Урок по истории Казахстана Археология

Открытый урок по истории в 5 классе.

Тема: Археология.

Цели: 1. Знать: Что такое археология? Как осуществляется поиск археологических источников? Какие археологические пямятники находятся на территории Казахстана?
2. Развивать: образное мышление, воображение, представление, умение совершать заочные экскурсии в прошлое.
3. Формировать: умение рационального и эмоционального умственного труда.

Оборудование урока: учебник, экспонаты из школьного музея, дополнительная литература с иллюстрациями, слайдовый материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока: 1. Организационный момент.
2. Постановка задач на урок.
3. Изучение нового материала.
4. Физкультурная минутка.
5. Запись об археологических источниках в Казахстане.
6. Закрепление новой темы.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
9. Выставление оценок.
Этапы урока:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о вспомогательной исторической дисциплине – археологии. Это новая для вас наука. Об этой науке в своё время хорошие слова сказал Владимир Берестов. Послушайте:
Среди развалин, в глине и пыли
Улыбку археологи нашли.
Из черепков, разбросанных вокруг
Прекрасное лицо сложилось вдруг.
Взошла Луна. И долго при луне
Стояли мы на крепостной стене.
Ушедший мир лежал у наших ног,
Но я чужим назвать его не мог.
Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Наши задачи на урок:
- Что такое археология?
- Как работают археологи?
- Какие археологические памятники расположены на территории Казахстана?

3. Изучение новой темы:
1. Учащиеся записывают термины в тетрадь – археология, археологические источники (слайд 1). Учитель записывает определения на доске.
2. Теперь, ребята, давайте посмотрим, когда и где зарождается наука «Археология». Откройте страницу 15 в учебнике. Обратите внимание на второй пункт параграфа, который называется «Археологические понятия».
Прежде чем прочитать текст, зарисуйте себе в тетрадь такую схему:

Зарождение науки
Когда?
Где?
Что?

4 в. До н.э.
Древняя Греция, Платон.
Предметы культуры, орудия труда, останки людей.

14-15 вв.
Западная Европа


50-90-е гг. ХХ века
Казахстан



Прочитайте текст и заполните таблицу. Учитель спрашивает несколько учащихся по пунктам таблицы.

3. Далее следует рассказ учителя о науке «археологии». Начало со слайда 2. Археологию ещё называют наукой «лопаты». Ответить вместе с учащимися на вопрос со слайда 2. Затем нужно сказать о культурных слоях – слайд 3.
Первым человеком была «Люси» - слайд 4. Важными находками археологов считаются орудия труда, посуда и наскальные рисунки – слайды 5,6. Они помогают сделать очень много открытий. Затем нужно показать учащимся экспонаты из школьного музея. Задать вопрос классу – что мы можем сказать об этих находках? Из чего они сделаны? Также нужно показать учащимся развороты книг с фотографиями орудий труда.
Очень много информации о древности дают раскопки древних городов. Смотреть иллюстрации из учебника – стр. 14-15. Также следует показать развороты книг с раскопками городищ.
Что вы можете сказать о таких типах раскопок? Что из них можно узнать?

4. Далее следует рассказ учителя о работе археолога. Учащиеся записывают в тетради «Работа археолога», а потом вместе с учителем кратко записывают этапы работы археолога.
1. Раскопки, курганы (слайд 12, 10)
2. Составление плана-сетки (слайд 8)
3. Чертёж (слайд 9)
4. Реконструкция (восстановление) (слайд 11)

5. Проведение физкультминутки.

6. Запись в тетрадь археологических памятников в Казахстане.
А теперь, ребята, давайте запишем археологические памятники, которые находятся на территории Казахстана. Откройте стр. 16. Найдите 3 абзац. Внимательно прочитайте его.
Вместе с учителем они находят и записывают археологические памятники (их можно записать сразу на доске под разделом «запомни»). Обязательно нужно спросить пару человек по заданию.
Бегазы-Дандыбай (царские курганы).
Иссыкский курган («Золотой человек»).
Курганы с «усами».
Если останется время, то можно записать ещё и казахстанских учёных-археологов – Алькей Маргулан, Кемаль Акишев, Мир Кадырбаев.

6. Закрепление темы:
1. Ребята, как вы думаете, достигли ли мы целей, которые поставили сегодня на урок? (Обратиться к целям, записанных на доске).
2. Мы узнали, что такое археология? А что такое археология?
3. Как вы думаете, тяжела ли работа археолога? А вы хотите стать археологами в будущем?
4. А почему археологию называют наукой «лопаты, совка и кисточки»?
5. Что нам дают археологические источники? Зачем нужно их изучать?
(Снова нужно обратиться к экспонатам из музея. Пусть учащиеся опишут их).

7. Записываем домашнее задание:
1. Параграф №4, стр. 14. Читать.
2. Опишите любой вещественный источник, который находится у вас дома (Что это?, Как он выглядит?, Для чего он предназначен? Каков его возраст?).

8. Рефлексия.
Рефлексия проводится на отдельных листах. После заполнения рефлексивной карты, учащиеся сдают её.

9. Выставление оценок.
Всем спасибо за работу, помощь на уроке. Молодцы!

Рефлексивную карту смотреть ниже.











Рефлексивная карта учащегося

Фамилия, имя ______________________________________________

Тема урока _________________________________________________

Я узнал(а), что?











Я понял(а), что? Я удивлён(а), чем?















Свою работу на уроке я оценю на ___________________








13PAGE 15


13PAGE 14115