Конспект урока по литературному чтению на тему Как мужик убрал камень (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс

Тема: Басня Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».
Формируемые УУД:

Предметные:
- изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;
- сформировать понятие о басне, о морали басни;
- показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;

Метапредметные:
- сформировать опыт творческой деятельности;
- развивать интерес к художественному слову;
- развивать умение выразительно читать;
- развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

Личностные:
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других. 

Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по  коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать своё предположение.

 Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

 Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень», презентация, портрет Л.Н. Толстого.



ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
- Вот звонок нам дал сигнал:  поработать час настал.  Так что время не теряем, И  работать начинаем.
2. Проверка домашнего задания.
- Вспомните, чему был посвящён наш с вами прошлый урок? (Мы узнали о творчестве Л.Н. Толстого, читали его рассказ «Детство»)
У вас было домашнее задание и надо было подготовить пересказ, ответить на вопросы после текста, выполнить задание в тетради и по желанию придумать свои вопросы к тексту. Давайте проверим, что у вас получилось.
Проверка пересказа отрывка «Детство».
Ответы на вопросы после текста.
Проверка задания в тетради.
Ответы на вопросы, составленные детьми.
- А какие еще произведения Л. Н. Толстого вы читали? (Выставка книг)
Дети называют произведения Л.Н. Толстого.

- Молодцы вы прекрасно справились с домашним заданием.
3. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
– Сегодня на уроке будем изучать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Вспомним что такое басня, в чём её особенности, составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни, поработаем над пословицами. (слайд 1)
4. Изучение нового материала. Актуализация знаний
-Для начала давайте вспомним определение басни.
–Что такое басня?
 Какое определение дает толковый словарь Ожегова? (находит 1 ученик)
 1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
 2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова) (слайд 2)
– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.) (слайд 3) - А какие ещё особенности басни вы знаете?
-интересный короткий занимательный сюжет;
-мало описаний;
-много диалогов;
-героев обычно несколько;
-главный герой выражает основную идею;
-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;
-высмеиваются человеческие пороки.
-короткое повествование в стихах или прозе; -наличие морали; - комизм; -поучительность;.
– Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.) (слайд 4)
-А что басни высмеивают? (слайд 5)
-лесть
-ложь
-глупость
-лень
-безнравственность
-невежество
-хвастовство

-Чему учат басни? (слайд 6)
-дружбе
-трудолюбию
-усердию
-честности
-доброте
-отзывчивости
-благородству
-благодарности
-добывать знания
Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?
 Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков. 
Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)
-А откуда же к нам пришли басни?
 Немного истории.
(слайд 7)
Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем этого времени является полулегендарный Эзоп (6 век до н.э.). (слайд 8)
 Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.
 Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.
До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
(слайд 9)
В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева, лукавоумудренная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.
Лев Николаевич Толстой тоже написал басню.  (слайд 10)
 -А сейчас вы послушаете запись басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Постарайтесь определить мораль этой басни. Обратите внимание, в названии басни есть вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.
Звучит аудиозапись басни

-Понравилась ли вам басня?
-Что понравилось в басне? - Прочитайте басню про себя. Определите непонятные слова.
Словарная работа
-Какие слова показались трудными? -Есть ли такие слова, которые непонятны? - Давайте разберём значение слов: (слайд 11) Инженер – специалист с высшим техническим образованием. Порох – взрывчатое соединение или смесь. Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, Выдумка – вымысел, изобретение. - Теперь текст понятен. Прочитаем басню вслух и поупражняемся в выборочном чтении.

5. Первичное закрепление.

-Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы. Попробуем составить план басни.

О чем говорится в 1 части. - Где лежал камень? Чем он мешал горожанам? О чём попросили инженеров?
Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? Озаглавливает 1 ряд (Камень на площади). -О чем в говорится во 2 части? -Что предложил 1 инженер? -Что предложил 2 инженер? -Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько? -Как озаглавим? (Спор) – 2 ряд 3 часть. -Что предложил мужик?
-Сколько он запросил?
- Какое решение проблемы стоило дешевле и на сколько?
-Почему ему дали еще 100 руб. -Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка) – 3 ряд озаглавливает -За какие деньги инженеры хотели убрать камень? -Кто вызвал удивление инженеров? -Как вы его себе представляете? Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации. (слайд 12) (Ученики зачитывают отрывок басни)
-Какие строчки из басни подходят к этой иллюстрации? Зачитайте.
-Какими чертами обладал мужик?
-В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого? Откройте рабочую тетрадь с. 34. Задание выполняют самостоятельно: Как ты думаешь, в чем заключается главная мысль басни Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)
-Почему данное произведение можно назвать басней?
Найдите строчки, в которых заключена мораль басни.
- Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы).
6. Работа по тексту.
Прочитайте басню по цепочке. В рабочей тетради отметьте, какие из пословиц отражают главную мысль басни?
7. Физкультминутка
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся. Раз, два, три.
Влево тоже наклоняйся. Раз, два, три.
Покрутились, повертелись
И за парты тихо сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И опять читать мы начинаем.
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
- Сейчас я предлагаю вам хорошенько подумать, проявить смекалку и сообразительность. Вам нужно выбрать одну из пословиц и самостоятельно по ней составить рассказ-басню.
9. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Выразительно читать изученную басню и пересказывать. Можно нарисовать рисунок.

Выставление оценок за урок.
10. Рефлексия ( подведение итогов).
-Что делали на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке? (Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.) Как называется нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни? Это мораль басни )
-Что интересного узнали  на уроке?
-Нужно ли изучать басни?
- Что этот урок дал для жизни? -Какую цель мы поставили в начале урока?
- Достигли мы поставленной цели?
-Урок понравился?

Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте руки в знак согласия.
-Я знаю, что такое басня.
-Я знаю, что такое мораль басни.
- У меня не все получилось в работе.
-В самостоятельной работе у меня всё получилось.
- Я не доволен своей работой на уроке.
-Я доволен своей работой на уроке.
-Молодцы.
Урок хочу закончить стихотворением:
Чтоб урок прошёл не зря Вам желаю я, друзья, Чтоб вы с книжками дружили И воспитанными были!








13PAGE 15


13PAGE 14115




 
·