Здоровьесберегающие технологии в начальной школе с использованием игровых технологий на уроках физической культуры

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
с использованием игровых технологий на уроках
физической культуры


Глуходед О.В., учитель физической культуры
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 1
с углубленным изучение отдельных предметов
Бугульминского района РТ


Здоровье – это бесценный дар природы,
оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит
от него самого, от его образа жизни, условий
труда, питания, его привычек.
академик И.П. Павлов



«Здоровье детей – богатство нации, здоровая нация – сила государства».
Сохранение здоровья учащихся в образовании – очень важная часть национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Очень актуальной эта проблема является в начальной школе, так как у ребенка происходят большие изменения в привычном для него укладе жизни, он осваивает новую социальную роль «ученик».
Во многом хорошая учеба в школе определяется уровнем состояния здоровья.  В современном мире поступая в первый класс, некоторые дети уже имеют отклонения в здоровье. К сожалению, мы замечаем, что от первого к выпускному классу здоровье детей значительно ухудшается. Из-за болезни часто пропускаются уроки, ощущается недомогание и во время занятий, повышается утомляемость, теряется интерес к происходящему на уроке.
Поэтому, если не мы, учителя, работающие в начальной школе, то кто заложит фундамент для формирования у школьников необходимости ведения здорового образа жизни. Научит делать первые шаги для укрепления их здоровья и повышения успешности обучения.
Я работаю не только с учащимися старших классов, но уже третий год преподаю уроки в начальной школе. В моих классах почти 80 учащихся, все они имеют разную группу здоровья и различные заболевания. Еще в первом классе совместно с медицинским работником школы и врачами детской поликлиники каждый ребенок прошел медицинскую диагностику по выявлению заболеваний и получил рекомендации для занятий на уроках физкультуры. Медицинские осмотры у нас в школе проходят ежегодно.
Физическая культура нужна всем детям. Ребята, которые занимаются физической культурой, чувствует себя прекрасно, у них много сил, они здоровы и могут заниматься интересными и полезными делами. Это значит, что у них хорошая физическая подготовка. На моих уроках каждый ребенок даже если он освобожден от занятий физической культуры, по каким либо причинам может взять для себя что – то интересное и полезное.
Некоторые ребята любят бегать, прыгать, плавать, кататься на лыжах. Многим нравятся боевые искусства. Но какие упражнения, привлекают не только учащихся начальной школы, но и старшеклассников? Конечно же, игровые. Сейчас в мире множество различных игр и их трудно сосчитать. Среди них выделяются подвижные и спортивные игры, в которые играют большинство учащихся и по которым проводятся соревнования. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений.
Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Урок, проводимый в игровой форме,  является как метод обучения для освоения темы, понятия и даже раздела учебного предмета.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Реализуя игровые технологии на своих уроках, я помогаю учащимся в развитии жизненно необходимых двигательных умений и навыков, а также таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.
Увлекательность игр является средством привлечения интереса к предмету или процессу обучения. Назначение игр-состязаний в учебном процессе может быть многообразно. Их следует рассматривать как первоначальный толчок к развитию познавательного интереса, как средство личностного роста. Многие игры укрепляют здоровье, развивают находчивость, чувство товарищества, дают возможность учащимся реализовать накопившуюся энергию. Кроме того, они развивают воображение, прививают участникам умение достигать цели, приходить на помощь другу при разных обстоятельствах.
Важным требованием при проведении подвижных игр является соблюдение правил, регулирующих возникновение конфликтов. Каждый творческий учитель, который заинтересован в проведении хорошего урока и получении хороших результатов должен, прежде всего, продумать какую игру можно преподать учащимся и насколько она будет эффективна в изучении данной темы. При проведении любой игры учитель становится водящим или куратором.

Используя игровые технологии на своих уроках, я стараюсь придерживаться некоторых правил:
При выборе игры, прежде всего я исхожу из темы и задач предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.
Необходимо учитывать наличие оборудования и оснащение игровой площадки или спортивного зала. Нельзя проводить в спортивном зале игры, которые предназначены только для улицы и наоборот.
Я часто предлагаю своим учащимся выбрать одну из нескольких игр, которые подходят к данной теме. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней. Игру необходимо объяснять точно и кратко, но так чтобы каждому было понятно, тогда учащимся будет интересней играть. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры.
Если игра командная или групповая, я разбиваю класс на команды, группы, распределяю роли в игре. Но класс необходимо разбить на равные команды по физической подготовленности.
Развитие игровой ситуации. При организации игр я придерживаюсь следующих принципов:
принцип развития игровой динамики;
принцип поддержания игровой атмосферы;
принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
В заключение игры необходимо подвести итоги. Подводим итог игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекаются дети, которые по состоянию здоровья не могут принимать участие в данной игре. Многие освобожденные на протяжении всего урока или какой либо игры могут быть помощниками для учителя.

Игра наряду с трудом и учением, одна из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении (особенности организации деятельности занимающихся, руководство игрой, другие педагогически существенные признаки) от других способов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода. Так игры на уроках физической культуры можно применять не только в разделе подвижные и спортивные игры, но и в разделах: гимнастика и легкоатлетические упражнения.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – это забота каждого учителя.
Игру можно рассматривать и как своеобразную, предварительную тренировку перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогу тему. Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах работы, поэтому необходимо методически правильно подбирать игры к уроку.
Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса.
В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Игры являются проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке физической культуры за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игрового метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Рекомендации учителям физкультуры
содержание игр (сюжет, правила) должно соответствовать уровню интеллектуального и двигательного развития, эмоционального состояния и личностных интересов детей;
подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: коррекцию телосложения, развитие координационных способностей, коррекцию двигательных нарушений, развитие физических качеств, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка;
во время игр и занятий учителю необходимо следить за тем, чтобы дети долго не занимались однообразными движениями и не находились долго в одной и той же позе. Для этого необходимо заинтересовывать учащихся другим видом игры или занятия;
активно внедрять здоровьесберегающие - игровые технологии в урочной и внеурочной деятельности;
пропаганда здорового образа жизни ученикам, через совместные мероприятия учителей, учеников и родителей (Дни здоровья, посещение бассейнов и лыжных баз, «Веселые старты» и др.);
все применяемые методы, приемы, средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Принимая во внимание психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста - быстрая утомляемость, неуравновешенность и так далее – учителю необходимо наблюдать за состоянием играющих и не допускать чрезмерной физической нагрузки. Необходимо стараться правильно чередовать активные действия и отдых, своевременно переключаться на более спокойную деятельность.
Организация играющих детей - важная предпосылка для успешного хода игры.
Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой: Здоровье – ценность, а ценности не даются даром, а приоритетный принцип: «Не навреди!»