Статья на тему: Роль информационных технологий в современном образовательном процессе


Статья на тему «Роль информационных технологий в современном образовательном процессе»
Автор:
учитель начальных классов
Антонова Светлана Алексеевна
Санкт-Петербург
Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, устройств, процессов, используемых обществом для сбора, обработки и распространения информации в процессе обучения и воспитания.
Роль информационных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса.
В системе общего среднего образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, мультимедийным документам).
Мультимедийные технологии развиваются стремительно, и в этом развитии следует отметить некоторые тенденции, важные для системы образования: интеграция аудиовизуальных технологий с технологиями информационными и коммуникационными, возможности электронного обучения, использование интерактивных презентационных программно-аппаратных решений.
Однако широкое внедрение новейших интерактивных технологий в систему российского образования имеет определенные особенности и сложности. Во-первых, этот процесс проходит в условиях обновления образования, смены образовательной парадигмы, т.е. перехода от репродуктивной модели к творческой. Определяя характерные черты новой образовательной модели, следует отметить ее непрерывность, дистанционность, проектность, технологичность и диалогичность (учебный процесс как совместное творчество и диалог учителя и ученика). Учебный процесс ориентирован не только на содержание и логику предмета, но и на специфику восприятия аудиовизуальной информации, а также последующую профессиональную деятельность.
Активное внедрение новейших технологий может дать и негативный результат, так как сильное воздействие, оказываемое данными технологиями, способно привести, во-первых, к ухудшению психофизиологического здоровья учащихся и, во-вторых, к замещению воображения, творческой мысли учащихся. Интерактивные технологии должны мотивировать и возбуждать творческий интерес, а не захватывать и манипулировать. В этом и состоит особая роль педагогических и дидактических подходов в использовании информационных технологий в образовании.
На уроках в начальных классах использование информационных технологий (ИТ) ограничено. Это, в основном, показ презентаций, использование электронных тестов, работа с графическими и текстовыми редакторами. Но даже у презентации на уроке большие возможности. Это не только демонстрация на экране наглядного материала, но и развивающие упражнения, анимированные кроссворды для проверки знаний, викторины и занимательные игры, физкультминутки и многое, многое другое.
Учителя информатики и других учебных дисциплин должны оценивать качество и технологические возможности интерактивных досок, учиться планировать учебные занятия с применением технических средств интерактивности, создавать и использовать дидактические материалы в учебном процессе.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.
В области образования и обучения современные информационные технологии используются для преобразования образовательного процесса,
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Современные информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
К основным педагогическим целям использования средств современных информационных технологий можно отнести:
Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий: (повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей, увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации).
Развитие личности обучаемого, подготовка к жизни в условиях информационного общества: (развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики и технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность).
Работа на выполнение социального заказа общества: (подготовка информационно грамотной личности; подготовка пользователя компьютерными средствами; осуществление профориентационной работы в области информатики).