Открытый урок по русскому языку на тему Обобщение знаний об имени существительном (4 класс)


Русский язык. 4 класс.
Урок-путешествие
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Цель: Обобщить знания об имени существительном.
Задачи:
1)Познакомить с новыми словами; проверить сформированность знаний учащихся о правописании падежных окончаний, умение определять склонение и падежи имён существительных;
2) Развивать орфографическую зоркость, речь, умение подбирать проверочные слова;
3)Воспитывать усидчивость и внимание.
Оборудование урока: запись на доске, демонстрационная карточка, жетоны, таблицы, компьютер, экран.Ход урока.
I. Организационный момент.( Слайд 1)
Вот и прозвенел звонок
В школе начался урок,
Урок русского языка.
Тихо сели девочки.
Тихо сели мальчики.
II. Закрепление изученного.
-Сегодня у нас будет необычный урок русского языка.
Урок –путешествие. А на какую тему вы узнаете, если правильно выполните задание.
У нас 4 группы путешественников:
.1 группа отправляется на паровозике,
2 группа -на электромобильчике,
3 группа -электроавтобусе
4 группа -пешком.!
- У каждой группы на столе лежит конверт с загадкой. Первая команда загадывает загадку второй команде, вторая - третьей и т. д. За каждый правильный ответ группа будет получать жетон. Выигрывает та группа , у которой будет больше всех жетонов.
Идет с бархана на бархан
Двугорбый желтый великан.
Нести поклажу – тяжкий труд
В пустыне может лишь …(верблюд)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт.(лисица)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.(медведь)
Полюбуйтесь поскорей!
Перед вами - царь зверей,
Всколыхнулась чудо-грива,
Шелковиста и красива.
Грозный рык раздался вдруг,
Распугал всех птиц вокруг.
Ходит в клетке, озверев,
Царь зверей, короче...(лев)
(Слайд 2): верблюд, лисица, медведь, лев
1. Минутка чистописания. Разминка(Слайд 3)
-Назовите из одним словом.(животные)
-На какую букву начинается это слово? (начинается на букву «же»)
- Повторим написание этой буквы. Показ демонстрационной карточки. Напишите половину строчки Жж. Запишите строчную букву в соединении и элементом.(Слайд 4)
- Что ещё общего у этих слов? (имена существительные)
Путешествие будет посвящено теме: «Имя существительное»(Слайд 5)
- Какие орфограммы встречаются в этих словах?
- Спишите, подчеркните орфограммы.
I остановка «Парк львов»(Слайд 6)
-И мы попадем в парк. выполнив задание «Ответь на пять»
- Что называется именем существительным?
- Какие ещё части речи вы знаете?
- Как изменяются имена существительные?( по числам, по падежам)
- Какого рода могут быть имена существительные?(ж.р.,м.р.,с.р..)
- Как отличить существительные единственного числа от существительных множественного числа?(по окончанию)
- Как фразу «изменение по вопросам» сказать другими словами? (просклоняй)
- Какая часть существительного изменяется при склонении?(окончание)
- Сколько падежей у имени существительного? (6)
- Сколько типов склонения имен существительных вы знаете?(3склонения)
II остановка « ЗООПАРК» (Слайд 7)
-Вы попадете в зоопарк просклоняв слова :(жираф,тигр,кенгуру,зебра)
Запишите слова, выделив орфограммы.
Составьте с одним из этих слов предложение.
III остановка «Бабушкин дворик» (Слайд 8)
-Мы любим своих бабушек, потому что они нам рассказывают много интересного . Их речь очень красива от того ,что они часто используют фразеологизмы.
- Что такое фразеологизмы?
- Сейчас ваша задача подобрать к словосочетаниям левого столбика, устойчивые словосочетания из правого столбика и вставить пропущенные окончание.
Хорошо видно. Бояться собственной тен…
Очень медленно. Делать из мух… слона.
Быть трусливым. Видно как на ладон…
Сильно преувеличивать. В час по чайной
Висеть на телефон…
Очень быстро. Сломя голову.
Внимательно слушали. Ушки на макушке.
- Какой фразеологизм остался без пары, как вы его понимаете?
IV отдых «Физминутка» (Слайд 9)
Хома, хома, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хома раненько встает.
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хома хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хома сильным хочет стать!
V остановка «Детский сад маленьких львят»(Слайд 10)
-У вас на столах лежат листочки со словосочетаниями. Ваша задача вставить окончание, определить падеж имён существительных.
На шкуре льв.. , темные пятна, кормят молок.. , гулял по лес. ,под ног… трава, подбежал к пн. , посреди пол. , бежал по лес. , искать в лес. , познакомились с лес.. ,история с львенк.. .
-Проверим правильность выполнения задания.(Слайд 11)
VI остановка«Дом птиц»(Слайд 12)
-Прочитайте текст.
На тр.ве с.дела мандаринка.
Гру…ка белая. Хвостик черный с синим отливом. Крыл…я оранжевые с белыми полосками. На г…лове оранжевый атласный берет.
Ярослав залюбовался ею. До чего х.роша!.
- Какой это текст?
- Как его можно озаглавить?
- Спишите, вставьте пропущенные буквы.
- Проверим самостоятельную работу.(Слайд 13)
-Подведём итог игры.
-Посчитайте сколько у вас жетонов? В этой игре выиграла … команда. Активно работали …
- Что вам понравилось на нашем уроке?
Рефлексия.
«Лист самооценки».
Узнал что-то новое Научился
Расстроился Я получил радость
Удивился Ничего не понялД/з: составить рассказ о поездке в парк «Тайган», используя фразеологические обороты.