Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 — 2 классы Этика: азбука добра


Пояснительная записка
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами является формирование следующих умений:
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

Предметными результатами изучения: материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, на-ходить нужную информацию по нравственной тематике с помощью раз-личных каталогов.
Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса Формы организации занятий Основные виды деятельности
Школьный этикет (5ч)
Дисциплина в школе Урок - беседа Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками.
Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на перемене)
Дисциплина в классе Урок - беседа Воспроизводить правила поведения в классе и при взаимоотношении со сверстниками.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке)
В библиотеке: люби книгу Час общения Моделировать ситуации поведения в библиотеке
В библиотеке: люби книгу Практическое занятие Уметь работать с обложкой книги.
Практическая работа: ремонт книги
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Подвижные игры ( практическое занятие)Составлять план работы по поддержанию чистоты и порядка в классе и школе.
Правила общения (11ч)
Сопереживание, помощь друзьям Урок - беседа Уметь применять нужные слова, сопереживать в конкретной жизненной ситуации
Сопереживание, помощь друзьям Урок - беседа Уметь проявлять заботу о других, сочувствие
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» Урок - беседа Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов
Преданный друг Урок - беседа Моделировать отношения друзей: как правильно себя вести и что недопустимо в дружеских отношениях
О доброте и бессердечии Час общения Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры
Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова
Дал слово — держи его Час общения Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками
Диалоги со сверстниками и со взрослыми Час общения Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми
О зависти и скромности Час общения Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится прогулки на природу Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины, терпимость, толерантность)
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам прогулки на природу Уметь проявлять внимание к окружающим, заботу о них
Чего в другом не любишь, того и сам не делай прогулки на природу Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками
О трудолюбии (7ч)
Учусь всё делать сам групповые, наблюдение Оценить уровень собственного самообслуживания, составить план корректировки
Учусь всё делать сам работа в парах Определить, чему можно научиться самому, у друзей, взрослых
Взаимопомощь дома и в школе игра Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его
Труд моих родных работа в парах, игра Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях
Труд людей вокруг нас работа в парах, игра Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
В мире мудрых мыслей экскурсии Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека.
Трудолюбие как главная ценность.
Элементы культуры труда
Беречь результаты труда экскурсии Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда
Культура внешнего вида (4ч)
Правила личной гигиены уроки гигиены Определять оптимальные правила личной гигиены.
Составить памятку личной гигиены
Игра «Узнай по описанию» игра Соблюдать правила коллективной игры.
Оценивать внешний вид человека
Бережное отношение к своей одежде уроки гигиены Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные правила опрятности
Ремонт одежды национально-культурные праздники Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях
Внешкольный этикет (7ч)
Правила поведения в общественном транспорте Урок - беседа Воспроизводить правила поведения в общественном транспорте
Правила поведения в музее, кино, театре Урок - беседа Воспроизводить правила поведения в музее, кино, театре
Растения в жизни человека Урок - беседа Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
Братья наши меньшие Урок - беседа Выбирать заботливое с позиции нравственных норм отношение к животным
Бережное отношение к природе Час общения Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации
В мире мудрых мыслей Час общения Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику)
Повторительно – обобщающее занятие экскурсии Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми, использовать доброжелательный тон в общении
Итоговое занятие экскурсии Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми, использовать доброжелательный тон в общении
Учебно – тематический план
№ занятия Название раздела Количество часов
Теория Практ. занятия
1 Школьный этикет 3 2
2 Правила общения 6 5
3 О трудолюбии 6 1
4 Культура внешнего вида 3 1
5 Внешкольный этикет 4 4
Итого: 35 ч

Приложение к программе
Календарно-тематическое планирование
№ п/п дата Название раздела
Кол.часовПримечание
Школьный этикет 5 ч. 1 01.09 Дисциплина в школе 2 08.09 Дисциплина в классе 3 15.09 В библиотеке: люби книгу 4 22.09 В библиотеке: люби книгу 5 29.09 Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. Правила общения 11 ч. 6 06.10 Сопереживание, помощь друзьям 7 13.10 Сопереживание, помощь друзьям 8 20.10 «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» 9 27.10 Преданный друг 10 О доброте и бессердечии 11 Дал слово — держи его 12 Диалоги со сверстниками и со взрослыми 13 О зависти и скромности 14 Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится 15 Учимся понимать настроение другого по внешним признакам 16 Чего в другом не любишь, того и сам не делай О трудолюбии 7 ч. 17 Учусь всё делать сам 18 Учусь всё делать сам 19 Взаимопомощь дома и в школе 20 Труд моих родных 21 Труд людей вокруг нас 22 В мире мудрых мыслей 23 Беречь результаты труда Культура внешнего вида 4 ч. 24 Правила личной гигиены 25 Игра «Узнай по описанию» 26 Бережное отношение к своей одежде 27 Ремонт одежды Внешкольный этикет 8 ч. 28 Правила поведения в общественном транспорте 29 Правила поведения в музее, кино, театре 30 Растения в жизни человека 31 Братья наши меньшие 32 Бережное отношение к природе 33 В мире мудрых мыслей 34 Повторительно – обобщающее занятие 35 Итоговое занятие
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся в классе, в школе.
Содержание курса внеурочной деятельности
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
— использовать в речи слова вежливости;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
— оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Требования к уровню подготовки
Знать :1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь :1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2012.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2012. 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2012. 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2011. 68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2011. 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2015. 41 с.
9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.