Разработка открытого урока Поэтический диспут в кафе Бродячая собака,посвященный русской поэзии Серебряного века


МОБУ ООШ с.Новоиликово


Провела:
учитель русского языка и литературы Жадова С.А.

10 апреля 2015 года
Тема: Поэтический диспут в кафе «Бродячая собака», посвященный русской поэзии Серебряного века
Цели.: Подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме, показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой формировалось русское общество, закрепить интерес учащихся к русской поэзии, рассказать о богатстве тем, образов поэзии разных направлений, продолжить работу над формированием умения вести дискуссию, выступать в роли оппонентов, особое внимание уделить таким понятиям, как аргументированность, логичность, эмоциональность, точность речи, совершенствуя коммуникативные навыки учеников, развивать творческие способности детей через театрализацию , воспитывать интерес к русской культуре и истории.
Оборудование: экран, проектор, оформление в виде кафе.
Ход урока
1.Орг.момент.
Учитель: Что обозначают эти изображения
( дети отвечают, что это эмблемы Года литературы)
Учитель дополняет:

Слайд 1.Эмблема Года литературы в России:Официальный символ изображает профили великих русских писателей и поэтов Александра Пушкина, Николая Гоголя и Анны Ахматовой, выполненных в цветах российского флага.
Слайд 2.Эмблема в Башкортостане работа редактора журнала «РАМПА. Культура Башкортостана» Тонконогого Игоря Валерьевича
Основным элементом эмблемы Года литературы в Республике Башкортостан является гусиное перо. Его верхняя часть изображена в виде крыла Пегаса и Акбузата (крылатые кони - символы вдохновения и Башкортостана), а над пером красуется цветок курая. След от пера – флаг Башкортостана. В нижней части эмблемы имеется надпись «год литературы» на башкирском и русском языках и указан год. Основным цветом эмблемы Года литературы является синий.
Литература – это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями.
С.Шаумян
Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день, ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников.
М.Горький
Слайд 3.Шум города затих,Тоски распались узы,И чувствует душаПрикосновенье Музы.
4 слайд – тема урока
5 слайд: Учитель: Дорогие друзья! Муза приглашает нас совершить путешествие в Серебряный век русской поэзии.
Дорогие ребята, наш урок сегодня необычный. Я приглашаю вас в Кафе «Бродячая собака». Приглашаю окунуться в атмосферу начала 20 века, в атмосферу споров, диспутов, почувствовать, как остро стоял вопрос о дальнейшем развитии искусства, и особенно поэзии.
6 слайд: Это было время поэтическое. Какое созвездие имен: И.Анненский, Н.Гумилев, А.Ахматова, В.Брюсов, И.Северянин, В.Маяковский, А.Блок.
7 -8 слайды:В 1933 году критик Оцуп предложил назвать это время Серебряным веком.
Серебряный век – это взлет русской культуры. Это время величайших достижений в науке, живописи, философской мысли и, конечно, в поэзии. Это острое желание свободомыслия, особое ощущение своего «я» в этом катастрофическом мире.
9-10 слайды- Начало века дало такое количество
талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба
11 слайд:Романс А.Вертинского «Уже падают листья»
(пока учитель говорит, музыка играет)
Итак, давайте перенесемся в 1914 год, зайдем в кафе «Бродячую собаку» и станем свидетелями разгоревшегося спора о том, какой должна быть современная поэзия, нужна ли оно в столь сложных условиях. Ведь 1914 год – это год начала Первой Мировой войны, это время кризиса буржуазных отношений, это предреволюционное грозовое время.

Вывеска кафе «Бродячая собака»
12 слайд: «Бродячая собака» - знаменитое петербургское кабаре. За свой недолгий век оно стало легендой Петербурга – Петрограда. В воспоминаниях часто встречаются записи о насмешливо-праздничной атмосфере кабаре. «В 1913 году оно было единственным островком в ночном Петербурге, где литературная молодежь, в виде общего правила не имевшая гроша за душой, чувствовала себя как дома». Само название символизировало бесприютность, потерянность в жизни, и они (создатели и посетители) пытались создать себе теплое пристанище, где царил культ искусства, особая атмосфера.
Находилась кабаре в подвале дома №5 на углу Михайловской площади. У истоков создания стояли Борис Пронин, Алексей Толстой, Всеволод Мейерхольд.
Оформление было простое и скромное. Две небольшие комнаты, вмещавшие иногда до ста человек. В залах столики, за которыми можно было весь вечер пить чай, есть бутерброды. Всегда звучала музыка. Эти стены видели многих знаменитых поэтов. Но все же… мы приглашены на встречу.
Слово учителя. Приглашение в кафе.

Слышите музыку? (Звучит песня Н.Вертинского). Романс А.Вертинского «Уже падают листья».
Диспут скоро начнется. Поспешим. Я слышу за одним из столиков разговор об исторических процессах этого сложного времени. Давайте прислушаемся к беседе.
В клубе “Бродячая собака” гремел рокочущий бас, раскованный, могучий, Владимира Маяковского (представляемые поэты встают,раскланиваются), звучал бархатистый, грудной голос Анны Ахматовой; читал свои таинственные, мистические стихи А. Блок; звучал высокий, звонкий, гибкий голос Марины Цветаевой. А среди них – чудесный, как весенний цветок, голос Сергея Есенина.
Учитель. Я вижу в зале много молодежи. Как это замечательно, что вы пришли поговорить о поэзии, надеюсь, и почитать стихи любимых поэтов. Не хотите ли выступить?
13,14,15 слайды: Выступление, представителей символистов – Орехов Владислав

(Учащийся убеждает присутствующих в том, что символизм – это то новое, что необходимо поэзии. Это то духовное начало, которое необходимо душе человека с ее стремлением познать истину, мироздание. Звучит сообщение о чертах символизма. Выступающий убеждает присутствующих в том, что символизм обогащает, развивает ассоциативную сторону души, возвышает человека
Также рассказывает о биографии А.Блока и читает наизусть стихотворение «О, весна без конца и без краю
Учитель: Друзья! Прошу спокойствия. Ведите себя прилично. Я рада сообщить вам о приезде нашей дорогой Анны Андреевны Ахматовой.
(Бурные рукоплескания).
Слайды 16,17,18 :Выступление Дырнаевой Динары об акмеизме (Лидер акмеистов восторженно рассказывает о главных достоинствах акмеизма, о стремлении изобразить весь мир в его неповторимых красках, звуках.)
Анна Ахматова:
Да, я любила их – те сборища ночные,На низком столике – стаканы ледяные,Над черным кофием голубоватый пар,Камина красного тяжелый зимний жар,Веселость едкую литературной шутки –И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
Чтение стихотворения А.Ахматовой. (Ученица выступает на импровизированной сцене, закутавшись в шаль). Анна Ахматова
Учитель: Какая радость, что сегодня с нами вы, королева стиха. В нашем кафе много ваших поклонников. И они все хотят услышать от Вас лично вашу биографию
Анна Ахматова: Я родилась 11 июня 1889г. под Одессой. Годовалым ребенком была привезена в Царское Село. Там прожила до 16 лет… Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет…
Учитель читает стих Николая Гумилева «Жираф»

(Футуристы вновь кричат и свистят. На сцену летят скомканные листы бумаги).Ведущий. Какой прекрасный вечер…
Слайды 19,20,21:(На сцену выходит представитель футуристов и отталкивает ведущего).

Выступление представителя футуристов Чернова Юрия, который скандирует:
-Долой ваше искусство!
-Долой Пушкина!
-Долой все знаки препинания!.. ( «Футуристы» высказывают основные положения Манифеста «Пощечина общественному вкусу»).
Звучит стихотворение В.Маяковского – Чернов Юра
Учитель: К футуристической кампании Маяковского не было равнодушных. Их публичные выступления, поездки по стране вызывали самые шумные, самые противоречивые отклики. Действительно, необычно парадоксально звучат стихи Маяковского. Он находит в повседневности что-то причудливое и неожиданно, фантастически делает это ярким.
(Представители акмеистов и символистов шикают, требуют, чтобы выступающие покинули сцену).
Учитель. Господа! Достаточно! Прекратите шуметь! Кто-то еще хочет высказаться
Динара - Прошу слова!
-Я хочу рассказать о литературном направлении имажинизм.
Слайды22,23,24:Выступление Дырнаевой Динары о Сергее Есенине.
Песня «Отговорила роща золотая »(поет Динара, остальные подпевают)

Учитель : Есенина полюбили, ему многое прощали. Есенина зазывали в литературные салоны, кафе, чтобы послушать нежные, напевные стихи, какие никто не писал.
Учитель: Но были еще и поэты вне направлений Марина Цветаева. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Она хорошо была знакома с Валерием Брюсовым, Сергеем Есениным, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским и другими талантливейшими людьми.
Слайды 25,26,27:
Батыркаева Светлана рассказывает от имени Марины Цветаевой биографию , стих «Мне нравится ,что вы больны не мной!»

Выступления учащихся
Слово учителя. Вернемся в наш класс
.Выступление учащихся-консультантов.
Мы голос из будущего. И хотим рассказать о судьбе тех, кто составляет славу и гордость России…
Слайд 28- Владик.А.А.Блок. В 1921 году Блок написал, что перестал слышать музыку революции. Он серьезно болеет. Мучает все: голод, холод, душевные переживания. Когда Блок , наконец, получит разрешение на выезд за границу на лечение, сделать этого уже не сможет. Через несколько дней его не станет.
Слайд 29- Юра Н.Гумилев. 1921 год. Пройдя через застенки ЧК, Гумилев , несправедливо обвиненный в контрреволюционном заговоре, будет расстрелян.
Слайд 30 - Динара.А.А.Ахматова. 1925 год. Выходит Постановление об изъятии поэтессы из обращения, что означает творческую смерть. 30- годы - годы страха и ужаса (аресты сына, мужа), в 1946 году исключена из Союза писателей. Восстановлена лишь в 1953 году. Умерла в 1966 году.
Слайд 31 - Света В.В.Маяковский. Посвятил свою жизнь служению революции. Нестерпимо относился ко всякой «дряни»: бюрократизму, мещанству, волоките и другим недостаткам советского строя. Организовал выставку «20 лет творческой деятельности». Но никто из руководителей официально не посетил выставку, выказав тем самым пренебрежение к поэту. Это стало ударом. И хотя в предсмертной записке есть такие слова: «Семейная лодка разбилась о семейный быт»,- не только это стало причиной самоубийства поэта. Маяковского не стало в 1930 году.
Заключительное слово учителя.
Спасибо за выступление. Как энергично, серьезно отстаивали вы свою точку зрения. С какой любовью говорили вы, молодые люди 21 века, о поэзии, такой разной, противоречивой.
Трагически сложилась судьба большинства гениев Серебряного века. Они прошли сквозь революции, Мировую и Гражданскую войны, эмиграцию, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения.
Но пронесли, несмотря ни на что, свою веру в великую Россию и любовь к своей Родине.
Слайд 32: Учитель: Ребята! Нужна ли поэзия? Какой должна быть поэзия? Что открыла вам поэзия Серебряного века?
Пусть в это время звучит музыка И.Штрауса, его мелодии часто звучали в кабаре «Бродячая собака», в которое мы перенеслись сегодня на машине времени.
Проверим ваши знания, раздаются листочки с тестами
Тесты выполняют фронтально, по очереди вслух читают вопросы ,и кто знает ответы поднимает руки)
(Звучит песня Н.Вертинского). Романс А.Вертинского «Уже падают листья».
Урок заканчивается песней С.Есенина. «Письмо матери» (поют все вместе)
Слайд 33:
Домашнее задание : написать сочинение
- В чем особенности творчества современников «серебряного века»?
-Русский «серебряный век» незабываем и неповторим.