. Ваш отчет вы оформляете на странице. Прежде, чем начать работу зарядимся доброй энергией, настроимся на успех. Встали, возьмите друг друга за руки, передайте импульс.

1 группа Выступление синоптика.

Северный Ледовитый океан почти весь закован толстым крепким _______________, а вокруг, куда ни глянь, многометровые снежные __________________________. Солнечные лучи падают на Землю ___________________________. Они скользят по поверхности Земли и ____________________ нагревают ее. В Арктике холодные суровые зимы с полярными _______________, короткое холодное лето с полярными _______________ без ночей. Безморозный период всего 1,5 месяца. Летом средняя температура __________________, зимой морозы до _____________, иногда ___________. Характерная особенность – очень _______________________________________________.
Рассказ учителя об удивительном явлении природы – о северном сиянии.
2 группа ботаники

Мы познакомились с растительным миром Арктики. Вот, что мы узнали.
К трудным условиям арктической зоны приспособились немногие __________________ из растений. На скалистых островах можно встретить редкие ___________, ________, ____________________. Кустарников и ______________ нет, так как холодно, нет _______________. Из трав растут _________________________, ___________________. Все растения ________________________________, часто стелятся по поверхности. Растут в ______________________________от ветра местах. В толще воды большое количество ___________________________.

Спасибо, уважаемые ботаники.
Места массового гнездования птиц называют «птичьими базарами». Здесь они откладывают яйца и выводят птенцов.
Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, изучающим животный мир Арктики.

3 группа зоологи

Мы познакомились с животным миром Арктики.
Из животных зимой в Северном Ледовитом океане почти никого нельзя увидеть – холод, метели, полярные ночи вынуждают их откочевывать к югу. Летом в водах океана появляется много рыб- _____________, ___________________, ______________, __________________. Животных кормит _____________. Морскими водорослями питаются ____________, а ими - _______________. Основная пища птиц и животных – это ______________. На скалистых берегах собираются птицы : _____________,_________________,________________. Птиц с необычными клювами называют _______________. Все звери - прекрасные ______________. От холода их защищает ________________________. Это ________________ и ________________. На тюленей охотятся _____________________________. У них длинная густая шерсть _____________ цвета и _______________ лапы, чтобы удобнее было ______________________________________________.
Спасибо, уважаемые зоологи. Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, экологам.


4 группа экологи Деятельность человека в Арктике

Арктика с давних пор привлекала людей. Неизвестные земли, загадочная природа манили сюда _______________. Обилие рыбы, морских зверей привлекали ______________ и _______________________. Кроме того, люди стремились найти самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий, а этот путь лежит как раз через _______________________________________океан. К сожалению, из-за освоения Арктики природа оказалась в _________________________. Долгие годы люди охотились здесь на белых медведей, моржей, китов. В результате неумеренной охоты все эти замечательные животные стали _____________. Они занесены в ________________________________. В морях Арктики люди занимаются и рыболовством. С многочисленных судов в воду попадают различные ______________ , _________________. Загрязнение морей очень плохо сказывается на жизни обитающих здесь животных. Мы столкнулись с рядом экологических проблем.
Что нужно сделать, чтобы не нанести Арктике непоправимый урон?
Запретить охоту на редких животных
Ограничить отлов рыбы
Взять под охрану птиц и животных
Бережно относиться к природным богатствам
Сконструировать суда, которым не нужен был бы мазут
«Суда-губки» всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают мусор, пластмассовые отходы.
Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с проблемами, возникшими в Арктике по вине человека, и предложили пути их решения.
На острове Врангеля в 1976 году создан заповедник. Остров Врангеля – единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы – белые гуси. В этом заповеднике самые крупные в мире скопления моржей! На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Ещё одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. А сейчас учёные снова поселили его на острове Врангеля.
Оцените свою работу в группе:
3 балла- помог своей группе справиться с заданием, активно принимал участие, все понял, подбирал материал
2 балла- если мене был активен
1 балл- недостаточно хорошо работал, оказал небольшую помощь
5. Физкультминутка
6. Обобщение и систематизация знаний (беседа).
Наши ученые хорошо поработали, мы познакомились с особенностями Арктики. Ответьте мне на вопрос:
Как приспособились растения к суровым условиям Крайнего Севера?
растут в защищённых от ветра местах;
низкорослые, часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли);
Что помогает выжить животным в Арктике?
Толстый слой жира.
Густая тёплая шерсть у зверей, пух у птиц.
Широкие лапы у зверей.
Окраска меха.
Сезонные передвижения.
Близость моря и пищи.
В Арктике очень скудная растительность, животный мир очень удивителен и неповторим. Работают люди. Я тогда что-то ничего не понимаю!
Почему же этот суровый край называют арктической пустыней? Может быть это ошибка? (очень бедная растительность, животный мир неразнообразный, людям здесь жить некомфортно, холод, снег, тишина, бесконечная снежная даль, Кажется, что тебя окружает пустота. Создается впечатление, что здесь никого нет).
7. Закрепление знаний и способов действий
Молодцы! Очень часто в Арктику отправляются различные экспедиции. И я нашла заметки одного путешественника. А вы определите ошибки и исправьте их.
РАБОТА В ПАРАХ
«Итак, я на Южном полюсе, в Арктике. Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Тихого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой морозы достигают 60 градусов, а летом воздух нагревается до 20 градусов. Растительный мир богат. Утром мне удалось сфотографировать бурого медведя, моржа, лося, волка, тюленя. После обеда началась гроза с ливнем, я поспешил в укрытие. Люди приезжают сюда отдыхать, так как здесь благоприятные климатические условия».
Сколько допустил ошибок путешественник?
Проверьте, эти ли вы ошибки нашли?
Кто сделал правильно? Кто допустил ошибки?
Оцените свою работу
3 балла- если нашли все ошибки
2 балла- пропустили 1-2 ошибки
1 балл- если пропустили более 2 ошибок
Наше путешествие подходит к концу. Чтобы вернуться обратно и чтобы удачно прошел наш полет, сейчас предстоит ответить на ряд вопросов, каждый из вас проверит свои знания. Перед вами бланки к тесту. Я задаю вопрос, а вы ставите «+», если согласны с высказыванием, знак «–», если не согласны с высказыванием.
8. Контроль и самопроверка знаний
Тест «Да или нет»
Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «-».
1) Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. ( - )
2) В Арктике нет коренного населения. ( + )
3) В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. ( + )
4) В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели. ( - )
5) В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи. ( + )
6) Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. ( + )
7) Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками». ( - )
Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?

Оцените свою работу на уроке, подсчитайте общее количество баллов.
11-12 баллов- вы как ученые справились с задание на высоком уровне
6-10 баллов- стоит немного подучиться, есть над чем работать
Менее 6 баллов- необходима консультация сильных товарищей, обратитесь к ребятам в группе или ко мне.

9. Подведение итогов урока
Наше путешествие подошло к концу, но мы не расстаемся с Арктикой навсегда, мы будем читать о ней, открывать все новое и новое для себя. Мы возвращаемся, а красоту Севера уносим собой в своем сердце и своих заметках. Было очень приятно работать в экспедиции с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями.
Какую цель мы ставили перед собой? Достигли мы этих целей? Что мы узнали?
Какие задания вам понравились больше всего?
Какие вызвали затруднения?
Какие задания вы хотели бы включить в следующий урок?
Кто испытывал затруднения?
Что понравилось во время экспедиции?
О чем бы вам хотелось узнать подробнее?

10. Домашнее задание.
Я предлагаю вам побыть в качестве историков, найти исторические сведения об освоении Арктики, информацию об исторических личностях, которые занимались исследованием Арктики.








































КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
(Плешаков А.А., 4 класс)
по теме

«Зона арктических пустынь»











Выполнила
Радаева Анастасия Александровна,
учитель начальных классов,
первая категория