Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 — 4 классы Этика: азбука добра


Пояснительная записка
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами является формирование следующих умений:
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

Предметными результатами изучения : материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, на-ходить нужную информацию по нравственной тематике с помощью раз-личных каталогов.
Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса Формы организации занятий Основные виды деятельности
Школьный этикет (8ч)
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим Урок - беседа Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками
Забота о младших Урок - беседа Моделировать ситуации поведения с младшими, уметь проявлять заботу о других, сочувствие
«Познай самого себя» Час общения Объяснять причины своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, определять границы собственного знания и незнания
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю Час общения Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Как я работаю над собой Подвижные игры Адекватно оценивать свою деятельность, вносить корректировку, уметь контролировать свои действия
О терпении Урок - беседа Моделировать ситуации поведения в различных ситуациях, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Конец каждого дела обдумай перед началом Урок - беседа Уметь ставить конечную цель своей деятельности и планировать способы её достижения
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» Урок - беседа Уметь анализировать свои действия, адекватно принимать оценку других
Правила общения (8ч)
Вежливый ли я дома?
Традиции общения в русской семье. «Домострой» Урок - беседа Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов, обсудить правила «Домостроя»
Культура общения в современной семье Урок - беседа Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения
Правила приличия в житейских ситуациях Урок - беседа Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные нормы поведения
Культура спора Час общения Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины)
Правила этикета: знакомство Час общения Употреблять вежливые слова в различных ситуациях. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости
Язык, мимика и жесты Час общения Уметь точно излагать свои мысли, адекватно воспринимать других, используя жесты, мимику
«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» Час общения Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова
Игра «Город вежливости» прогулки на природу Уметь практически применять правила коллективных игр
О трудолюбии (7ч)
Культура физического и умственного труда групповые, наблюдение Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
Положительные герои в былинах и сказках работа в парах Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений
Книга — источник знаний игра Формулировать собственное мнение и позицию, осознавать необходимость самосовершенствования
Золотые руки работа в парах, игра Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
Кем быть? работа в парах, игра Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека, расширять познавательные интересы
Твоя малая родина экскурсии Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности
Герои труда встречи с интересными людьми Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
Культура внешнего вида (4ч)
Что такое культура внешнего вида? уроки гигиены Определять оптимальные правила внешнего вида
Одежда и осанка игра Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности, правила сохранения осанки
Вежливость и внешний вид уроки гигиены Применять основные правила вежливости и опрятности
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?» игра Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми
Внешкольный этикет (8ч)
Осваиваем правило «так нельзя» игра Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
Услышать собеседника игра Выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на восприятие позиции собеседника, уметь работать в паре
Готовимся к празднику игра Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
Что такое хорошо и что такое плохо игра Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми
В мире мудрых мыслей игра Уметь работать с дополнительными источниками информации, уметь объяснять пословицы
Россияне о любви к Родине Час общения Оценивать яркое проявление патриотизма
Повторительно – обобщающее занятие экскурсия Подвести итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию
Итоговое занятие экскурсия Подвести итоги, осознавать необходимость к самосовершенствованию
Учебно – тематический план
№ занятия Название раздела Количество часов
Теория Практ. занятия
1 Школьный этикет 5 3
2 Правила общения 6 2
3 О трудолюбии 6 1
4 Культура внешнего вида 3 1
5 Внешкольный этикет 4 4
Итого: 35 ч

Приложение к программе
Календарно-тематическое планирование
№ п/п дата Название раздела
Кол.часовПримечание
Школьный этикет 8ч. 1 02.09 Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим 2 09.09 Забота о младших 3 16.09 «Познай самого себя» 4 23.09 Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю 5 30.09 Как я работаю над собой 6 07.10 О терпении 7 14.10 Конец каждого дела обдумай перед началом 8 «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» Правила общения 8 ч.
9 21.10 Вежливый ли я дома?
Традиции общения в русской семье. «Домострой» 10 28.10 Культура общения в современной семье 11 Правила приличия в житейских ситуациях 12 Культура спора 13 Правила этикета: знакомство 14 Язык, мимика и жесты 15 «Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» 16 Игра «Город вежливости» О трудолюбии 7 ч.
17 Культура физического и умственного труда 18 Положительные герои в былинах и сказках 19 Книга — источник знаний 20 Золотые руки 21 Кем быть? 22 Твоя малая родина 23 Герои труда Культура внешнего вида 4 ч. 24 Что такое культура внешнего вида? 25 Одежда и осанка 26 Вежливость и внешний вид 27 «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Внешкольный этикет 8 ч. 28 Осваиваем правило «так нельзя» 29 Услышать собеседника 30 Готовимся к празднику 31 Что такое хорошо и что такое плохо 32 В мире мудрых мыслей 33 Россияне о любви к Родине 34 Повторительно – обобщающее занятие 35 Итоговое занятие Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся в классе, в школе.
Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
— использовать в речи слова вежливости;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
— оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Требования к уровню подготовки
Знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2012.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2012. 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2012. 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2011. 68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2011. 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2015. 41 с.
9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.