Конспект урока Татарская народная сказка «Три сестры».


УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Сказки народов России о семье. Татарская народная сказка «Три сестры».
Цели урока, направленные на достижение
личностных результатов обучения:
развивать навыки сотрудничества со сверстниками, творческую, речевую и мыслительную активность, прививать любовь к русской литературе.
метапредметных результатов обучения:
регулятивные: формировать умение понимать, принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу; адекватно оценивать результаты своей деятельности;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, формирование умения анализировать текст с точки зрения его жанровой специфики, извлечение и анализ необходимой информации из текста, структурирование её с использованием знаково-символических средств (схем, чертежей);
коммуникативные: формировать умения вступать в общение, соблюдать правила общения, выражать свою точку зрения и аргументировать своё мнение, чётко и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
предметных результатов обучения: раскрыть психологический характер конфликта в рассказе; совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы; формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Ход урока.
IОрганизационный этап.Дорогие ребята!Сегодня у нас на уроке гости. Они пришли посмотреть, как вы умеете работать. Как мы должны настроиться на работу, чтобы урок был плодотворным, интересным, чтобы у нас были в конце урока только положительные эмоции?
(Быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми)
II Выявление читательского опыта.В начале урока мы повторим изученный материал в виде тест-разминки.
Задания.
Кто автор строк:
Спи младенец мой прекрасный
Баюшки-баю!
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Б
Ответы:
В
А. Майков.
С
Русская народная песня
М. Лермонтов
2. Произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл.
А
Ответы:
К
Загадка
О
Пословица
ПотешкаИз какого произведения данные строки:
« Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!»
Ответы:
О
А
Л. Толстой « Лучше всех»
В. Осеева «Сыновья»
4. О каком человеческом качестве говорится в произведении Е. Пермяка «Случай с кошельком»
В
Ответы:
Г
Зо дружбе
о честности
о трудолюбии
Автор рассказа «Сыновья»
К
Ответы:
Д
Валентина Осеева
Б
Лев Толстой
Сергей Аксаков
Какое растение первым расцветает к Женскому дню 8Марта?
М
Ответы:
У
Ландыш
А
Подснежник
Верба
2. Проверка теста. Самооценка.
-В каком произведении мы узнаём об этом? (Ю. Коринец «Март»)
III. Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Ю. Коринец «Март».
Оценка учащимися ответов товарищей у доски.
IVАктуализация знаний.
1. Выявление читательского опыта.
Учит.: -Вспомните произведения, каких жанров мы читали на уроках?
Учит.: - Какой общей темой объединены эти произведения?
Учит.: - Сегодня мы познакомимся с произведением ещё одного жанра. Если вы сложите буквы выбранных ответов теста-разминки, то узнаете, что это за жанр. Быль, пословицы, рассказы, стихи, легенды.
Тема: «Семья и я»
Ответ: Сказка.
Учит.- Вспомните, какие бывают сказки.?
Учит.-В чём отличие народной сказки от авторской?
358172994791Учит.-Какую структуру может иметь сказка?
Структурная модель сказок:
V. Усвоение новых знаний.Постановка учебной задачи.
Учит.- Сегодня мы в гостях у сказки. Откройте учебник на странице 87. Прочитайте название сказки.
Учит. -Какие задачи поставим сегодня на уроке? Познакомимся… (с татарской сказкой «Три дочери»)
Узнаем….(что же больше ценит в людях народ Татарии)
Будем учиться….(работать с текстом, выразительно читать)
Первичное восприятие .Вопрос перед первичным восприятием текста: Учит.–Подумайте, почему автор учебника поместил эту сказку в раздел «Семья и я»?
Учит.-Какие чувства вы испытали, слушая сказку?
Учит. - Вернёмся к структуре сказки. Какого этапа нет в сказке?
Учит. - Какая это сказка? Найдём место этой сказки в таблице.
Учит. - На столе у вас книжки-малышки, сделайте на первой странице обложку к этому произведению. Эта сказка, где главные герои мама и дочери. В ней показаны отношения между близкими людьми.
Дети высказываю своё мнение.
Присказки.
Три сестры» - народная, бытовая сказка.
Дети выполняют самостоятельно.
Проверка у доски.
V. Первичная проверка понимания изученного
1. Аналитическое чтение.
Учит - Назовите героев этого произведения. Мать, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, Белочка.
мать
(На экране появляются схемы-образы.)
средняя дочь
младшая дочь
старшаядочь

белочка

Учит. - Ребята, у меня сложилось такое мнение, что мать, наверное, была не так заботлива, добра, внимательна к дочерям, если они так поступили с ней, когда выросли.
Учит.-Докажите, словами из текста.
Учит. - Если она день и ночь трудилась, значит, мы можем сделать вывод, какой она была?
Учит. - Почему ей приходилось так много работать? Дети высказывают своё мнение.
Дети зачитывают отрывок
Мама была трудолюбивой
Чтобы накормить и одеть своих трёх дочерей.
В схеме подписать.
матьтрудолюбивая


заботилась
заботилась
заботилась

средняя дочь
младшая дочь
старшаядочь

белочка

Учит. - Какие выросли дочери? Как об этом говорится в сказке?
Учит.-Почему татарский народ сравнивает дочерей с быстрыми ласточками и со
светлой луной?
Учит. - А, где в сказке мы можем найти подтверждение того, что дочери были трудолюбивыми? Учащиеся зачитывают.
Дочери выросли красивыми, как светлая Луна в ночи, трудолюбивыми и шустрыми, как ласточки.
Когда белочка приходила к дочерям, они все были заняты делом: старшая дочь чистила тазы, средняя дочь – к ярмарке холст ткала, младшая месила тесто.
матьтрудолюбивая


заботилась
заботилась
заботилась

средняя дочьтрудолюбивая
младшая дочьтрудолюбивая
старшаядочь
трудолюбивая

белочка

Учит. - Понятно ли вам значение слов: ярмарка, холст?
«Книгочей» зачитывает из толкового словаря значение этих слов.
Ярмарка – торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров.
Холст – льняная ткань полотняного переплетения.
VI. Этап закрепления новых знаний.
Работа над характерами героев.
Учит.:- Как повели себя старшая и средняя дочери, когда узнали печальную весть от белочки о болезни матери? Учит.: - Зачитаем в книге об этом.
Учит.: - Как белочка отреагировала?
(На схеме подписать отношение белочки к старшей и средней дочерям.)Учит.: - Что же ожидало старшую и среднюю дочерей? Прочитайте.
Учит.: - Ребята, подумайте, а почему именно в черепаху превратила белочка старшую дочь и в паука среднюю?
Учит.: - За, что же были наказаны старшая и средняя дочери? Может их несправедливо наказала белочка, они же трудились, работали?
Учит.: - Какое мнение сложилось у вас об этих дочерях?
Учит.:Предлагаю поработать над характерами дочерей. Задание будете выполнять в парах. У вас на парте есть таблица характеристики героев. Посоветуйтесь и выберите из списка те качества, которые присущи только старшей и средней дочерям.
Учит.:-Значение каких слов вам не понятно? Дети : Старшая и средняя дочери сначала огорчились. Потом вспомнили, что свои дела важнее.
Дети. - Белочка рассердилась.
Дети зачитывают отрывки из сказки.
Дети высказывают мнения.
За то, что для них оказались свои дела важнее, чем ухаживать за больной матерью.
Дети заполняют таблицу. Старшая и средняя дочери: бессердечные, жестокие, неблагодарные
чуткая
справедливая
жестокая
бессердечная

отзывчивая
неблагодарная
сердечная

Проверка.
Учит.: - Как отреагировала младшая дочь на печальную весть белочки? Прочитайте.
Учит.: - Что пережила младшая дочь?
Учит: - Почему вы так решили, если младшая дочь ни слова не произнесла?
Учит.: -Выберите душевные качества младшей дочери и заполните таблицу Дети: -Страх, жалость, испуг.
Дети: - Она так торопилась, даже руки на обтёрла.
(чуткая, отзывчивая, сердечная)
матьтрудолюбивая


заботилась
заботилась
заботилась

средняя дочьтрудолюбивая
младшая дочьтрудолюбивая
старшаядочь
трудолюбивая



бессердечная
чуткая
отблагодарила

отзывчивая
наказала
наказала
жестокая

сердечная
неблагодарная

белочка

Проверка.
Позиция автора-народа.
Учит.: - Какой герой помог выразить отношение автора-народа к происходящим событиям, поступкам героев?
Учит.: - Вернёмся в тексте к словам белочки, обращённым к старшей дочери. Перечитайте.
Учит.:- Белочка переспрашивает, потому что не расслышала?
Учит.: - Перечитайте слова белочки с таким чувством.
Учит.: - Как ответила белочка средней сестре?
Учит.:-Что ожидало младшую дочь?
Перечитаем.
Учит.:Откройте тетради на стр. 47 и выполните задание №6.
Учит.: - Ребята, а вот мне кажется странным это предсказание. Лучше бы белочка превратила младшую дочь в бабочку или стрекозу: они красивые, яркие беззаботно порхают с цветка на цветок.
Учит.:Правильно ли поступила с дочерьми белочка?
Учит.:Что вы скажете о белочке? Какая она? Выберите характеристику для белочки и заполните таблицу. Белочка
Дети: - Нет, она возмущается, сердится.
Дети зачитывают отрывок, передавая негодование белочки голосом.
Зачитывают отрывок.
Выполнение и проверка задания.
Дети: - Пчёлы трудолюбивые, собирают всё лето мёд, приносят пользу людям.
Дети высказывают своё мнение.
Дети выбирают – справедливая.
VII. Применение знаний и способов действий.
1.Работа с пословицами.
Учит.:-Я хочу, чтобы вы обратились к народной мудрости – пословице. Поработайте в парах и подберите пословицу к данной сказке. Запишите её в книжке-малышке.
Проверка.
Учит.:-К какой дочери можно отнести эту пословицу? Работа в парах.
1.Родители трудолюбивы и дети не ленивы.
2.Бывает, что родители заботливы, а детки не работливы.
3.Мать кормит детей, как земля людей.
4.Тот вовек не погибает, кто родителей заботой окружает.
VIII. Обобщение и систематизация знаний.
- Так, о какой из дочерей можно сказать: «Всем хороша, да слепа душа?»
- Как можно назвать поступок, который совершили старшая и средняя дочери?
Учит.:Какие качества в людях научила вас ценить эта сказка?
О старшей и о средней.
Жестокий, бессердечный, необдуманный, легкомысленный.
Чуткость, отзывчивость.
IХ РефлексияУчит.:- На нашемсемейном дереве расцвёл ещё один цветок добрых человеческих отношений между родными и близкими людьми.Какими нас учит быть сказка? (ЧУТКИМИ, ЗАБОТЛИВЫМИ, ОТЗЫВЧИВЫМИ)
- Я, надеюсь, что вы любите своих родителей, стараетесь о них заботиться и радовать своими поступками.
- Задачи, поставленные в начале урока выполнили?
Х. Самооценка работы в парах.
Лист оценки работы в парах
№ п/п Что оцениваем? Критерии оценивания Оцен-каУчастие в работе? Все работали одинаково (2 балла) Один работал, другой соглашался (1 балл) Никто не хотел работать (0 баллов) Взаимодействие во время работы. Работали дружно, ссор не было (2 балла) Работали дружно, спорили, но не ссорились (1 балл) Не всегда получалось договориться (0 баллов) Правильность выполнения
Всё выполнено верно, без замечаний(2 балла) Были замечания, дополнения (1,2 ошибки) (1 балл) Более 2-х ошибок . (0 баллов) Всего ХI. Домашнее задание.
Пересказ от лица белочки.(Повышенный уровень)
Изменить концовку сказки и придумать продолжение.(Творческий)
Выполнить задание в тетради и прочитать «Белая уточка)798851802727