Повышение познавательного интереса учащихся во внеклассных мероприятиях. Социальные практики как основы повышения активности учащихся в учебной, творческой, исследовательской деятельности.

Повышение познавательного интереса учащихся во внеклассных мероприятиях. Социальные практики как основы повышения активности учащихся в учебной, творческой, исследовательской деятельности.

В настоящее время, несмотря на возрастание понимания значимости внеклассной работы для достижения общих образовательных целей, многие методисты и учителя по-прежнему недооценивают возможности внеклассной работы, считая ее второстепенной, вспомогательной и даже развлекательной.
Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса.
Придавая особое значение познавательному интересу, психологи указывают на то, что под этим «интересом понимаются как интерес к содержанию, так и к процессу овладения знаниями».
Познавательный интерес играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности»
Познавательный интерес выступает как один из важнейших мотивов учения школьников и как сильное средство обучения. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному, все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса. Классическая педагогика прошлого утверждала:
”Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается и делает всё из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, участвуют в различных увлекательных мероприятиях, то дело идет совсем по-другому.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно (внутренне) присущим человеку от рождения.
Анализ научных исследований, проведенных педагогами и психологами показывают, что у учащихся крайне недостаточно развиты познавательные интересы.
Основные причинами несформированности познавательных интересов у большинства подростков является отсутствие целенаправленной, систематической научно-организованной работы учителя в плане развития интересов к познанию; в непонимании многими учителями сущности понятия "познавательный интерес" и незнании ими теоретических и практических основ формирования познавательных интересов; в недооценке роли познавательного интереса в повышении эффективности процесса обучения.
Решение проблемы формирования познавательных интересов – потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.
Особенности современного движения педагогической и психологической науки создают такую атмосферу деятельности учителя, в которой он не может обучать и воспитывать своих питомцев, не добиваясь развития их познавательных интересов.

Повышение познавательного интереса учащихся во внеклассных мероприятиях

«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который
называется воспитанием в широком смысле этого слова.
В воспитании всё главное: и урок,
и развитие разносторонних интересов детей вне урока,
и взаимоотношения воспитанников в коллективе».

В.А. Сухомлинский.

Виды и направления внеурочной деятельности

Термин социальная активность рассматривается, как понятие, в котором термин «социальная» означает общественно-полезную направленность деятельности, а «активность» меру интенсивности самореализации в общественной деятельности.

В 21 веке показателем сформированности «социального опыта личности» являются  достижение душевных порывов растущей личности, осознание сопричастности к созидательному труду, преобразованию мира.
Сейчас задача воспитания социальной активности, ставится государством на одно из первых мест.
Сегодня современная молодежь не представляет собой единой политической и идеологической силы и не занимает  значительное место ни в социально-политической структуре, ни в общественно-политической жизни общества. Особую тревогу вызывает утрата гражданских и патриотических чувств у современной молодежи в связи с падением престижа нашей страны,  отсутствием социально-ориентированной внутренней политики и отчуждением власти от народа.
Ограничение возможностей молодежи в социальной самореализации ведет к росту агрессивности и протестного потенциала в молодежной среде, что приводит к образованию деструктивных групп и объединений молодежи (скинхеды, фашисты, футбольные фанаты).
Формируются и действуют молодежные группы криминального характера. С 2001 году зарегистрировано более 5000 тыс. криминальных подростковых групп. Не утрачивают своей остроты проблемы алкоголизма и наркомании в молодежной среде.
Известный постулат – дети наше будущее, но не многие задумывались, что речь идет, буквально о будущем страны или планеты. То есть то, какими мы воспитаем сейчас наших детей, в том обществе мы и будем жить через 15 – 20 лет.
Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа. Начинать формировать социальную активность личности надо  еще в дошкольном возрасте, где закладывается фундамент личности, развиваются многообразные отношения с миром.  Усваивая нормы и правила поведения, ребенок  перенимает способы действий, одобренные обществом.
Далее формирование социальной активности продолжается в стенах школы и учреждениях доп. образования.
Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом своей работы как классного руководителя 7б класса.
В настоящее время в России имеет место процесс формирования новой системы образования, ориентированной на социализацию личности на основе участия в общественно значимой деятельности. Так, в Стратегии государственной молодежной политики приоритетным является направление вовлечения молодежи в социальную практику, с целью развития ее потенциала в интересах государства.
Социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.
В своей педагогической деятельности я активно использую возможности развития социальной компетентности через организацию социальных практик (например, деятельность по профилактике социальных пороков (курения, наркомании), участие в музейной работе школы, организация помощи ветеранам, шефство над младшими школьниками и т.д.). В ходе социальной практики происходит отработка социальных навыков, познание социальной действительности.

Социальная практика это образовательная деятельность учащихся, направленная на
развитие социальной компетентности, социальных навыков,
формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения,
получение опыта социального действия (взаимодействия),
осмысление и присвоение теоретических знаний, полученных в ходе изучения учебных курсов обществоведческого содержания, другое.
Социальная практика может помочь ученику
найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать)
понять как построено взаимодействие между представителями власти и общественности;
получить опыт поиска рабочего места
научиться видеть социальные проблемы незащищенных слоев населения населения (инвалиды, ветераны, сироты и т.д.), находить способы помощи им;
научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами;
научиться работать с деловой документацией
научиться кооперировать с другими людьми и делать совместное Дело;
познакомиться с условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе;
познакомиться с конкретными социальными технологиями и их реализацией;
научиться самостоятельно ставить цели своего социального действия, определять средств
·а его осуществления, анализировать результаты;
познакомиться с процедурой выборов, понять правила участия в выборах и т.д.
Социальная практика школьников  выстраивается в следующих направлениях.

Направления социальной практики учащихся
Направление
Форма
Возраст

Самоуправление
Участие в организации школьного самоуправления во всех его проявлениях на уровне класса и школы.
1–11-е классы

Самоорганизация и личностный рост
Ведение «дневника личностного роста» - портфолио.
Соревнование: соотнесение собственных результатов с результатами других, конкурентное поведение, корректировка своей рейтинговой позиции.
1–11-е классы

Волонтерская деятельность
Участие в акциях, посвященных лицам с ограниченными возможностями: конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, младших в рамках Декады инвалидов, Дня пожилого человека, Дня Победы, Дня Памяти жертв политических репрессий, Дня учителя, 23 февраля, 8 марта.
5–11-е классы

Интеллектуальное творчество
Участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, НПК, создание и защита собственного интеллектуального продукта.
1–11-е классы

Профессионально-ролевая деятельность
Стажировка в качестве:
члена жюри конкурса учебно-исследовательских работ 1–4-х классов;
учителя и воспитателя в День самоуправления;
деятельность по самообслуживанию;
организация и проведение массовых общешкольных мероприятий;
8–11-е классы

Здоровьесбережение
Участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепления  здоровья.
1–11-е классы

В подростковом возрасте у детей всегда проявляется естественная тяга к деятельности в кругу сверстников и эту особенность нужно правильно использовать.

Дополнительное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенка, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его творческой деятельностью.
В классе 30 чел. Все учащиеся посещают во внеурочное время кружки, секции.
«Инициатива» (волонтёры) - 30 чел.
«Эксперементаниум»- 30 чел.
«Право» - 30 чел.
Плавание – 30 чел.
ДШИ – 9 чел. (музыка – 6, ИЗО – 3, танцы: народный , классический – 3)
Детский клуб «Смайл», студия «АТ-денс» - 3 (танцы, ИЗО)
СОШ №15 – танцы –1, ИЗО - 2
«Вдохновение» (бальные танцы) – 2
ДЮСШ – футбол – 5 чел.
Гребля – 2
Плавание – 2
Карате-до – 1
Киксбокс – 2
Фигурное катание – 1
ЦНК – 1

Остановлюсь на работе волонтёрского отряда «Инициатива»
Программа внеурочной деятельности «Инициатива» (Малый волонтерский отряд) представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников подросткового возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН. Деятельность «Инициативы» способствует воспитанию социальной активности детей, формирует потребности в личном участии в социокультурном преобразовании, развивает социально-значимые черты личности в отношении к людям, в поведении, дает возможность проявить себя.
Волонтёрский отряд «Инициатива» обеспечивает развитие  мотивации и опыта социально значимой деятельности.
Структура деятельности «Инициативы»  дает возможность сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей).

Программа внеурочной деятельности «Инициатива» (Малый волонтерский отряд) представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников подросткового возраста и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.
Задачи:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
формирование здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.

Направления работы
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга подростков.

Формы реализации данной программы. Основной формой организации внеучебной деятельности является волонтёрское движение, создание рабочей группы с микрогруппами, творческая работа всего коллектива, консультации, экспедиционная работа, самостоятельная работа, образовательные тренинги, рефлексия имеющегося опыта, вовлечение детей в социальную активность, способствующее формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Программа содержит лекционные и практические занятия. Освоение программы “Инициатива” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Одним из эффективных методов включения молодого поколения в общественную жизнь является социальное проектирование.
Под социальным проектированием в сфере образования и молодежной политики обычно понимают специфическую технологию, представляющую собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, в выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, и разработке путей и средств достижения поставленных целей. Таким образом, социальное проектирование является технологией социального воспитания в образовательных учреждениях.

В последние годы развитие Интернета способствовало генерированию новых социальных практик как виртуальных аналогов традиционных, связанных с трудовой, образовательной и досуговой деятельностью, потребительским, политическим, коммуникативным поведением. Эти новые, базирующиеся на Интернете социальные практики выступают как «социальные интернет-практики» и представляют собой совокупность рутинных действий и привычных способов поведения, связанных с использованием Сети для решения проблем и/или повышения эффективности деятельности в различных сферах жизни, а также для удовлетворения различных потребностей.
Мы также включаем интернет - практику в образовательный процесс.
1.          Создан сайт учителя-предметника.
Предметный сайт для учителей и учеников. Сайт наполнен разнообразной информацией по предмету как для учителей, так и для учеников. Назначение сайта – помочь ученикам через странички сайта получить дополнительные материалы при подготовке к зачетам, контрольным работам, конкурсам. На сайте размещаются интересные дополнительные  материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации. Кроме этого на сайте есть страничка ШМО учителей общеразвивающих предметов.
Сайт класса. (Сайт 7б класса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Положительные стороны создания учительского сайта:
Ученики имеют возможность получить информацию на сайте учителя о расписании консультаций, о домашнем задании, о специальной литературе, справочниках, словарях, терминах, о возможности провести тестирование на сайте.
Родители учеников посредством функций сайта общаются с учителем, решая вопросы в воспитании своего ребенка (выбрать время для посещения учителя работающим родителям - проблематично).


Как видим, социальная практика помогает школьникам адаптироваться в любом социуме, учит общаться и бесконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли, знакомит с представителями разных профессий, позволяя, тем самым, правильно выбрать свой жизненный путь. Поэтому наша школа будет и дальше развивать и совершенствовать данное направление.












 
·