Консультация Составление рабочей программы педагога ДОО


Составление рабочей программы педагога ДОО
Методические рекомендации
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник (в данном случае воспитатель) – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
На основании ст. 48 Закона №273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Законом № 273-ФЗ устанавливается значение рабочей программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа» как структурная единица учебно-методической документации. Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом ДОО данного документа.
Предпосылками для написания рабочей программы являются:
традиционный подход педагогов к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы;
возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех участников образовательного процесса;
способность анализировать профессиональную деятельность.
В качестве ожидаемых изменений в профессиональной деятельности педагога при условии разработки данного документа можно назвать:
способность рационально организовывать образовательный процесс, оптимально соотносить разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников;
возможность определять направление развития каждого ребенка;
реализацию субъектной позиции по отношению к воспитанникам и их родителям; творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
необходимую и достаточную степень свободы выбора воспитанниками способов общения и поведения;
возможность управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;
способность видеть проблему и решать ее по собственному замыслу (основание для аттестации педагога, определение компетентности его профессионального развития).
Педагог, приступающий к составлению рабочей программы, должен не только знать ее структуру, уметь проектировать этапы ее реализации, но и быть способным:
анализировать собственную деятельность в контексте современного этапа развития дошкольного образования;
определять направленность рабочей программы, ее назначение и функции;
грамотно выбирать форму предъявления содержания рабочей программы, учитывать педагогические технологии, рекомендуемые к реализации в образовательных программах;
представлять прогнозируемые результаты реализации рабочей программы.
Что же такое рабочая программа? Существует несколько определений данного понятия. Согласно одному из них рабочая программа – нормативный документ, внутренний стандарт группы ДОО, определяющий ценностно-целевые ориентиры, содержание и объем образования для каждой возрастной ступени, разработанный по образовательным областям развития детей и представляющий собой комплекс условий и средств воспитания, обучения, оздоровления, коррекции развития детей, реализуемых на основе имеющихся ресурсов (педагогических, материально-технических, организационных, технологических и др.) в соответствии с современным социальным заказом.Рабочая программа разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования и авторских парциальных программ.
Кроме того, педагогу необходимо учитывать: содержание образовательной программы ДОО; систему используемых образовательных технологий и методик; методический (специально оборудованные кабинеты, предметно-развивающая среда группы, наглядный материал, комплект разработанных «примерных» конспектов образовательных ситуаций и т.д.) и дидактический комплексы (пособия, раздаточный материал как обязательное условие для реализации педагогических технологий, в т.ч. ИКТ); содержание воспитательно-образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающей различные организационные формы.
Следует отметить, что на сегодняшний день требования к рабочей программе на федеральном уровне не определены. Поэтому каждый педагог ДОО самостоятельно выбирает структуру и форму документа.
Рабочая программа может быть составлена по аналогии с основной образовательной программой дошкольного образования в соответствии с требованиями к ее структуре, предъявляемыми Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2-13 №1155. При этом педагог может корректировать все структурные элементы рабочей программы с учетом специфики деятельности дошкольной образовательной организации, а также возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.
В дошкольном образовании модель рабочей программы должна представлять собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Слагаемыми психолого-педагогических условий являются:
содержательные особенности, отражающие ценностные ориентиры рабочей программы;
организационные (формы организации различных видов деятельности);
технологические (принципы, методы, приемы);
материально-технические (предметно-развивающая среда);
социокультурные (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социокультурных институтов);
контрольно-диагностические.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС дошкольного образования.
Остановимся подробнее на примерных структурных элементах рабочей программы педагога ДОО:
титульный лист;
пояснительная записка;
основная часть рабочей программы, которая включает:
- календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование);
- расписание образовательной деятельности;
- краткое содержание программы;
- особенности организации образовательного процесса;
- условия реализации программы;
- список литературы;
- приложения к программе.
На титульном листе, который считается первым и не подлежит нумерации, так же как и листы приложений указывается:
полное название дошкольной образовательной организации;
сведения о согласовании и утверждении документа руководителем ДОО (грифы «Согласовано» (дата, № протокола) и «Утверждаю»);
название рабочей программы;
адресность (возрастная группа, возраст детей);
сведения об авторе (должность, Ф.И.О.);
место нахождения, год составления рабочей программы.
Следующий структурный элемент рабочей программы – пояснительная записка, - раскрывающий актуальность реализации содержания рабочей программы, ее цели, задачи, основные принципы, особенности организации образовательного процесса.
Актуальность поясняется с позиции существующей образовательной системы, социального заказа, потребностей ребенка, его родителей, самого педагога: механизмы достижения качества образования, приоритетные задачи рабочей программы.
При постановке целей рабочей программы необходимо ориентироваться на основные цели ФГОС дошкольного образования:
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи рабочей программы определяются исходя из задач примерной основной образовательной программы дошкольного образования и парциальных программ, определенных для составления основной образовательной программы ДОО, а также задач, на решение которых направлен ФГОС дошкольного образования:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром4объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В качестве принципов рабочей программы могут быть указаны основные принципы дошкольного образования, определенные ФГОС дошкольного образования:
полноценное проживание ребенка всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация детского развития);
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий и требований, методов, возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей;
Также в пояснительной записке дается характеристика возрастных особенностей воспитанников группы (возраст, пол, национальная принадлежность, группа здоровья); характерные особенности данного возраста.
Далее раскрываются особенности организации образовательного процесса, например:
образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;
содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
Здесь же описываются традиции, сложившиеся в ДОО и конкретной группе, специфика национальных и социокультурных условий т.д.
Также в пояснительной записке отражается программно-методический комплекс образовательного процесса, который включает:
примерную основную образовательную программу дошкольного образования;
парциальные программы;
методическое руководство для воспитателей (перечень основных методических пособий, обеспечивающих образовательный процесс);
перечень наглядного, демонстрационного материала, сопровождающего реализацию рабочей программы;
перечень пособий для детей (печатные издания, развивающие книги, дидактические игры и пособия для индивидуальной работы и т.д.).
Отдельно указываются используемые методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей группы, а также подходы к формированию предметно-развивающей среды. Например, на современном этапе развития педагогики существуют технологии, которые обеспечивают преемственность дошкольного и начального уровня общего образования. Успешно зарекомендовали себя:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, педагогические системы В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и др.
Предметно-развивающая среда согласно требованиям ФГОС дошкольного образования должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Обязательным пунктом в рабочей программе является перечень нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
нормативные документы регионального и муниципального уровней.
В основной части рабочей программы отражаются:
возраст детей (группа);
календарно-тематический план (комплексно-тематическое планирование) – единый план ДОО, который рассматривается на этапе утверждения образовательной программы на педагогическом совете;
расписание организованной образовательной деятельности (составляется методистом или старшим воспитателем ДОО на основании СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 , и утверждается на установочном педагогическом совете);
содержание образования с учетом требований ФГОС дошкольного образования (программное содержание с описанием образовательной деятельности, представленное в пяти образовательных областях);
особенности организации образовательного процесса.
Основным блоком при описании программного содержания является тема. Традиционно тематическая неделя в ДОО начинается в понедельник и заканчивается в пятницу. Поэтому целесообразно вынести название темы в строку, которая будет объединять организационные направления деятельности, реализующее содержание пяти взаимодополняемых образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие (табл.1).
Время
в режиме
дня Образовательная
область Содержание темы Взаимодействие с родителями
Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная образовательная деятельность Тема: _____________________________________
Если педагог решит использовать сокращения, то это указывается в пояснительной записке. Например: сокращение названий образовательных областей: социально-коммуникативная – С-К, познавательная – П, речевая – Р, художественно-эстетическая – Х-Э, физическое развитие – Ф.
Содержание тематической недели может быть представлено в виде описания форм работы с указанием темы конкретной деятельности и методической литературы, которую использует воспитатель. Педагог может самостоятельно разрабатывать сценарии мероприятий. Такие авторские разработки в виде игровых сеансов, сценариев развлечений, материалов для дистанционных консультаций семьям детей представляются в приложении к рабочей программе с нумерацией, определяющей ее порядок. В содержании указывается только ссылка на приложение.
Далее раскрывается модель организации образовательной деятельности в группе.
Так, жизнедеятельность детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса: специально организованной образовательной деятельности взрослого и детей (групповой, подгрупповой и индивидуальной) и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (несопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом воспитанников, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
При описании особенностей организации образовательного процесса указываются формы работы с детьми, приводится описание режимов пребывания детей данной возрастной группы в холодный и теплый периоды, режима закаливания и двигательного режима. Творческие педагоги не оставят без внимания сложившиеся традиции дошкольной организации: праздники, проекты, акции и т.д. Если традиционные события не вошли в содержание тематической недели, то необходимо их представить в виде отдельного плана.
План организации воспитательно-образовательного процесса в группе может быть оформлен в виде таблицы (см. таблицу 2).
Виды деятельности и формы работы Образовательные области
Соц.коммуник. развитие Познавательное развитие Речевое развитие Худ. Эстетическое развитие Физическое развитие
1 2 3 4 5 6
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых 2 р. в неделю 2 р. в неделю 1 р. в неделю 3 р. в неделю 3 р. в неделю
Сюжетно-ролевые игры Ежедневно Ежедневно Ежедневно Театрализованная деятельность Ежедневно Ежедневно Ежедневно Дидактические игры Ежедневно Ежедневно 2 р. в неделю Подвижные игры Ежедневно 2 р. в неделю Ежедневно
Целевые прогулки 1 р. в неделю Наблюдения Ежедневно Ежедневно Познавательно-исследовательская деятельность Ежедневно 1 р. в неделю Чтение, рассказывание Ежедневно Ежедневно Рассматривание иллюстраций Ежедневно Ежедневно Ежедневно Работа со стихотворением 1 р. в неделю 1 р. в неделю Коммуникативная деятельность Ежедневно Ежедневно Ежедневно Художественная деятельность 2 р. в неделю Продуктивная деятельность 1 р. в неделю 1 р. в неделю+ занятия по интересам Музыкальная деятельность Ежедневно 2 р. в неделю Двигательная деятельность Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно
Трудовая деятельность Ежедневно В разделе «Условия и средства реализации программы» раскрывается материально-техническое (пространственная и предметно-развивающая среда) и программно-методическое обеспечение.
В документе описывается пространство, используемое педагогом в образовательном процессе с учетом возраста детей:
среда групповой ячейки;
помещения ДОО, которые используются для реализации рабочей программы данной возрастной группы: музыкальный и физкультурный залы, кабинеты специалистов, специальный комнаты развития (например, комната русского быта, детская лаборатория, изостудия, центр конструирования и т.д.);
территория ДОО (например, прогулочный участок, спортивная площадка, экологическая тропа и т.д.);
среда ближайшего социума, используемого в образовательном процессе (например, школа, библиотека, стадион, бассейн, музей, театр, студия и т.д.);
оценка индивидуального развития воспитанников;
взаимодействие с родителями воспитанников.
Многие воспитатели современных дошкольных образовательных организаций среду групп представляют в виде плана-схемы. Работа по составлению такого плана позволяет педагогам, с одной стороны, проводить рефлексию профессиональных способностей, знаний концепций предметно-развивающей среды дошкольного образования, а с другой – проявить творческий подход к созданию комфортной обстановки игрового помещения, что придает индивидуальный стиль группе.
Помещение ДОО, описание используемой территории и среду ближайшего социального пространства можно представить в виде перечня или таблицы, а для отражения частоты использования добавляется график посещений.
Опытные воспитатели понимают важность и необходимость контрольной функции образовательного процесса, поэтому особое внимание раздела может быть уделено оценке индивидуального развития воспитанников. Согласно п.3.2.3. ФГОС дошкольного образования «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей… в рамках педагогической диагностики». Таким образом, в рабочей программе следует представить перечень диагностических методик с указанием периода и цели проведения диагностики. Например: оценка эффективности педагогических действий по использованию авторской программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки» или оценка физического развития детей с использованием АРМ «Физкультурный паспорт» (данная электронная программа помогает автоматически выстроить индивидуальный маршрут дальнейшего развития физических способностей ребенка или внести указания по коррекции особенностей его развития). Важно помнить одно, что итогом проведения педагогической диагностики должны стать индивидуальные маршруты развития детей группы.
По выбору педагога описание взаимодействия с родителями воспитанников может быть представлено в рабочей программе в виде:
перспективного плана по взаимодействию с родителями;
отдельной графы «Взаимодействие с родителями» в содержании тематической недели.
Нововведением в планировании деятельности воспитателя стало требование по составлению презентации рабочей программы для родителей. Если презентация размещена на сайте ДОО или личном сайте педагога, то в рабочей программе необходимо сделать ссылку на соответствующий материал.
Структурный элемент рабочей программы «Список литературы» включает перечень использованной литературы в работе с детьми. Прежде всего, это методическая литература.
В разделе «Приложения к рабочей программе» могут быть представлены следующие материалы:
конспекты (сценарии) различных форм образовательной деятельности с детьми;
описание игр и игровых упражнений;
сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары);
комплексы утренней гимнастики;
визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, размещенные на стендах, буклетах, памятках и т.д.).
Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 10 сентября текущего года) приказом руководителя дошкольной образовательной организации. Утверждение рабочей программы предполагает предварительное ее обсуждение и принятие членами педагогического совета.
В зависимости от того насколько грамотно педагог сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать образовательный процесс, зависит результат воспитательно-образовательной работы в целом. Рабочая программа составляется с учетом социального заказа на образовательные услуги, может стать инструментом совершенствования качества образования, будет способствовать достижению социально значимых результатов образования воспитанников и стимулировать профессиональное развитие самого педагога.
Составление рабочих программ и планирование образовательной деятельности – одна из наиболее сложных задач, стоящих перед педагогами дошкольной образовательной организации. Неслучайно у педагога, особенно начинающего, может возникнуть желание использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами),чтобы избежать возможных трудностей.
Однако, такая позиция исключает личность педагога из процесса проектирования, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования. Используя уже существующие программы, не перерабатывая их и не адаптируя их к особенностям образовательного процесса в своей группе, он выступает в роли исполнителя чужого проекта, механически выполняющего готовые положения. В результате такого подхода воспитанники и педагог не получают целостного представления об изучаемой теме.
Справиться с данной работой воспитателю поможет старший воспитатель или методист дошкольной образовательной организации. Рекомендуется проводить методические объединения, семинары-практикумы, организовывать творческие группы. Активная позиция педагогов ускорит процесс составления рабочей программы, а результатом может стать творческая, увлекательная жизнь группы.